Что делать если ребенок не хочет

​​​​​

что делать если ребенок не хочет

Выбор вуза и будущей профессии сводит с ума родителей старшеклассников едва ли не больше самих школьников. Для многих семей это оборачивается скандалами, ссорами и обидами. Как доверить подростку самому решать, кем быть, ведь он же еще ребенок? Тем более если, на ваш взгляд, он понятия не имеет, чего хочет, и ничем не интересуется. На этот и другие вопросы отвечает Анна Сушенцова, эксперт по профориентации и основательница образовательного проекта «Подготовительный факультет».

1.Не знаете, что интересно ребенку? Загляните в его

Родители приходят ко мне и жалуются: моему ребенку ничего не интересно, он ничего не хочет, только сидит часами «в телефоне». Это не правда: ребенку всегда что-то интересно. Наша задача — увидеть, что именно его привлекает больше всего. Да, так вышло, что современные дети много времени проводят в Сети. И они там не только «ерундой маются», но и набираются знаний, формируют будущие амбиции. Просто поинтересуйтесь, что ваш ребенок смотрит на , какие подкасты слушает, что читает.

В моей практике был случай: мальчик был страшно увлечен биоинженерией — читал, смотрел, слушал все, что было связано с этой темой. А родители об этом понятия не имели — они были уверены, что у ребенка компьютерная болезнь, в интернете он только с друзьями переписывается и ему ничего не нужно в жизни.

Наши дети выросли в новом мире. Попросите их взять вас с собой в этот мир. Поверьте, дети смогут рассказать вам много интересного, а вы им подскажите, как этими знаниями воспользоваться с пользой для себя и собственного будущего.

2. Мечтает быть космонавтом? Пусть будет

Не стоит пренебрежительно относиться к мечтам ребенка, именно в них может таиться его будущая профессия. И возможно, вам просто нужно помочь воплотить мечту в жизнь. Ребенок мечтает стать космонавтом? Ну как относиться серьезно к таким заявлениям! Но ведь космическая отрасль огромна, есть сотни профессий, связанных с космосом. Расскажите ребенку про эти специальности — возможно, именно там его будущее.

Важно искать комбинацию мечты и навыков, хобби и школьных предметов, которые ребенку лучше всего даются. Например, ему нравится биология. Но при этом он много времени проводит с животными. Если не обращать внимания на это второе увлечение, можно отправить ребенка изучать теоретическую биологию или медицину. И потом он вдруг бросит учебу на втором курсе: «Мама, это не мое!» А может быть, нужно было просто предложить ему подумать о профессии ветеринара, зоотехника или эколога?

Я рекомендую проходить тесты по профориентации, они довольно точно определяют способности и наклонности ребенка начиная с 6–7-го класса. Но речь, конечно, идет не о тех опросниках, которыми забит интернет. Серьезное тестирование проводится в несколько этапов, а его результаты должен анализировать специалист и только с учетом личного собеседования с ребенком и его родителями.

3. Избавьтесь от стереотипов и узнайте о современных профессиях

Сильная сторона взрослого — его опыт. Но если этот опыт устарел, вреда от него может быть больше, чем пользы. Например, совсем недавно инженеры получали копейки и уходили торговать на рынок. И родители говорят детям: «Ни в коем случае не становись инженером!» Они совершенно не хотят замечать, что сейчас инженеры востребованы.

Изменились старые профессии и появились новые. Постарайтесь узнать о них как можно больше. Это можно и нужно делать вместе с ребенком, обсуждая с ним его интересы и новые возможности.

Полезно показать профессию изнутри, познакомить подростка с ее представителями. На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей, а среди ваших знакомых много людей разных профессий, которые легко согласятся провести ему персональную экскурсию. Постарайтесь вместе с ребенком разобраться в плюсах и минусах выбранной им профессии.

4. Ваш ребенок — это не вы

Нам очень хочется уберечь детей от ошибок, которые мы сами совершили, или клонировать для него свой успешный опыт. Это происходит естественно и чаще всего неосознанно. Тем не менее всегда помните: ваш ребенок — не вы.

Тревожные симптомы можно легко распознать. Вот что чаще всего говорят такие родители: «Я мечтала быть врачом, но меня родители не пустили, так пусть хоть мой ребенок станет доктором».

Таких взрослых объединяет одно: когда они были подростками, их родители не дали им права выбора, и они помнят это до сих пор. Однако, может, не стоит передавать эту эстафетную палочку несчастья своим детям?

В целом очень важно объяснять ребенку, что свою работу, свою профессию можно и нужно любить. Ведь только при этом условии можно делать свое дело хорошо.

5. Ищите компромиссы

Вот вам история. Девочка хотела стать певицей, а ее родители настаивали на профессии финансиста. После двух лет скандалов, когда отличница пыталась уйти из дома, семья пришла к «компромиссу». Девочка пошла учиться со словами: «Сдам экзамены, принесу вам диплом, а потом начну жить». Однако это не компромисс, а испорченные отношения с ребенком и четыре года его жизни, потраченные зря.

Ну а если в голове у подростка действительно просто блажь? Как быть с юношеским максимализмом и прочими прелестями переходного возраста? Ответ один — разговаривать, искать варианты. Еще одна история из моей практики. Девочка хотела быть актрисой, но ее мама была категорически против. Тест на профориентацию подтвердил, что девочка творческая, но не обязательно актриса. После долгого собеседования выяснилось, что она еще и рассказы пишет.

Я предложила профессию сценариста. Глаза у мамы и дочки загорелись. При этом вариантов для обучения много: можно поступить во ВГИК, можно — на факультет мировой культуры и искусства, на факультет изящных искусств и т.д. Если мы говорим о последних двух вариантах, то по окончании девочка получит отличное гуманитарное образование и при желании сможет стать и сценаристом, и искусствоведом, и музейным работником, и актером. Вот это компромисс.

Всегда можно найти вариант, который всех устроит.

Помните, что любое резкое слово, запрет, давление может вызвать ответную реакцию такой же силы. Не стоит тратить последние школьные годы ребенка на препирания с ним.

6. Узнайте всё про вузы и факультеты

Помочь ребенку нужно с выбором не только профессии, но и вуза. Важно изучить, какие именно учебные заведения лучше готовят тех или иных специалистов, какие в них требования, условия, перспективы. В одиночку ребенку очень сложно переварить такой объем информации, тем более что чаще всего она изложена сложным, канцелярским языком. И вот тут ваш богатый жизненный опыт очень пригодится.

Не ограничивайтесь вузами только в вашем городе. Рассмотрите учебные заведения по всей стране. Отпускать ребенка всегда страшно, но это все равно придется сделать рано или поздно.

7. Сконцентрируйтесь только на важном

Выбрав вуз и факультет, надо сконцентрироваться на самом важном — подготовке к экзаменам. Русский язык и математику нужно сдавать в обязательно порядке, поэтому эти предметы придется подтянуть в любом случае.

Еще две-три дисциплины дети сдают на выбор — это предметы, которые необходимы для поступления на ту или иную специальность. С 10-го, а лучше с 9-го класса нужно бросить все силы на подготовку к экзаменам по этим предметам.

Репетиторы, факультативы, подготовительные курсы — только по нужным направлениям. Нагрузка на ребенка в выпускных классах и так большая, не стоит распыляться.

