Человек как биологическое и социальное существо

Биологическое и социальное в человеке

человек как биологическое и социальное существо

Человек — существо бинарное, имеющее двойственную природу — является существом биологическим и является существом социальным. Как биологическое существо, он принадлежит к биологическому виду Homo Sapiens. Этот вид характеризуется рядом видовых признаков:

  1. продолжительность жизни;
  2. принадлежность к полу;
  3. принадлежность к расе;
  4. детородный возраст женщины;
  5. наследственность — есть определенные врожденные особенности, задатки, которые реализуются лишь в обществе.

Уникальность набора генов каждого человека обусловливают его неповторимость, уникальность. А принадлежность всех людей. представителей всех рас, народов к одному виду является биологической основой равенства всех людей в правах, которые называются правами человека, то есть правами, которые имеет каждый человек.

Все задатки человека, особенности закладываются биологически, но формируются только в условиях социума. Человек обладает способностью усваивать язык — но усваивает ее только в обществе. Рука человека приспособлена к разнообразной деятельности — но учатся видам деятельности в обществе. Человек есть целостное единство биологического и социального уровней, интегрального единства, котороя приводит к формированию человеческой личности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Борьба биологического и социального

Человек выступает как единство и борьба противоположностей — биологического и социального. Новорожденный человек имеет все анатомо-физиологические признаки человека. Но если у животных существуют генетически определенные программы поведения, образ жизни, то человек усваивает эту программу только в обществе, через усвоение культуры.

Если ребенок не усвоит ее в раннем возрасте из-за оторванности от человеческого общества, то он уже никогда не станет человеком. Преобразование биологического в социальное происходит в процессе социализации, то есть в процессе освоения всего поля культуры. Это приводит к изменениям в способе проявления у человека ее видовых признаков.

Например, наследственные болезни люди научились лечить благодаря развитию науки, производства, медицины.

Замечание 1

В зависимости от природных задатков, а также социальных предпочтений — политических, экономических, религиозных, нравственных, эстетических и т.д. человек формирует свою социальную сущность через следующие факторы:

  • через телосложение и внешность,
  • через здоровье,
  • через свое духовное состояние.

То есть человек активно воздействует на свое собственное становление как личности, а не выступает пассивным материалом для общества. Человек выступает как существо социальное. Специфически человеческим способом отношения к миру выступает деятельность. Это процесс, в ходе которого человек творчески преобразуя природу, делает тем самым себя деятельным субъектом, а природу — объектом своей деятельности.

Собственно материально-преобразующий, предметной деятельности — труда — человек обязан своим становлением, развитием человеческих качеств. Осознание себя как субъекта в своих действиях является значимым том, что в этот момент осознаем, что это действуем собственно мы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что главное в общении

Через свое действие осознаем свое бытие, связываем его с бытием других людей и бытием мира в целом .Буття имеет разные формы, разные слои. Все они потенциально доступные человеку, а актуализируются в процессе ее деятельности.

Общее между человеком и животным — биологические потребности.

Определение 1

Потребности — это особое состояние открытой системы — животного, человека, который характеризует противоречие между необходимостью существования и внутренними возможностями этой системы для обеспечения ее существования.

Но удовлетворения потребностей у человека и животных происходит разными способами. Животное удовлетворяет потребности непосредственно, человек — опосредованно. Здесь надо обратить внимание на ингибирование (способность человека сдерживать удовлетворения естественных инстинктов для того, чтобы удовлетворить их в будущем в соответствующих, определенных культурой формах и условиях.)

Ряд ученых признает большую роль ингибирования в процессе антропосоциогенеза. Процесс жизнедеятельности — это удовольствие и воспроизведения нужд. Человек в процессе жизнедеятельности не только удовлетворяет, воспроизводит потребности, но и развивает новые. Именно социальные нужды и интересы определяют социальную сущность человека как социального существа.

Социальная сущность человека 1го порядка

Человеческая жизнедеятельность, в каких бы формах она не проявлялась, представляет собой процесс удовлетворения, воспроизводства, порождение новых потребностей, которые осуществляются на основе активного, деятельного отношения человека к условиям своего существования.

Но такое понимание сущности человека недостаточно для раскрытия специфики ее жизнедеятельности, принципиально отличной от жизнедеятельности животных.

Здесь остается без внимания и основа, которая обусловила выход человека из животного мира, весь процесс ее существования и развития — труд.

Социальная сущность человека 2го порядка

Жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и порождение новых потребностей, которой осуществляется на основе материального производства, в котором производство орудий труда становится особой необходимости. Человеческое начало надо видеть в том, что именно производство и совершенствование орудий труда становятся особой социальной потребностью.

Работа, как уже подчеркивалось, становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфически человеческим способом жизнедеятельности является материальное производство. Оно развивается в направлении изготовления новых, все более совершенных орудий для лучшего удовлетворения жизненных потребностей, облегчения труда, роста их производительности.

В процессе материального производства человек, воздействуя на природу и превращая ее, создает мир очеловеченной природы. Труд выступает как способ создания средств удовлетворения потребностей и как предпосылка возникновения новых. Социальная сущность человека второго порядка осуществляется в диалектике потребностей в орудиях труда и трудовой деятельности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Если мужчина говорит что соскучился это значит

Социальная сущность человека 3го порядка

Жизнедеятельность человека является непрерывным процессом удовлетворения, воспроизводства и порождение новых потребностей, которые осуществляются в системе общественных отношений, воспроизведение которых становится особой социальной потребностью. Этот уровень сущности человека реализуется в диалектике потребностей в производстве и воспроизводстве общественных отношений и деятельности по их воспроизведению.

