Эпатаж что это такое

Что такое эпатажный человек: признаки эпатажности

эпатаж что это такое

Слово эпатаж можно услышать во многих популярных передачах. Термин характеризует определённый психологический тип людей и стиль поведения. Когда о человеке говорят эпатажный, это означает, что индивидуум делает всё, чтобы выделиться из общей массы, стремится быть непохожим на других, противопоставляет себя обществу.

Лели Гагу справедливо называют королевой эпатажа.

Что такое эпатажный

Стремление привлечь к себе внимание может преследовать различные цели. Для кого-то это стиль жизни и свойство характера. Для большинства же эпатажное нестандартное поведение – продуманная политика, направленная на заманивание клиентов, если речь идёт о торговых брендах, или поклонников, если речь идёт о звёздах.

Слово эпата`ж (epatage) пришло из французского языка и переводится как «подножка». Оно применимо для выходок,  которые идут вразрез с общепринятым стилем поведения. В некоторых случаях его можно заменить синонимами:

  • скандальность;
  • асоциальность;
  • безнравственность;
  • шокирование;
  • аморальность;
  • выходка и т. д.

В различных ситуациях можно применить одну из вышеперечисленных характеристик. Но не всегда. К примеру, эпатажно — это не всегда аморально и не всегда асоциально. Каждый, кто хочет обратить на себя внимание, устанавливает собственные рамки. Шокировать можно различными способами, проявляя не только отрицательные стороны личности.

Стилиста Зверева можно смело назвать эпатажным человеком.

Что такое эпатажность

Мы определились с тем, что представляет собой понятие «эпатажный». Если углубиться в суть вопроса, можно понять, что эпатажность – это признак современности. В XXI веке данный стиль поведения всё чаще характеризует не стремление противопоставлять себя традициям, а образ мышления и даже искусство.

Главными виновниками проявления описываемого понятия являются авангард и модерн, сподвигнувшие общество начать переоценку устоявшихся ценностей. Революционные направления искусства оказались на одной из чаш весов и выступили в роли оппонентов наскучивших всем новостей, главная цель которых состоит в том, чтобы запугать людей и с помощью страха манипулировать ими.

Эпатажность проявляется не только в поведении. Это и одежда, выбивающаяся за рамки привычных представлений, и художественные творения, покоряющие мир своей дерзостью.

Роман и фильм «50 оттенков серого» — наглядный пример эпатажного искусства.

Эпатажный человек в современном обществе

Эпатажность – явленье, которое проявлялось в обществе во все времена. В прошлом оно было редкостью, и могло стоить человеку не только свободы, но и жизни. Непохожесть каралась пытками и казнями. Стоит вспомнить охоту на ведьм и инквизицию.

В современном обществе эпатаж воспринимается по-разному. Всё зависит от того, как эпатажный, стремящийся к неординарности человек себя преподносит. В XXI веке даже откровенно аморальное поведение не всегда осуждают. Примером тому служит недавно прославившаяся в передаче Малахова Шурыгина, которой дурная слава принесла большое количество поклонников. Публика неоднозначно оценила поведение девушки. Как её сторонники, так и противники вознесли жертву изнасилования на пьедестал славы.

Признаки человеческой эпатажности

Фредди Меркури сражал поклонников своей эпатажностью

Зная значение понятия «эпатажность», несложно составить портрет человека, подходящего под данное определение:

  • склонность к скандальным действиям;
  • умышленное провоцирование общественного мнения;
  • поведение, вызывающее шок у окружающих;
  • противопоставление себя нравственным устоям.

За эпатажностью отдельной личности могут скрываться как гениальность, так и банальное стремление привлечь к себе внимание.

Часто обычные люди стремятся быть эпатажными, следуя примеру звёзд. В мире талантливых людей есть немало примеров противопоставления себя традициям.