С другой стороны, важно, чтобы ребенок не надорвался, не перегрузился новой информацией. Отдых, спорт, встречи с друзьями очень важны. При правильном тайм-менеджменте можно успеть все. Вот только с организацией этого процесса ребенку придется помочь, ведь это не всегда по силам даже взрослым.

8. Не экономьте на будущем — выйдет дороже

Школа «натаскивает» на ЕГЭ, но не обещает подготовить вашего ребенка к поступлению в вуз. Более того, даже хорошая подготовка к ЕГЭ не означает, что ребенку будет хватать знаний для дальнейшей учебы. Единый госэкзамен имеет свою специфику: тесты, сочинения и изложения — всё по строгим шаблонам. Требования в университетах будут другими, там студентов просят рассуждать самостоятельно, понимать материал, а не выдавать заученные формулы или шаблоны.

Перед старшеклассником стоит непростая задача. С одной стороны, с хорошим баллом окончить школу, с другой — подготовиться к обучению в вузе, чтобы не вылететь после первой же сессии. Именно эту цель стоит ставить перед репетиторами, если вы будете их нанимать.

9. Главное — верить ребенку, даже когда очень страшно

Большинство детей, которых к нам приводят родители, больны одной болезнью — они не верят в себя. Они просто боятся чего-то хотеть, бессознательно сами себе занижают планку. Это снежный ком, и, если его не остановить, он будет катиться дальше по всей жизни ребенка, делая его несчастным.

В школе учителя часто злоупотребляют негативной мотивацией. Детям говорят: у вас ничего не получится, вы не поступите, пугают экзаменами. Дома твердят: перестань мечтать, стань реалистом.

Ребенку надо знать, что в него верят, верят в его силы, способности, в его будущее.

10. Веру ребенка в себя нужно воспитывать

Иногда ребенок сталкивается с недоверием на фоне попыток дать ему свободу. Некоторые родители требуют, чтобы их сын или дочь ни с того ни с сего стали самостоятельными, перейдя в 10-й или 11-й класс. Естественно, ребенок сразу теряется, совершает ошибку, а родитель получает подтверждение тому, о чем постоянно раньше говорил: «Ты все же еще слишком мал, поэтому и приходится выбирать за тебя».

Самостоятельность не возникает просто так. Если вы не позволяли ребенку выбирать кроссовки, которые ему нравятся, кружок, в который ему хочется ходить, как можно сейчас ждать от него взрослого выбора? Самостоятельность и чувство ответственности надо воспитывать еще с младших классов.

Конечно, нам сложно начать относиться к своим детям как к взрослым людям, для нас они всегда останутся детьми. Но настало время учиться доверять, даже если очень страшно. Задача родителей — дать ребенку первый трамплин, дать возможности, чувство безопасности и поддержку. Верить, что у него все в жизни получится. Остальное он сделает сам, вот увидите.

Источник: https://tass.ru/opinions/6950896

Когда ребенок не хочет в школу

что делать если ребенок не хочет

Что сказать и как помочь ребенку, который первого сентября заявляет: «Ненавижу вашу школу, не хочу в нее идти!»

Я знаю одного мальчика, который идет в третий класс самой обычной, даже, пожалуй, неплохой школы. К учительнице Светлане Анатольевне — тоже неплохой, нормальной учительнице, как считают родители мальчика.

Она не садистка, просто всегда немного нервная (а как не быть нервной, если у тебя в классе 37 человек и нужно бесконечно писать планы и отчеты). Но каждый раз, когда мальчик вспоминает о 1 сентября, у него начинают дрожать губы и катиться слезы. Ему там очень плохо.

Его не бьют, не издеваются, но все равно плохо очень. Он в изоляции, ему в классе досталась роль «какого-то странного», «не как все».

Я видела подростков, у которых слезы уже не катятся, они только шипят сквозь зубы: «Будь она проклята, эта школа». И убегают в свою комнату. Они уже не рассказывают нам, что одноклассники пишут о них в соцсетях презрительные гадости.

Видела даже девочек-отличниц, которые, старательно отводя глаза, могут сказать, что «с ребятами в классе как-то дружить не получается» и «учительница немножко строгая». Эти слова не звучат, как вой тревожной сигнализации.

И родители годами могут не догадываться, не замечать, насколько мучительно отличнице в школе.

Потому что догадался — а дальше?..

Может, так и должно быть? Наверное, им всем сейчас в школе противно? Или ребенок сам виноват, не умеет дружить?

И что делать? Забирать ребенка из школы? Бред. Разговаривать с учительницей? С очень большой вероятностью услышишь вариацию на тему «вас много, а я одна» или «дети сами должны разобраться». Активно вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками? Большинство родителей на это не идут, а те, что все-таки идут, часто приносят больше вреда, чем пользы.

Невыполнимые советы

Многие растерянно советуют:

«Ну ты это просто не обращай внимания, и все. Ты в школу ходишь учиться, а на остальное тебе наплевать».

характеристика этого совета — его абсолютная невыполнимость. Нет, не только учиться ходит ребенок в школу. Нет, ему не наплевать на «остальное». В первую очередь он ходит туда, чтобы учиться выстраивать отношения с особями своего вида.

В современном мире, где дети не играют во дворах, не приобщаются с четырех лет к ремеслу и не встают к станку, — это главная функция школы. Она становится тренингом общения и взаимодействия длиной в 11 лет. Тренингом поведения в конфликтах.

И уже только в третью-четвертую-пятую очередь — местом, где ребенок выучит таблицу умножения, законы Ньютона и грамматику местоимений (их, кстати, можно и в интернете выучить).

И если в главной задаче — в выстраивании отношений — ребенок заходит в тупик, ощущает себя ничтожным и униженным, в каком-то смысле провал переживает вся семья.

Тут у родителей есть два пути. Игнорировать его трудности в надежде, что они со временем разрешатся сами (представьте, так тоже бывает). Или пытаться вывести школьника из тупика. Особенно если он пребывает в хроническом напряжении и тревоге — не может сосредоточиться, забывчив, плохо спит или каждые полчаса бегает в туалет. Что вообще можно сделать?

Красочный план

Для начала нужно собрать данные.

Иногда бывает очень полезно (и интересно для ребенка) нарисовать на бумаге план класса и провести разноцветные линии — с кем у ребенка хорошие отношения, с кем вежливый нейтралитет, кого он боится, кого бы предпочел из класса убрать.

С подростками, как правило, такая игра и такой уровень откровенности уже невозможны — лучше сделать это раньше. Ребенок может описать тех, кого не любит и боится. Часто детям, да что там, и взрослым бывает сложно описывать людей в терминах «какой он».

И проще продвигаться вперед через сюжеты «однажды он сказал обычно он делает так мне не нравится, когда он я боюсь, что он»

Источник: https://takiedela.ru/2019/09/kogda-rebenok-ne-khochet-v-shkolu/

Почему ребенок не хочет учиться

что делать если ребенок не хочет

Конечно, никто не скажет вам заранее, станет ли ваш первоклассник в дальнейшем отличником или троечником, но выяснить, как он справится с учебными нагрузками, можно. Самый главный параметр, на который стоит обратить внимание — физическое развитие дошкольника. Тут важно все — и то, насколько развиты его координация и мелкая моторика, и состояние нервной системы, и даже количество постоянных зубов.

Попросту говоря, важно понять, насколько ребенок созрел для школы физически. Между прочим, всего 100 лет назад дети шли учиться только в 9 лет, до этого они считались «малышами»! Поведите простой тест: ребенок, у которого уже прошел скачок роста, должен накрывать ладошкой руки ухо с противоположной стороны, через голову: это подтверждает, что пропорции тела у него уже не младенческие, а ближе к подростковым.