Материальное производство люди могут осуществлять только совместно, вступая в качественно новое по сравнению с животным, общения между собой и с природой. Под общением понимаются все общественные отношения, в которые вступают люди — политические, экономические, личные и т.д. Орудием общения выступает язык как система закодированного знания.

Социальная сущность человека 4го порядка

Жизнедеятельность человека является процессом сознательной, целесообразной, целенаправленной деятельности, связанной с познанием и преобразованием мира для обеспечения удовлетворения потребностей, процесс, в котором воспроизведения и производство новых целей становятся особой социальной потребностью. Коротко можно сказать, что это — потребность в целеполагании. Человек как существо, наделенное разумом, прежде чем сделать, ставит перед собой цель и ищет пути ее достижения.

Социальная сущность 5го порядка

Жизнедеятельность человека представляет собой процесс свобидной, творческой, преобразующей деятельности, направленной на окружающий мир и самого человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития и осуществляется в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по реализации этой свободы и ее воспроизводству . потребность в свободе. Эта потребность является интегративной.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/biologicheskoe_i_socialnoe_v_cheloveke/

Читать книгу «ЕГЭ-2019: Обществознание. Задание 28. План» онлайн— Ольга Якушенко — Страница 1 — MyBook

человек как биологическое и социальное существо

 Ольга Александровна Якушенко, 2018

 Ирина Игорьевна Кучерова, 2018

 Элизбар Игорьевич Закарая, 2018

ISBN 978-5-4493-1457-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

План №1: «Биологическое и социальное в человеке», «Человек как продукт эволюции», «Природное и общественное в человеке», «Человек как биосоциальное существо», «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции», «Человек и его природа»

1) Понятие «биосоциальное».

2) Теории происхождения человека:

– эволюционная (научная);

– теологическая (религиозная);

– теория палеовизита (космическая).

3) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

4) Биологическое в человеке:

– анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

– физиологические (естественные) потребности;

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется разговор с самим собой

– инстинкты.

5) Социальное в человеке:

– знания и умения;

– членораздельная речь;

– социальные и духовные потребности.

6) Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

План №2: «Личность в современном обществе», «Личность в системе общественных отношений», «Личность как субъект общественных отношений»

1) Понятие «личность».

2) Индивид, индивидуальность, личность.

3) Факторы, влияющие на формирование личности:

– социальное окружение;

– культура;

– наследственность;

– окружающая среда (природа);

– личный опыт.

4) Необходимость процесса социализации.

5) Этапы социализации:

– первичная (семья, родственники, друзья);

– вторичная (школа, профессиональная деятельность и пр.).

6) Виды общественных отношений:

– межличностные;

– внутригрупповые;

– межгрупповые;

– этнические;

– международные.

7) Модели взаимодействия личности и общества:

– конструктивная;

– деструктивная.

8) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.

План №3: «Человек, индивид, личность»

1) Понятия «человек» и «индивид».

2) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

3) Понятие «личность».

4) Факторы, влияющие на формирование личности:

– социальное окружение;

– культура;

– наследственность;

– окружающая среда (природа);

– личный опыт.

5) Психологический портрет личности:

– темперамент;

– характер;

– способности;

– интеллектуальность;

– эмоции и чувства.

6) Человек как биопсихосоциальное существо.

План №4: «Мировоззрение и его роль в жизни человека», «Мировоззрение, его виды и формы»

1) Понятие «мировоззрения».

2) Структура мировоззрения:

– убеждения;

– знания и опыт;

– ценности и идеалы.

3) Основные этапы формирования мировоззрения:

– мироощущение;

– мировосприятие;

– миропонимание.

4) Исторические формы мировоззрения:

– мифологическое;

– религиозное;

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское.

5) Мировоззрение как основа духовного мира человека.

План №5: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»

1) Понятие духовной культуры и духовных ценностей.

2) Структура духовной культуры общества:

– ценности;

– нормы;

– языки культуры.

3) Классификация духовных ценностей:

– предметные (научные истины, культурное наследие);

– ценности сознания (представления о нравственности, справедливости).

4) Типы духовных ценностей:

– мировоззренческо-философские;

– нравственные;

– эстетические;

– религиозные;

– художественные.

5) Основные духовные ценности:

– добро;

– красота;

– истина;

– искусство;

– творчество;

– любовь.

6) Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

План №6: «Внутренний мир человека», «Человек как духовное существо»

1) Понятие «внутренний (духовный) мир человека».

2) Составляющие духовного мира человека:

– память, знания и опыт;

– ценности;

– эмоции и чувства;

– мировоззрение.

3) Основные жизненные ценности человека:

– семья, любовь, дети;

– дружба и общение;

– здоровье и физическое развитие;

– благополучие;

– самореализация и духовный рост.

4) Формы мировоззрения:

– мифологическое;

– религиозное;

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское.

5) Мировоззрение как основа духовного мира человека.

План №7: «Цель и смысл жизни человека»

1) Понятие «цель жизни».

2) Виды целей:

– главная;

– второстепенные.

3) Понятие «смысл жизни».

4) Три временных измерения смысла жизни:

– прошлое (ретроспекция);

– настоящее (актуализация);

– будущее (проспекция).

5) Концепции смысла жизни:

– аскетизм;

– гедонизм;

– прагматизм;

– утилитаризм.

6) Значение цели и смысла жизни в деятельности человека.

238 000 книг и 44 000 аудиокниг

Источник: https://mybook.ru/author/olga-yakushenko/ege-2019-obshestvoznanie-zadanie-28-plan/read/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Как помириться с мужчиной водолеем

Закрыть