Примеры эпатажных личностей

В искусстве есть немало примеров, когда талантливый мастер слова или кисти, певец или актёр творили нечто, что выходило за рамки традиций, а нередко и противопоставлялось им:

  • Сальвадор Дали. Каждая картина гениального мастера – это удар по традиционному искусству.
  • Российский футурист Д.Д. Бурлюк сложил строки, которые у многих вызвали неоднозначные чувства. Достаточно одной строки «Мне нравится беременный мужчина», чтобы понять, что творение выходит за принятые рамки.
  • Советский архитектор Мельников. Дом-улей, сооружённый в Москве, выбивается за рамки привычной для глаз архитектуры.
  • Всемирно известный певец Элтон Джон и в стиле исполнения, и в одежде, и в поведении противостоит тому, к чему привыкла общественность.

Эпатажными личностями являются Либераче, Майкл Джексон, Принс, Мерлин Мэнсон, Бой Джорж и многие другие.

Кто такая эпатажная женщина

Майли Сайрус с помощью эпатажа избавляется от образа примерной школьницы

Не менее мужчин преуспели в эпатаже представительницы прекрасной половины человечества. Не боясь спровоцировать общество на отрицательное к себе отношение, они создают яркие противоречивые образы.

Эпатажная женщина – это та, которая не побоялась быть непохожей, не стыдящаяся своей неординарности. Это может быть толстушка или искусительница, модница или гонщица.

Самые популярные представительницы «вида»:

  • Леди Гага;
  • Лолита Милявская;
  • Линдси Лохан;
  • Кортни Лав;
  • Мадонна;
  • Наоми Кэмпбелл и многие другие.

Эпатажность постепенно превращается в модное движение. Всё меньше люди удивляются проявлениям неординарности, граничащим с распущенностью. Провокация, выходящая за рамки дозволенного, позволяет продвигаться по ступенькам популярности.

Эпатажность – это «капкан», цель которого — внимание окружающих. В нынешнем западном мире всё чаще можно слышать о таком явлении как эпатажный перфоманс. Самореклама вызывающего характера превратилась в модное веяние, которое повлияет на развитие общества.

Источник: https://oznachaet.ru/moda-i-stil/chto-oznachaet-epatazhnyy-i-epatazhnost.html

Эпатаж-маркетинг: как применять и к чему это может привести | Rusbase

эпатаж что это такое

У каждой рекламной кампании есть цель. Наша первая цель была зайти на рынок автосервисов и остаться у человека в голове. Мы понимали, что для автосервиса один из главных каналов коммуникации – это радио, ведь радио в основном слушают те, кто ездит на автомобилях. В 2013 году запустили первую радиорекламу.

Как писал Траут: «Маркетинг – это битва на поле шириной в шесть дюймов: в сознании потребителя».

Наша задача и была занять эти 6 дюймов с посылом, что мы – автосервис. Чтобы когда у человека возникала мысль: «Мне нужно в автосервис» – ему сразу приходили в голову мы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется человек который завидует

Так родилась идея ролика для радио. Мы не стали делать стандартный длинный ролик, уложились всего в 7 секунд и состоял он из одной фразы «Fit Service — автосервис», которая произносилась голосом, очень похожим на озвучку «Кураж Бамбей».

Это были 7 секунд, которые очень сильно заедают в голове, и это было эффективно:

  • Во-первых, это резонирует с остальными роликами, которые обычно идут 15-20 секунд.
  • Во-вторых, такой ролик невозможно пропустить, потому что человек старается не слушать рекламу по радио, игнорирует информацию, а когда возникает что-то внезапное, выбора у него не остается. Так получилось и у нас: на фоне остальных роликов противный голос, который три раза подряд повторял «Fit Service – автосервис» определенно привлекал внимание.
  • В-третьих, в рекламном блоке ролик повторялся 3-4 раза. Этого хватает, чтобы человек прошел весь путь от любви до ненависти к ролику. Но главное – результат – остаться в голове у потребителя, и когда ему нужно будет сделать выбор – чьей услугой воспользоваться или чей товар купить – он выбирал вас.

Стратегию выхода с коротким имиджевым роликом мы опробовали на Новосибирске и теперь запускаем во всех городах, когда заходим на новые рынки. Это вызов рынку – почти никто так не делает.

Но случались и казусы, люди звонили на радио с угрозами: «Я давно слушаю ваше радио и люблю его, но если вы не выключите этот дурацкий ролик, я перестану вас слушать!». Но мы считаем это плюсом: если люди звонят, значит, они запомнили.