Зубы тоже начинают меняться: хотя бы две дырки должны светиться в улыбке первоклассника.

Хотя родители мальчиков зачастую не хотят прислушиваться к рекомендациям оставить его еще на год в детском саду, все же торопиться в школу не стоит: этот последний подготовительный год может оказаться решающим.

Разница будет очень заметна: когда ребенок действительно готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет.

А малыш, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро «сойдет с трассы», начнутся бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой).

Он невнимательный

Еще одно важное условие готовности к школе: учебная мотивация должна преобладать над игровой. На практике это означает, что ребенок уже предпочитает читать (100 книг, которые должен прочитать ребенок до 7 лет), слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы и строить башни из конструктора. И если в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, то к полным 7 годам должна (в идеале) быть почти у всех.

На деле же в подготовительной группе детского сада скорее можно увидеть очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, «разболтанных», энергичных мальчиков, для которых проблема — посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».

Иногда гиперактивность и невнимательность достигают таких угрожающих масштабов, что родители начинают подозревать какой-то неврологический диагноз. Обратите внимание, определить наличие СВДГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) имеет право ставить только детский психоневролог или нейропсихолог с большим опытом работы, и только после специального обследования. Ни психолог в садике, ни учитель ставить такой диагноз не могут!

В общем, даже если у вашего подготовишки нет диагноза СДВГ, в целом детей с гиперактивностью, с незрелостью центральной нервной системы в последние лет 15 стало значительно больше, чем раньше. И чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, родителям придется приложить дополнительные усилия.

Найти причину

Чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач — неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, т. е. органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как расставить приоритеты в жизни

Мешать ребенку хорошо учиться могут и неврологические проблемы — дислексия, дисграфия и дискалькулия, т. е., соответственно, невозможность читать, считать и писать. Обратите внимание, это именно невозможность, причина которой — крайняя затрудненность распознавания символов, а не лень, капризы и нежелание учиться.

Отличить одно от другого можно, но лучше, если это сделает специалист. Все вышеперечисленные дисфункции вполне успешно исправляются занятиями с нейропсихологом, в частности, специальными упражнениями.

Ну а если доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения? Возможно, кто-то из близких слишком строг к ребенку, родители регулярно ссорятся или прямо сейчас проходят через развод, член семьи серьезно болен или родился новый ребенок. Ведь дети сами не могут связать, например, недосып из-за плачущего по ночам младенца и плохое запоминание на уроках. Это не новость, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.

Почему ребенок не хочет учиться в 10−12 лет

Совсем разленился!

К 10−11 годам дети переходят в предподростковый возраст, и на первое место в их внутреннем мире выходят отношения со сверстниками (а не внутрисемейные, как было раньше). Теперь школьнику важно учиться, чтобы быть не хуже других — или, наоборот, перестать учиться, чтобы не сочли «ботаником».

На самом деле так было раньше, а в списке приоритетов современных детей учеба стоит на сто пятнадцатом, примерно, месте, сразу после «слушаться старших». К сожалению, многие дети сейчас учатся только в каких-то совсем уж экстремальных случаях, и мотивировать обычным «учись, а то в ПТУ пойдешь» никого не удается.

И этому есть биологические объяснения!

С точки зрения биологии, подростковый возраст — самое неудачное во всей жизни время для учебы. Префронтальная кора головного мозга школьника залита «сиропом» из половых гормонов, что делает крайне затруднительным любое целенаправленное действие, запоминание, концентрацию на абстрактных предметах.

Фактически единственное, чем занят организм в этот период, — поиск подходящего полового партнера, так что с точки зрения физиологии следовало бы подростков срочно женить/выдавать замуж в хорошую семью, пристраивать к любой физической работе, учить вести дом и ходить на охоту.

Получается, то, что учителя называют «ленью» или «совсем распустился», всего лишь сложная и чрезвычайно энергозатратная операция по перестройке всего организма из детского во взрослый. Это требует колоссальных усилий, калорий, «строительных материалов». И, разумеется, с точки зрения эволюции, физика, обществоведение и русская литература — совершенно не нужные вещи!

Главный совет родителям подростков — это снизить требования. Вы сэкономите себе кучу нервов, если просто на время перестанете ждать от своего внезапно выросшего чада прежнего усердия и сметливости. Конечно, требовать, чтобы домашнее задание было сделано вовремя и в надлежащем объеме — обязательно. Но вот ожидать, что это будет сделано добровольно, не стоит. Ваше дело — контролировать, заставлять, проверять, а его дело — отлынивать, морочить вам голову и увиливать от поручений.

Пора за уроки!

А что делать, если ребенок не вступил еще в фазу преображения, не прибавил резко в росте и весе, не появились вторичные половые признаки, нет резких колебаний настроения, а учеба все равно «съехала»? Тогда, вероятно, он просто пропустил что-то важное, пока болел.

Проверить это очень просто (хотя и не слишком приятно для ребенка): берем учебник, открываем параграф и просим ответить на вопросы в конце — все сразу становится понятно. Дальше вы можете или сами нагонять пропущенные темы, или кого-нибудь пригласить в помощь.

Не обязательно профессионального репетитора: соседка, старшеклассник, дедушка-инженер вполне справятся с программой примерно до 8-го класса.

Если вы обнаружили, что ребенок в предмете разбирается, но в дневнике, тем не менее, преобладают двойки, стоит сходить к детскому психологу: иногда ребенку достаточно того, что кто-то его внимательно выслушает, не перебивая и не оценивая, и просто поддержит.

Ведь, строго говоря, на учебе может сказаться все что угодно: и запутанная история отношений с одноклассниками, и травля, и конфликт с учителем.

Если вы абсолютно уверены, что со стороны психологии все в порядке, сходите к врачу, сдайте анализы: даже понижение уровня гемоглобина может влиять на память, а что уж говорить о проблемах со зрением или слухом?

Как смотивировать подростка на учебу

Думать о будущем

Иногда учителя отмечают, что по своим интеллектуальным данным ребенок мог бы учиться на отлично, но что-то мешает. Причиной может быть поиск себя, сомнения на тему того, что делать дальше. Старшеклассник мечется, не понимая еще как следует, чего от него ожидают, чего он хочет сам. Тут поможет развернутая консультация по профориентации — с тестированием, с подробным обсуждением, что ребенок ждет от своего будущего, с посещением вузов по разным специальностям.

Кстати, есть исследования, которые доказывают, что наиболее успешными становятся люди, воплощающие мечту раннего детства! Так что вспоминайте, о чем грезил ваш малыш в возрасте между 3 и 6 годами, и пытайтесь приложить это к сегодняшней реальности.

Еще одна причина отсутствия успехов — это завышенные ожидания родителей. Как ни печально, но не всем детям необходимо высшее образование, не всем оно «по зубам».

Но, благодаря все тем же половым гормонам, а также исходным генетическим данным, есть дети, которым было бы полезнее уйти из школы после 9-го класса и начать получать профессию. Ведь случается, что родители буквально «за шкирку» втаскивают ребенка в институт, а он бросает учебу, потому что просто «не тянет» ее.

И наоборот, есть множество очень и очень благополучных историй, когда уже в 18 лет человек начинает работать и делает это успешно и с удовольствием, потому что «нашел себя».

Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/chto-meshaet-uspeshnoj-uchebe/

Что делать, если ребёнок не хочет идти на занятия

Ребёнок говорит, что у него болит живот каждый раз, как надо идти в школу или на дополнительные занятия? У него часто плохое настроение перед уроками? Он отказывается выходить из дома? Если вы ответили «да» на эти вопросы, то, скорее всего, ребёнок испытывает беспокойство перед походом на учёбу. Каждый родитель хотя бы раз сталкивается с подобной ситуацией и чувствовал себя растерянным перед ней.

Мы собрали советы, которые подскажут, как вести себя, если ребёнок наотрез отказывается идти на занятия или симулирует болезнь.

Поговорите с ребенком

Не забывайте, ребёнок очень серьёзно относится к своим проблемам, даже если для вас это кажется пустяками. Иногда дети не находят слов, чтобы правильно описать то, что их беспокоит, им проще устроить истерику, сорваться на крик и всячески демонстрировать непослушание. Первый шаг в такой ситуации — признать, что у ребёнка могут быть свои заботы и страхи и проявить терпение.

Второй — перейти к предметному разговору. Если ребёнок не хочет говорить, помогите ему. Задавайте вопросы, которые начинаются со слов «кто?», «когда?», «где?», «почему?», они послужат началом для беседы. Не навязывайте разговор, если видите, что он ни к чему не приведёт. Главное — дайте ребёнку понять, что вы готовы ему помочь, но не будьте слишком навязчивы и агрессивны.

Не читайте нотации

Постарайтесь обойтись без лекций на тему важности образования — это не поможет, и даже усугубит ситуацию. Любое излишнее внимание к проблеме может сделать только хуже.

Лучше обратите внимание на положительные вещи, которыми ребёнок делился с вами. Спросите о любимом учителе, друге или виде активности — «когда последний раз вам показывали учебный фильм? о чём он был?». Это позволит настроить на позитивный лад перед занятиями.

Проведите «расследование»

Понаблюдайте за ребёнком. Жалуется ли он на боли, когда играет или занят чем‑то кроме учёбы? Как он чувствует себя по выходным? Высыпается ли? Не происходило ли в его жизни много событий разом? Поиграйте в детектива, но не в буквальном смысле этого слова — не устраивайте «допросы», это приведет к тому, что ребёнок начнёт защищаться и сильнее закроется в себе. Проявите внимание и выясните, почему ребёнку не нравится ходить на занятия.

Будьте непредвзятым

Первое, что хочется сделать практически любому родителю — это взвалить вину на учителей и соучеников ребёнка. Но не стоит поддаваться эмоциям. Назначьте встречу с учителем. Спросите у него: возникают ли у ребёнка трудности с предметом, есть ли у него приятели, не обижают ли его соученики. Только так вы сможете посмотреть на проблему с другой стороны.

Не поощряйте прогулы

Позволяя ребёнку не ходить на занятия, родители часто отдают дом в его полное распоряжение и разрешают заниматься чем угодно.

Если ребёнок остаётся дома, установите жёсткие правила — придётся пойти к врачу, весь день провести в кровати, пройти пропущенный урок и сделать домашнее задание, а значит никаких игр с друзьями на улице, компьютера и других гаджетов.

Если вы тоже остаётесь дома, не окружайте ребёнка гиперопекой и вниманием. Это может показаться жестоким, но вы должны сделать всё, чтобы ему не хотелось оставаться дома вместо занятий.

Создайте учебную среду дома

Если ребёнок остался дома, это не значит, что он будет отдыхать — позвоните классному руководителю и спросите о материале, который класс будет проходить в этот день. Проследите, чтобы ребёнок прочитал главы в учебнике, выполнил все упражнения, задайте вопросы по изученному материалу. Это непросто, если вы на работе, но постарайтесь сделать всё, что в ваших силах. Уделите больше внимания, чем обычно, проверке домашнего задания.

Установите правила

В утренней суматохе ребёнок может воспользоваться рассеянностью взрослых и уговорить оставить его дома. Этого не произойдёт, если вы заранее установите правила. Например, если у ребёнка нет температуры, то пропустить занятия не получится. Или, если он в самом деле чувствует себя плохо, можно обратиться к школьной медсестре, и, если ситуация действительно серьёзная, она отпустит его домой.

Попросите о помощи

Подумайте, кто, кроме вас, мог бы отводить ребёнка на занятия. Например, если дискомфорт сопровождается страхом разлуки с мамой, то лучше, если на занятия ребёнка будет отводить отец или другой член семьи.

Отведите ребёнка к врачу

Если ребёнок часто жалуется на различные боли перед занятиями, запишитесь на приём к терапевту. Скорее всего, врач ничего найдёт, но лучше перестраховаться, чем пропустить начало серьёзного заболевания.

Манукова Анна, практикующий психолог, руководитель семейного клуба «Яркий мир»: «В первую очередь необходимо выявить причину нежелания идти на занятия.

Это страх? Стеснение? Лень? Отсутствие контакта с педагогом? Отсутствие интереса? В норме дети тянутся к новой информации, к коллективу, они открыты, любознательны и заинтересованы. Но все дети разные, поэтому ваша задача помочь, поддержать и направить ребёнка.

Важно услышать, почувствовать что стоит за нежеланием ходить на занятия? Что вы можете сделать с этим?

Если вы мечтали танцевать, а ребёнок хочет рисовать – это нормально! Разрешите ему это. Главное, чтобы занятия были ему по душе.

Совмещайте приятные занятия: танцы, рисование, с необходимыми: подготовка к школе, логопед.

Помогите преодолеть страх, стеснение. Отнеситесь с пониманием, для ребёнка это совсем не глупости. Если не справляетесь сами – обратитесь к психологу».

Будьте спокойны и участливы, но в то же время непреклонны, даже если вы очень переживаете из‑за того, что ребёнок отказывается ходить на занятия. Так вы поможете ребёнку преодолеть страх, а также убедите его в том, что он может справиться с любыми трудностями.

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/chto-delat-esli-rebenok-ne-hochet-idti-na-zanyatiya

«Опять эта школа!» Что делать, если ребёнок не хочет учиться

Чаще всего причина на поверхности – ребёнку просто лень рано подняться, собраться и вообще учиться. В такой ситуации ему просто не хватает дисциплинированности. Чтобы помочь школьнику справиться с собственной ленью, нужно придумать для него ежедневные ритуалы.

«Они важны для ребёнка с младенческого возраста, – объясняет психолог Татьяна Юрьева, – и дают малышу ощущение безопасности. По мере взросления ритуалы превращаются в привычки, от которых во многом зависит и взрослая жизнь».

Татьяна рекомендует придумать последовательность действий, которую ребёнок будет выполнять каждый день. Такой режим поможет свыкнуться со школой и снизит сопротивление. Так что мамам и папам действительно стоит напоминать о том, что нужно сложить портфель, почистить зубы и лечь спать в определённое время.

Как правило, лень появляется от того, что ребёнку не хватает мотивации. «А зачем мне ходить в школу?» – вопрос, который каждый родитель слышал хотя бы один раз.

Психолог считает, что мотивация и не появится, если не заниматься с детьми.

«Чудес не бывает. Если вы не приучаете чадо к режиму, не водили его на занятия до школы, не ждите, что 1 сентября он проснётся заряжённым мотивацией учиться. Настройтесь на воспитание в нём желания учиться. Можно мотивировать и подарками, проведя аналогию с работой взрослых».