Безусловно, здесь есть такой момент, как восприятие – не всегда всем нравится такая реклама, иногда она ассоциируется с чем-то несерьезным, шуточным. Но восприятие бренда можно менять и поддерживать через другие каналы коммуникации: статьи, листовки, наружная реклама – то есть все то, что может позиционировать вас как профессионала, добавить к основной идее, которую хотите донести, ключевые особенности компании.

Одной рекламой на радио нельзя было привлечь клиента – сами понимаете, никакого предложения мы не несем, мы просто говорим, что мы – автосервис. Тем не менее получить широкую узнаваемость, остаться в голове потребителя у нас получилось. Мы проводили опросы – до 70% клиентов говорили, что узнали о нас из радиорекламы.

Подведу некий рекомендательный итог к этому кейсу: ролик должен быть максимально коротким и максимально въедливым – это уже давно говорят исследования, теоретики, но этого практически никто не делает. Еще на узнаваемости сказывается хорошая рифма. Реклама должна нести одну мысль, не стоит засовывать все преимущества в один ролик. ролик должен выделяться среди остальных, быть резонирующим на общем фоне.

Кейс 2. Голые девушки – двигатель франшизы

Наши конкуренты, работающие в том же направлении и тоже развивающие франшизу, в прошлом году приезжали в Новосибирск с семинаром по франчайзингу. Конечно, мы не могли пропустить такое мероприятие, мало кто в Новосибирске не знает о существовании нашей франшизы, но раз уж конкурентам удалось собрать целый зал тех, кто ищет развития своего автосервиса, или потенциально рассматривает возможность франшизы в сфере автосервиса – мы должны были там быть.

Сначала мы хотели просто послушать, а потом решили «засветиться» со своей франшизой. Наша задача была в том, чтобы люди, пришедшие на мероприятие, обратили внимание на другую франшизу, более известную в городе.

Мы не пытались сделать это грубо, с точки зрения бизнеса – это было бы неправильно, наоборот, хотели сделать что-то приятное для того, чтобы не вызвать негатив со стороны участников.

Было много идей, например, на кофе-брейк заказать пиццу, на которой будет написано что-то в стиле «С любовью, Fit Service». Остановились на таком приятном бонусе для мужской аудитории, как голая девушка.

Вообще, мы часто используем девушек для разных вариантов промо. Это привлекает внимание всех: как 18-летних студентов, так и 50-летних топ-менеджеров (и главное – не только мужчин, но и женщин), и нравится всем, хоть не все это открыто признают. Поэтому мы не боимся, что нас поймут неправильно.

Взяли девушку, разукрасили оранжевой краской, на груди написали «Хочешь?», а на спине «Франшиза Fit Service» и в определенный момент запустили в зал. Конечно, люди сразу перестали слушать спикера, а стали смотреть на девушку, фотографировать.

Поняв, что зал на стороне девушки, конкурент не стал прогонять ее, а, наоборот, позвал на сцену и признался, что реклама у нас отличная.

У слушателей осталось от этого яркое воспоминание – а это очень важно в маркетинге, важнее, чем просто рассказ о ваших преимуществах.

Они увидели наш подход к бизнесу, увидели, как будут работать с ними – не просто услышали где-то, что мы креативные и делаем интересные рекламные кампании, они увидели это вживую.

А главное – это дешево. Реклама на такую большую аудиторию стоила нам примерно 8 000 рублей. Что самое важное, выхлоп из этого был: подписали контракт на продажу франшизы.

Конечно, чтобы применять такие инструменты, нужно хорошо подумать, и иметь определенную смелость – ведь это на грани Но на такой грани рождаются интересные вещи, важно лишь иметь хорошую самоцензуру, чтобы не оказаться слишком грубым или пошлым в глазах потребителя.

Например, рекламные кампании на грани делает Burger King: активно обсуждаемые год назад слоганы «смотри не обострись» или «похоже на какое-то наедалово».

Подведу итог к этому кейсу: если вы готовы сделать что-то, что в привычном понимании выходит за рамки дозволенного, – решайтесь! Только будьте уверены, что сможете донести и другие ценности бренда до потребителя. Компаний, которые вспыхивают и затухают, сотни.