У каждого родителя со временем формируется свой подход к тому, как убедить сына или дочь в том, что ему нужно ходить в школу. Людмила Семёнова, мама 7-летнего Вани и 12-летнего Егора, считает, что главное – объяснить, что знания, полученные в школе, понадобятся в дальнейшей жизни.

«Старший иногда ленится учиться, младший только пойдёт в первый класс, но на вопрос, хочет ли в школу, отвечает «не очень». Для первоклашек очень важен последний год в детском садике. У нас были хорошие воспитатели, которые хорошо подготовили его к школе. Чтобы побороть лень сыновей, я говорю, что школа – это важный этап в жизни, который поможет определиться с профессией и продолжить дальше обучение», – говорит Людмила.

Егор и Ваня Семёновы.
Фото Натальи Малыхиной

Для первоклашек, которых пугает неизвестная школа, психолог советует рассказывать сказки о школе.

«В них главный герой может сначала не хотеть ходить в школу, а потом полюбить учёбу. Также помогут рассказы о том, что там будут старые друзья или появятся новые. Лучше приучать к школьному режиму заранее. Водите на подготовку к школе, чтобы ребёнок привыкал к месту и занятиям», – добавляет Татьяна Юрьева.

«Меня там обижают»

Иногда причиной могут стать плохие отношения с одноклассниками или учителями. Замкнутый ребёнок, скорее всего, даже не скажет родителям о том, что его обижают одноклассники.

«Проведите параллель со своей жизнью: если у вас сложные отношения с коллегами, хочется вам идти на работу? Коммуникативные барьеры, неумение находить общий язык с новыми людьми, конфликты, недопонимание, детская жестокость – всё это может надолго отбить желание ходить в школу», – отмечает психолог.

Татьяна Юрьева обращает внимание на то, что важно не переусердствовать с защитой ребёнка. Действительно, бывают такие тяжёлые ситуации, когда нужно сменить класс или даже школу. Но ребёнок должен учиться справляться с трудностями, поэтому в некритических ситуациях лучше помочь найти общий язык с учителями и с одноклассниками.

«Вся наша жизнь зачастую определяется коммуникативными навыками. Если вы научите ребёнка с раннего возраста находить общий язык с окружающими, вы дадите ему очень важный жизненный навык. Если у вас самих трудности в общении, прибегайте к помощи профессионалов: привлекайте детских, школьных психологов, водите в группы социальной адаптации», – добавляет Татьяна.

Кроме того, стоит поговорить и с преподавателями, которые подскажут, какие проблемы в коллективе есть у ребёнка. Дети могут вести себя абсолютно по‑разному дома и в классе, поэтому важен взгляд со стороны. Учительница русского языка Ирина Голубева советует родителям уметь смотреть на детские конфликты отстранённо:

«Вспомните кольцо Соломона с надписью «всё проходит» – любой конфликт рано или поздно разрешится. Из любой неприятности можно извлечь пользу, если не принимать позицию жертвы и не обвинять окружающих в случившемся. Любой кризис – это рост личности».

Учительница русского языка Ирина Голубева.
Фото Натальи Малыхиной

Ещё один совет – записать ребёнка на кружок или секцию, в которую ему давно хотелось. Так у вашего чада появится ещё один круг знакомых и любимое занятие.

«Увлечение послужит источником положительных эмоций. Когда человек развивается, обнаруживает в себе талант, переживает успех, он становится более уверенным в себе, а самооценка повышается. Так у ребёнка, которого обижают в школе, вырабатывается иммунитет к нападкам одноклассников», – считает Ирина.

«Не справляюсь»

Часто взрослые стремятся воплотить свои нереализованные мечты в детях. Такие родители могут не учитывать способности и желания собственного ребёнка. В итоге школьник не справляется с поставленной планкой, и из этого тоже вырастает нежелание учиться.

«Очень часто родители хотят, чтобы их чадо стало вундеркиндом. Для этого отдают детей в престижные школы с углублёнными программами, не обращая особого внимания на их возможности и желания. Как это ни болезненно, но иногда следует признать, что ребёнок не тянет сложную программу. Вместо того чтобы окружать его репетиторами и дополнительными занятиями, может, стоит подумать о смене класса или школы?» – рассуждает Татьяна Юрьева.

Кроме того, нежелание ребёнка просыпаться рано утром и идти на занятия может быть связано с объективной усталостью. Для того чтобы она не накапливалась, нужно обеспечивать активный отдых.

«Играя в компьютерные игры, ребёнок не отдыхает. Мозг по‑прежнему перегружается информацией и её обработкой. В выходные устраивайте разгрузочные от учёбы дни. Гуляйте с ребёнком и давайте ему побегать и попрыгать», – разъясняет психолог.

После долгого отдыха, например летних каникул, не ждите, что дети быстро втянутся в школьный режим. Вспомните, как сами привыкаете к рабочему графику после отпуска.

Психолог Татьяна Юрьева.
Фото из личного архива

Ещё одна причина, по которой сын или дочь могут не справляться с учёбой, – это неврологические трудности.

«Дети могут быть неусидчивы и невнимательны из‑за неврологических проблем, не устранённых своевременно. Нарушенное кровообращение, внутричерепное давление, незрелость нервной системы могут физически не давать ребёнку справляться с возросшими умственными нагрузками. Конечно, устранением неврологических проблем нужно заниматься с рождения, но лучше поздно, чем никогда», – отмечает психолог.

Тёплые слова и понимание

В любой ситуации, какой бы ни оказался ваш ребёнок, поддерживайте его.

«Поддержка создаёт чувство безопасности, без которого не обойтись ему в современном мире. Как бы вы ни были заняты, найдите время, чтобы выслушать ребёнка. Интересуйтесь прежде всего не его оценками в школе, а его внутренними переживаниями. Не скупитесь на тёплые слова и объятия, ведь с поддержкой близких можно преодолеть любые трудности», – советует Ирина Голубева.

Быть внимательным рекомендует и психолог Татьяна Юрьева: контакт нужно устанавливать с ребёнком с самого маленького возраста, чтобы не было так трудно в подростковом. Также важно помнить, что ваш ребёнок – личность, поэтому не стоит мешать ему принимать самостоятельные решения.

«Разрешите ребёнку быть отдельным человеком, а не частью вас. Позвольте делать ошибки и нарабатывать свой опыт. Это, конечно, не просто, но чем раньше вы признаете в сыне или дочери отдельную личность, тем больше шансов сохранить действительно близкие отношения», – подытоживает психолог.

А ещё почитайте материал Ольги Муштаевой о том, как правильно составить распорядок дня школьника.

Наталья Малыхина

Источник: https://www.belpressa.ru/society/obrazovanie/22499.html

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

С этой проблемой сталкиваются очень многие родители. И если хорошенько покопаться в закоулках памяти, то вы, скорее всего, и сами вспомните периоды в своем детстве и подростковой жизни, когда заниматься учебой совсем не хотелось. Попробуем разобраться, с чем это связано, и что можно с этим сделать.

Причины отсутствия интереса к учебе

Начнем с того, что все дети разные, и причины их полного безразличия к процессу получения новых знаний тоже различаются. Если объединить наиболее распространенные из них в группы, то можно получить следующую классификацию:

  • Сложности в учебе. Это очень банальная, но весьма распространенная причина. Бывает так, что ребенку действительно очень сложно учиться. Возможно, он болел и много пропустил, либо у него есть сложности с концентрацией внимания, памятью, чтением, другими видами активности и когнитивными процессами. А когда ребенку сложно, непонятно, тревожно – он, защищаясь, отгораживается от учебы.
  • Проблемы в отношениях со сверстниками. Посещение школы связано не только с получением новых знаний и проверкой качества усвоения информации, но и со множеством социальных взаимодействий. Если у ребенка возникли какие-то проблемы со взаимоотношениями внутри коллектива, если ему некомфортно, то этот дискомфорт ассоциируется у него с процессом обучения в целом. И, опять же, у него возникает естественное желание от этого дистанцироваться.
  • Проблемы в отношениях с учителями. Несмотря на то, что профессия педагогов в современном обществе не так уважаема, как раньше, они все же имеют для школьника определенный авторитет. Если какой-то учитель откровенно невзлюбил вашего ребенка и не стесняется это показывать, такая ситуация тоже может спровоцировать отвращение к учебе.
  • Высокий уровень подготовки. Некоторые дети развиты не по годам: много читают, очень быстро улавливают и усваивают информацию. Им может быть просто скучно в рамках стандартной общеобразовательной программы, рассчитанной на среднестатистического ребенка. То же относится к случаям, когда школьник по каким-то причинам остался на второй год.
  • Недостаток или переизбыток внимания родителей. Обе крайности мешают по-своему. Если родители сильно контролируют процесс образования ребенка, во всем ему помогают, он перестает чувствовать себя первооткрывателем, учеба перестает быть чем-то, что удовлетворяет его любопытство. Если же родители не уделяют ему должного внимания, не хвалят за успехи в школе, то он может просто не видеть смысла в том, чтобы этих успехов достигать.
  • Смена ценностей. Все люди проходят определенные стадии психоэмоционального развития, когда их мировосприятие, ценности, авторитеты меняются. В подростковом возрасте наибольшее значение для ребенка имеет авторитет среди сверстников, то есть интеграция в социум. На этом этапе даже те дети, что раньше учились охотно, могут перестать проявлять интерес к учебе. Это может быть, например, частью нонконформистского бунта.
  • Проблемы со здоровьем. Если ребенок вял, апатичен, часто жалуется на головные боли, болезненные ощущения в других частях тела, головокружения и другие атрибуты плохого самочувствия – стоит показать его врачу. Дело может быть не столько в учебе, сколько в том, что у школьника в принципе нет сил серьезно заниматься чем бы то ни было. То же касается серьезных стрессовых ситуаций.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое образ жизни

Как вернуть ребенку интерес к учебе?

Для начала неплохо будет разобраться, какая из перечисленных выше причин, с большей степенью вероятности, спровоцировала нежелание учиться у вашего ребенка. Отметим еще раз, что если вы подозреваете наличие у него проблем со здоровьем – обязательно отведите его к врачу.

Возможно, причина окажется в каком-то заболевании, и своевременная диагностика поможет вылечить его быстрее и эффективнее.

Возможно, дело будет в нехватке каких-либо микроэлементов, и прием соответствующих препаратов вернет ребенку энергичность, хорошее самочувствие, интерес к учебе и жизни.

Если школьник пережил серьезный стресс, который мог оказать сильное влияние на его психологическое состояние – имеет смысл сводить его к психологу. Психологические травмы, как и физические, лечатся быстрее, когда их не запускают. Кроме того, это может быть еще и профилактикой развития психосоматических заболеваний.

В контексте других причин того, что ребенок не хочет учиться, будет полезно соблюдать следующие универсальные советы.

Формируйте доверительную атмосферу

Ребенок должен понимать, что может поделиться с вами своими проблемами. Что вы проявите уважение к его чувствам, поддержите его, что вы сохраните в тайне его переживания и не будете рассказывать о них за семейным столом, что вы не будете его оценивать.

Это ключ к решению очень многих трудностей в детско-родительских взаимоотношениях. Ведь если ребенок будет вам доверять, он придет именно к вам и с проблемами в общении со сверстниками и с учителями. Не побоится признаться, что у него не получается успевать за школьной программой, или что собственная любовная драма для него сейчас гораздо важнее пятерки по математике.

Подавайте правильный пример

Основной принцип, в соответствии с которым дети обучаются тем или иным поведенческим шаблоном – это копирование поведения взрослых. Если вы не читаете книги, терпеть не можете школу, пренебрежительно отзываетесь об учителях и системе образования, то ребенок впитывает это и начинает вести себя так же.

Мотивируйте

Ученика младших классов может мотивировать игра, азарт, желание достичь какой-то цели в учебе как уровня в компьютерной игре. Ему важно, чтобы родители и учителя его хвалили, и этого мотива может быть достаточно. Но, конечно, такому ребенку вполне можно вернуть интерес к учебе, если пообещать купить велосипед за отсутствие троек (главное – обязательно выполните свое обещание).

Для подростка, как уже было отмечено, похвала (особенно учительская) уже не так важна. Его по-прежнему можно заинтересовать чем-то материальным, а еще – чем-то, что позволит ему почувствовать себя взрослым. Например, принятием решения о том, куда он поедет летом отдыхать (из предложенных вами вариантов, само собой).

Старшеклассник начинает задумываться о своем профессиональном будущем, и с ним можно вести серьезные разговоры на тему важности хорошей учебы для успешного поступления.

Но не стоит превращать поступление в культ – это повысит тревожность ребенка и станет причиной серьезного стресса, если он не справится с экзаменами так, как планировал. И обязательно слушайте, что он вам говорит, не навязывайте ему свои представления о том, какую профессию ему выбрать.

Потому что если он будет понимать, что впереди – поступление на ненавистный факультет, то никакой мотивации у него не возникнет.

Помогайте сделать учебу интереснее

Если школьнику нравятся какие-то дисциплины или занятия – найдите для него кружок по интересам, предлагайте ему сходить на тематические мероприятия, выставки, поучаствовать в конкурсах. Главное – не переусердствовать и не превратить жизнь ребенка в череду секций и факультативов, которые ему не нужны.

Если вы умеете видеть, слышать, чувствовать своего ребенка, то вы сможете решить любые проблемы в его воспитании. Если же этих умений вам не хватает – имеет смысл обратиться к психологу, причем, возможно, походить на совместные консультации.

Источник: https://www.profguide.io/article/chto-delat-esli-rebenok-ne-hochet-uchitsya.html

Подросток ничего не хочет

  • Рекомендации специалистов
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

Известную фразу «Хотеть не вредно, вредно не хотеть» можно сделать эпиграфом к этой статье. Именно проблема отсутствия стремления к чему-либо часто и является причиной конфликта отцов и детей.

Конечно, родителей главным образом тревожит нежелание ребенка учиться. Тема школьной успеваемости, безусловно, очень важна и действительно серьезна, поэтому требует отдельного разговора. В этой статье мы рассмотрим ситуацию, при которой подросток не хочет вообще ничего. На первый взгляд

Мотивация деятельности

Интересная деталь: чем больше родитель хочет чего-то от ребенка, тем больше этот ребенок ничего не хочет. И получается, что родитель решает невыполнимую задачу: как найти какой-нибудь хитрый педагогический прием, чтобы заставить, принудить ребенка хоть что-нибудь делать. По поводу успешности этой задачи вспоминается пословица: «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».

Чем сильнее вы давите, тем сильнее сопротивление. И задача как раз в том, чтобы не давить, а найти причину сопротивления и убрать ее.