Самое важное – оказаться в нужное время в нужном месте. Есть еще один известный пример – рекламная война между BMW и Audi, где эти две компании откровенно издевались друг над другом. Люди видели все это, им было интересно, что будет дальше.

И в эту ситуацию вмешался Bentley – выпустил рекламный билборд, на котором был изображен солидный дедушка, показывающий средний палец. Реклама как бы говорит: «Мне все равно, что у вас происходит, нормальные люди знают, что покупать». Они сыграли на ситуации, на интересе людей, показали, что элитной марке все равно, что происходит в среднем классе. Это тоже была эпатажная реклама, и она была к месту.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Storytelling что это такое

Кейс 3. Стриптиз на эвакуаторе

Что мне нравится в «голых девушках» — так это то, что такой инструмент довольно дешевый и эффективный. Мы часто его используем. Хочу рассказать еще один кейс, в котором мы использовали самый простой инструмент – листовки, но смогли сделать так, чтобы люди были готовы остановиться и взять их.

Мы открывали новую станцию в Новосибирске, хотели традиционно сделать открытие интересным. В тот момент в наш город приехал цирк, который катался по городу на большом грузовике: циркачи светили фонариками, играла громкая музыка, в общем, было весело и привлекало всеобщее внимание. Их реклама дала о себе знать: билеты раскупили, а о циркачах писали многие СМИ, правда, не всегда положительно.

Мы решили сделать что-то подобное. У нас есть партнер с эвакуатором и к открытию станции мы организовали перфоманс: поставили на эвакуатор пилон, колонки, диван, на который посадили мужчину в шубе и девочек, которые танцевали стриптиз. Проехали на этом эвакуаторе по городу – в местах, где есть наши потенциальные клиенты.

Девочки раздавали листовки, где было написано про открытие новой станции и возможности пройти там бесплатную диагностику. Эвакуатор периодически останавливался на дороге (недалеко от станции), создавая пробку. Но автомобилисты были не против – они тоже останавливались, просили листовки, им было интересно узнать, что происходит.

Мужчины, которые ехали с женами, даже не боялись притормозить и посмотреть. Люди снимали на телефоны, просили сфотографироваться.

Это еще один пример эпатажной рекламы. Как результат – люди не обходят промоутера стороной, боясь получить ненужную листовку, а наоборот – подходят за ней сами.

Результат для нас был неплохой: получили примерно 160 клиентов и на две недели полностью загрузили новую станцию.

К чему все это

Недавно проводили исследование в Новосибирске, спрашивали у людей в местах крупного скопления автомобилей, какой автосервис вы знаете? И выяснили, что общая узнаваемость нашего бренда среди автомобилистов составила 79%, а top of mind – 60%.

Мы считаем, что большая заслуга таких показателей – как раз эпатаж, ведь именно такой маркетинг в большей степени привлекает внимание аудитории.

Материалы по теме:

Как будет развиваться реклама в 2017 году — прогноз от «знатока Мэдисон-авеню»

Источник: https://rb.ru/opinion/epatazh-adtech/

Гали абайдулов: «для меня эпатаж – это не предмет искусства»

эпатаж что это такое

 Татьяна Бушмакина, журнал «Мираман», 1 апреля 2015 года. Фото Валентина Копалова

Артист театра и кино, хореограф, режиссер-постановщик, а еще безумно интересный, талантливый и обаятельный человек рассказал о том, что хочет сказать зрителю мюзиклом «Вий», какие постановки считает безнравственными и почему к Новосибирскому театру музыкальной комедии относится с особым трепетом. 

«Новых форм не ищу. Создаю такой театр, который придумал сам» 

— Гали Мягазович, мое знакомство с вами, как с режиссером, началось с мюзикла «Гадюка», который вы поставили в Новосибирском театре музыкальной комедии. Спектакль, на мой взгляд, просто потрясающий. Смотрится на одном дыхании. Думаю, длись он хоть пять часов, зрители времени бы не заметили.

— Пять часов ни к чему. Зачем мучить зрителя? Ведь, как ни крути – если завлек людей в свой мыслительный процесс тем, что предлагаешь посмотреть на сцене, побудил мыслить, значит, заставил трудиться. А трудиться чересчур не надо. Вот я трудоголик и очень от этого страдаю. Работаю, работаю, работаю, а иногда хочется и отдохнуть И вообще считаю, что после спектакля у зрителя всегда должно оставаться послевкусие, желание продолжить. Ведь лучше не доесть, чем переесть.

— У меня после вашей «Гадюки», раз уж о ней заговорила, такое желание появилось. Смотрела его раза три. И все спектакли отличались друг от друга.

— Театр – это живой организм. На сцене живые люди — актёры. А они, в силу разных причин, к той или иной кульминации всегда подходят в разном состоянии. Поэтому сыграть одинаково одну и ту же роль хотя бы дважды невозможно. В этом и есть прелесть живого театра.

Театр изобретен тысячи лет назад и не то, что не умирает, а только развивается. Я новых форм не ищу. Создаю такой театр, который понимаю, в который верю, и в который сам играл, когда был артистом.

— И что это за театр?

— 22 года я был танцовщиком, потом стал балетмейстером. А в хореографии превалируют искусство мизансценирования, искусство развития мелодии через жест, через пластику тела. Я стремлюсь к тому, чтобы мелодия голоса переливалась в мелодию жеста и наоборот. Благодаря этому создается течение спектакля. Постановка бурлит, будто река, ручейки разъединяются, потом соединяются вместе Процесс идет, причем, прямо перед глазами зрителя.

При этом все действия в постановке должны быть наполнены смыслами, а не так, что актер сначала постоял в одном месте, а потом перешел и постоял в другом. Актер должен понимать, что и для чего делает. Тогда он будет чувствовать себя в своей тарелке, а внимание зрителя постоянно будет включено, и у него просто не будет шанса устать от того, что ничего не происходит. «Гадюка» — яркий пример такого театра. Да и многие другие мои спектакли выполнены в этом же ключе.

— И «Вий», премьера которого состоится в конце апреля, не станет исключением?

— Не думаю, что будут какие-то концептуальные различия. Я остаюсь верен тому театру, который придумал и который люблю. Театру, который одаривает зрителя какими-то смыслами. А для этого сначала надо понять, чего хочешь ты сам, как режиссер. Понять, почему берешься за этот материал и чем хочешь поделиться со зрителем. А дальше – фантазируешь, фантазируешь

— За «Вий» вы, например, почему взялись? Что этой постановкой хотите сказать зрителю?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое суждение определение

— «Вий» — это народное предание старины глубокой, передаваемое из уст в уста. Но эта история имеет настолько обобщенный характер, что какой стороной не поверни – увидишь свой смысл. Например, писатель, историк литературы Дмитрий Быков считает, что это дивная романтическая история.

И сцена полета на старухе — это лучшая сцена любовной литературы. Он рассматривает «Вий» с эротической точки зрения и никому не советует рассматривать с каких-то других, потому что других смыслов, по его мнению, там не заложено. Но гений есть гений. Хотел Гоголь этого или нет, но смыслов заложил в «Вий» очень много.

По крайней мере, там есть о чем поразмышлять.

Мы решили выделить духовную составляющую – борьбу за падшие души, показать, что только сила духа, сила веры способны противостоять любым бесам. Кто такой Хома? Человек, который готовил себя стать священнослужителем. При этом, недоучка, недознайка, духовный недоросль, грешил сам, да еще в грех во время поста и «вдовушек» вводил. Совершенно неокрепшая и безалаберная душа, без устоев и истиной веры. Просто маргинальный тип какой-то, да еще и трус! Это и приводит к страшному концу.

Все это, как калька ложится на современную действительность. Обратите внимание, сколько сейчас сект, которые перетягивают к себе слабые души и делают с ними, что захотят?!

Мне очень нравится идея, которую предложила автор либретто Нонна Кротова. Она ввела новый персонаж – девочку по имени Алёна, которая служит на подворье у Сотника. Актеры у меня спрашивают: «Почему вся эта нечисть не может ничего сделать с Алёной»? А я отвечаю: «Потому что истинную веру, истинную чистоту не победить»! Поэтому на нее и махнули рукой. А она, попав в самое гнездо «бесов», борется за спасение заблудших душ.