Ошибка родителя в том, что хочет именно он, а не ребенок.

Вот он секрет! Не родитель говорит: «Хочу, чтобы он, ему (ей) это надо», а подросток говорит: «Я хочу, мне надо это». А ведь «хотеть» – это навык, который нужно сформировать. Хотя часто нужно просто не заглушить гиперопекой желание ребенка узнавать что-то новое.

С юных лет ребенка необходимо учить слушать себя, свои желания, разбираться в том, что ему хорошо, что плохо. Поощрять и развивать любознательность, желание подражать взрослым, вовлекать их в совместную деятельность, развивать навыки самообслуживания.

Ведь действительно понятно отчаяние родителей, когда 13–15-летний «здоровый лоб» любого пола не может (не привык) за собой убрать грязную тарелку, не ухаживает за своей одеждой, у него нет никаких обязанностей по дому. И еще не желает учиться, ничем не интересуется и не имеет внятных желаний. Но ведь поначалу это все закладывается родителями.

Не приучали к ответственности, не учили, не ставили границ, ограждали от всего (в том числе от домашних обязанностей), не давали хотеть и пробовать себя в разных делах. И вот теперь – закономерный итог: к подростковому возрасту дитя ничего не умеет и не хочет.

Если запрещать, решать и отвечать за ребенка, то откуда у него возьмутся осознанные желания, умения и ответственность?

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Родительское знание о том, как лучше для моего ребенка, необходимо для годовалого ребенка, важно – с года до трех, с трех до семи – «временами отдыхает», с 7 до 12-13 – применяется в крайних случаях. А уже старше 13 лет – применяется, только если подросток сам обратился за помощью.

Почему мой ребенок ничего не хочет?

Задавая вопрос, почему мой ребенок ничего не хочет, спросите себя: «Что я делал не так? Может быть, у ребенка были какие-то желания и интересы, но мне они показались глупыми, пустыми или просто несвоевременными? Я запретил, и мой ребенок просто не захотел или не смог сопротивляться мне?»

Решая за ребенка, желая ему вроде бы только хорошего, вы мешаете ему развиваться! Спросите у ребенка, что он хочет, что думает по этому поводу, дайте возможность сделать что-то, даже если не получится, даже если, по вашему мнению, это неправильно. Пусть ошибется, пусть встретится с отрицательными последствиями своего действия или бездействия.

Только пробуя, учась, осознавая, человек познает себя, свои желания, возможности, сильные и слабые стороны.

Если вы контролировали ребенка с детства, отдавать контроль будет очень непросто. Не ждите, что все исправится быстро, за неделю. Вы к этому не привыкли, и подросток, дожив до 14, 15, 16, 17 лет не знает, как это – отвечать за себя.

Знание о том, как лучше для кого-то (даже если это собственный ребенок), – единственное знание, способное искалечить жизнь. Звучит жестко, но это правда! Не совершайте этой ошибки.

Ирина Иванникова

Ваши отношения с подростком

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/podrostok-nichego-ne-khochet/

Разделите с ребенком его интересы и будьте рядом

Юрий Карпенко, преподаватель математики, Майкоп:

— Замотивировать ребенка на учебу можно, если опираться на его интересы. Найдите применение знаниям в его повседневной жизни. Он любит спорт? Познакомьте его с наукой спорта высоких достижений.

Например, покажите научно-популярный фильм, как медики находят индивидуальные особенности спортсмена, подключая к нему массу оборудования, и расскажите, что в каждом таком устройстве лежит записанная на алгоритмическом языке математическая модель. игры? Опишите связь программирования и математики.

Путешествия? Покажите математику в природе и архитектуре. В том числе с применением гаджетов и технологий.

Ребенка можно научить любить учиться, но делать это нужно ненавязчиво. Ребята по своей природе открыты к знаниям. Необходимо создавать атмосферу, в которой дети поймут, что знания приводят к успеху. Так, детям полезно участвовать в мероприятиях типа олимпиад. Недавно была кавказская математическая олимпиада, где я был в жюри.

Дети увидели свой уровень; может быть, раньше он казался им достаточным, а на международной олимпиаде оказалось, что он не такой уж хороший. Теперь они с новыми силами будут готовиться к следующим мероприятиям. Когда ребята выходят из зоны комфорта, они меняют свой взгляд на учебу, тратят на нее больше сил и получают удовольствие от этого процесса. Поэтому нужно погружать детей в атмосферу, где они будут общаться с такими же талантливыми и любопытными.

Школьники должны общаться не только с учителем, но и между собой — обсуждать решения и ошибки, делиться идеями, соревноваться.

Опытный педагог может заметить ребенка и помочь родителям. Победители олимпиад, а в дальнейшем профессионалы высокого уровня появляются благодаря слаженной работе педагогов и родителей. Но отношение к учебе воспитывается, конечно, в семье. Сегодня дети осваивают значительные объемы информации, и на плечах родителей ответственность за её качество. Это и контроль работы школьников в Сети, и выбор кружков и профильных школ, например летних.

Еще родителям стоит помнить — учиться никогда не поздно. На Кавказе очень развит спорт, и в первую очередь мальчики занимаются борьбой, другими единоборствами, футболом. Их трудно увлечь науками. Но в какой-то момент — классе в 9−10 — они понимают, что спорт хорош для здоровья, но не каждому удается добиться больших успехов.

А высшее образование и знания им пригодятся в жизни, поэтому они сами осознанно принимают решение налечь на учебу. Конечно, мы можем попытаться повлиять на отношение ребенка к учебе. Но обычно ребята взрослеют и сами это понимают.

Нужно просто быть рядом, когда он скажет: «Мне это интересно, как мне теперь разобраться во всем, что я упустил?» В этот момент и нужно подключиться.

А вот за двойки ругать однозначно не надо. Я знаю ребят, которых родители всегда ругают за двойки. Они ждут этого и никак не реагируют — потому что привыкли. Идти на поводу привычек ребенка — неправильно. Нужно постараться достучаться до него, он должен сам понять, зачем ему нужны эти отметки. Да, иногда они не отражают фактический уровень знаний. Но тем не менее мы живем в формальном мире. И в большой жизни есть правила, которым мы должны следовать.

Показывайте личный пример и обсуждайте успехи и неудачи

Марат Гусейнов, преподаватель физики, Махачкала:

— С точки зрения физики причиной любого движения является сила. Следовательно, для того чтобы ребенок двигался в направлении учебы, науки и учился хорошо, должна быть «движущая сила». Общую «движущую силу» можно представить как результат внутренней и внешней сил.

Интерес, мотивацию, любознательность — я рассматриваю как «внутреннюю силу», а все внешние факторы, препятствующие правильному развитию ребенка, — как «внешние силы». Между ними всё время идет борьба. Нам, как педагогам, так и родителям, нужно вмешаться в эту борьбу, чтобы помочь детям преодолеть эти «внешние силы». Это можно сделать двумя способами: уменьшить «внешние силы» или увеличить внутренние.

Второй способ лучший. Поэтому главное, что мы должны делать для повышения мотивации детей к учебе, — вызвать к ней познавательный интерес.

Это должны делать и педагоги, и родители. Родителям я бы посоветовал контролировать учебу детей не только дома, но и в школе — часто рассказывать учителю, как ребенок занимается дома, интересоваться его делами в школе.

И обязательно нужно прививать ребенку любовь к учебе — для этого поддерживайте все познавательные увлечения ребенка, поощряйте его за достижения и, безусловно, показывайте личный пример.