Все страхи от неверия. Хома-то от страха и помер. А вера держит, устои держат В общем, больше ничего не скажу – надо приходить и смотреть.

«Не мучаю артистов. На репетиции прихожу подготовленным»

— Вы ставите спектакли во многих городах, но на одном из порталов я прочитала, что с особым трепетом относитесь к Новосибирскому театру музыкальной комедии

— Конечно, с особым. Здесь у меня началась мощная карьера как хореографа мюзиклов, а впоследствии и как режиссера. Первой моей постановкой, как хореографа, был «Бал в Савойе». Потом шли «Сильва», «Свадьба Кречинского», «Шведская спичка», «Ханума», детский балет «Буратино». А затем были спектакли, которые ставил уже в качестве режиссера: «Гадюка», «Труффальдино»

Потом судьба распорядилась так, что на какое-то время мы с Театром музыкальной комедии разошлись из-за того, что по срокам не совпадали. А в прошлом году Леонид Кипнис предложил мне ставить мюзикл, и я оказался свободен. Ставим «Вий»!

— Причем, не раз слышала мнение, что ставите вы очень быстро!

— Каждый раз опасаюсь произносить эту фразу, думаю: » А вдруг скажу и это исчезнет» И все же – да, ставлю быстро. Благодаря балетному мышлению, я сочиняю в голове. К тому же, с пьесой работаю дома – не мучаю артистов, а на репетиции прихожу уже подготовленным.

Я сам, будучи артистом, никогда не любил балетмейстеров, которые половину часовой репетиции ходят по залу, чешут голову, пробуют что-то на актерах. Это не профессионально.

И артистов расхолаживает – они ведь пришли работать, им надо текст учить – вокальный и хореографический.

Я всегда начинаю «от печки», чтобы артисты сразу окунались в мой стиль, поняли, в каком жанре предстоит работать. Для меня это важно. Потом, когда смотрю первую репетицию, понимаю – устраивает ли меня то, что получилось или хорошо это было только в моей голове.

Если устраивает – идем дальше. Причем, стараюсь как можно быстрее дать артистам весь материал. Иногда они еще все свои вокальные партии до конца не знают, но тем не менее. Потому что артисты должны понимать спектакль от начала до конца, знать, о чем они поют.

— А вот артисты драматических театров, читала в одном из ваших интервью, настораживаются, когда узнают, что работать с ними будет Гали Абайдулов

— В работе с драматическими актерами есть свои сложности. Они не танцовщики, поэтому ставить нужно предельно просто, но чтобы это было максимально эффектно и эффективно.

Помню, участвовал в БДТ в пяти постановках подряд за один сезон, артисты читают очередной приказ: «Как? Опять ты здесь»!

Конечно, это комический эпизод. На самом деле, напрягаются те, кто меня не знает, кто со мной сотрудничает впервые.

— Работа хореографа-постановщика в кино кардинально отличается от театра?

— В работе над фильмами важна скорость, потому что репетиций там или архимало, или нет вообще. И нужно быстро сделать номер, показать режиссеру, получить его согласие и тут же начать снимать. Я так работать умею.

Хотя бывают ленты, в которых много репетиций. Например, в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег», который снимался одним кадром. В нем было много разных эпизодов, и последняя финальная сцена – мазурка на 9 минут.

На тот момент я уже много работал и в театре, и в кино, поэтому знал многих драматических артистов. Набрал не «балетных». Две недели по три часа в день мы репетировали мазурку.

И после того, как съемки завершились, камера уехала, ребята подошли ко мне и сказали: «Гали, а давай еще раз для себя, без музыки». Вот такой был кураж!

«Пытаться подать безнравственность как истину – не мой путь» 

— Были ли работы, которыми вы остались недовольны? И вообще, вы самокритичный человек?

— Самокритичный, и бываю недоволен работой, но до того, как показываю ее зрителю.

Есть спектакли, которые я не принимаю. Напрочь. Пытаться подать безнравственность как истину – не мой путь. Хотя я понимаю, почему это происходит. От бессилия и бесталанности постановщика. Для меня эпатаж – это не предмет искусства.

Источник: https://muzkom.ru/about/vpresse/press_vii_Gali_Miraman2015/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Как работать с подсознанием

Закрыть