Меня, например, переполняют позитивные эмоции, когда старший сын Альберт Маратович, ученик 7 класса, составляет очередную компьютерную программу для приборов, которые я разрабатываю, а младший сын Ахмед Маратович, он в 4 классе, помогает мне изготавливать и собирать приборы по физике.

Про своему опыту могу сказать, что познавательный интерес возникает у детей, когда с ними активно взаимодействуешь. Зрение — прекрасный канал получения информации, можно показать ребенку наглядные пособия, вместе провести какой-то опыт. Еще я, например, даю возможность ученикам задавать мне вопросы анонимно. Мне самому очень интересно отвечать на вопросы детей, типа: почему вреден сотовый телефон, почему небо синее, почему нагретые тела светятся.

Еще родителям стоит обсудить с ребенком каждую оценку — и вместе с ним разобрать упущения. Ругать за двойку не нужно — нужно понять, почему она оказалась в его дневнике. Если ребенок виноват, то в меру пристыдить его стоит. Если он постарается — он наверняка сможет исправить ситуацию. Бывали случаи, когда двоечник за один семестр превращался в отличника. Секрет простой — кропотливая работа над собой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что можно подарить подруге на др

Найдите индивидуальный подход

Игорь Барышев, преподаватель математики, Москва:

— Не существует единого рецепта, как замотивировать школьника учиться. У каждого ребенка есть свои особенности. Я чаще всего использую, как бы смешно это ни звучало, тот самый стандартный метод кнута и пряника. Неудача разделяет детей на два типа.

Первый — дети, которые сразу же сдаются и говорят: «Все, я не хочу больше этим заниматься». В этот момент надо обязательно подойти, подбодрить, сказать, что это не последний урок и так далее. А есть дети, которых неудача очень сильно заводит.

Я в таких случаях даю много заданий, чтобы, пока ребенок «горит», он их выполнял.

Так и родители должны понимать особенности своего ребенка — что нужно именно ему. Детей, которые все болезненно воспринимают, нельзя ругать за двойки. Им нужно говорить, что необходимо собраться, приложить усилия — и в следующий раз двойки не будет.

Пусть сделает выводы — почему произошла эта неудача — и в следующий раз попробует ее исправить. А «бойцов» можно ругать за двойки в том случае, если они получили их умышленно, просто потому, что ничего не сделали.

Если он по своей природе боец и ему задание давалось одной левой ногой, а он не стал его делать, тогда да, действительно нужно ругать.

Сейчас такая государственная программа — мы пытаемся заставить детей любить учиться, научить учиться и так далее Я считаю, что это все в пределах метафизики. Каждый отдельный предмет — он специфический. Если мы привьем ребенку любовь к математике, это еще не означает, что мы научим его любить все. Лично мое мнение — невозможно научить ребенка любить учиться.

Зато можно попытаться сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу каждый день. Школам нужно создавать образовательную среду. Школа, где я работаю, — самая обычная, но детям хочется приходить туда даже на выходных, просто чтобы пообщаться, — им интересно говорить друг с другом, с учителями, что-то делать. Это не отдельная заслуга учителя математики или учителя русского, так происходит благодаря атмосфере в школе.

А как этого добиться? Надо следить за тем, что происходит в жизни детей, по крайней мере, в рамках школы. Должны присутствовать какие-то элементы культуры — обязательно нужно проводить литературные вечера, музыкальные, театральные В нашей школе на одном этаже стоят теннисные столы, на другом — шахматные доски. На каждом этаже стоят книжные шкафы, откуда можно взять любую книгу, почитать и потом вернуть обратно.

Ребенок находит себя.

Анастасия Расулова

Источник: https://etokavkaz.ru/deti/chto-delat-esli-rebenok-ne-khochet-uchitsya

SOS! Ребенок ничего не ест! Что делать?!

«Давай еще ложечку и все! А теперь ложечку за папу, теперь за маму, а теперь за бабушку»

Многим родителям знакома эта история — уговорить своего ребенка поесть.

Меня часто спрашивают, что делать, если ребенок не ест, и, если честно, это один из самых простых и сложных вопросов одновременно.

Нет, с ребенком все как раз просто — обычно нужно, чтобы он просто проголодался. А вот с родителями настоящая проблема — им трудно пережить, если они не накормят ребенка. Вот, к примеру, что говорит мама годовалой дочери: «Мы сначала не кормили ее насильно!!! Думаете, мне не жалко своего ребенка, когда он плачет? До шести месяцев она ела, когда хотела, потом отказалась от еды.

Я вытерпела сутки (КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА — Я ВЫТЕРПЕЛА СУТКИ!), потом накормила насильно, потому что не могу смотреть на своего ребенка без слез!!! Кожа и кости, видны все ребра, позвоночник!» Слушая эту маму, с трудом удержалась, чтобы не спросить ее: «А как она должна выглядеть в 6 месяцев? Заплывшей жиром?». Дети бывают разными — пухленькими и худенькими.

Мои, например, рождались худенькими, сын таким и рос, а когда младшая дочь набрала в первый месяц 1700 г только на грудном вскармливании, я не на шутку испугалась, потому что со старшим ничего подобного не было — добавлял «положенные» 700 г в месяц и все.

Он не голоден?!

Самая простая и очевидная причина, по которой ребенок не ест, — он просто не голоден!!! Мы так стараемся накормить детей, что они даже не знают, что такое чувство голода.

Когда-то я стала свидетельницей того, как моя приятельница насильно кормила своего 8-месячного сына творогом — Иван рыдал, но глотал, на все мои вопросы, зачем она это делает, Наталья отвечала: «Мне так спокойнее».

Просто вдумайтесь! Спокойнее от чего? От того, что у него будет полный желудок, но при этом он рыдает и она совершает над ним насилие?!

Что же делать?

Дать возможность ребенку проголодаться!

Для этого нужно:

1) убрать из зоны досягаемости ребенка любого возраста все перекусы: печенья, фрукты, соки, компоты, сладкие чаи, конфеты, бутерброды и т. д. — все, что содержит калории и может перебивать аппетит;

2) предлагать ребенку покушать и быть готовым, что он откажется;

3) оставаться спокойным и доброжелательным;

4) дождаться, когда у ребенка появится чувство голода, и он сам попросит еду или согласиться на ваше предложение!

В этой ситуации самое трудное удержать себя в руках, чтобы не поддаваться панике и не начать кормить ребенка, когда вы думаете, что он проголодался, а не тогда, когда он действительно захочет есть. Дети, никогда не испытывавшие чувства голода, даже не могут его идентифицировать, поэтому у них может уйти на осознание чуть больше времени, чем есть у вас терпения.

Если ребенок ничего не будет есть 1 или 2 дня — он не умрет!!! С ним все будет хорошо! Как только он поймет, что голоден, он сам придет к вам и попросит кушать.

Ему больно!

Когда моему сыну Назару было около 2 лет, мы отдыхали в Крыму. По дороге на море, вероятно в поезде, он подхватил стоматит — это такие маленькие, но очень болезненные язвочки во рту. Глотать и жевать еду было очень больно, и поэтому целых 6 дней Назар ничего не ел, только пил воду.

Инфекция ушла на четвертый день после специальной обработки и лечения, но еще два дня мой сын просто боялся кушать. Зная, что он больше всего любит пельмени и картофель фри, мы с мужем отвели его в любимое кафе и взяли оба блюда, а еще мороженое, торт — все, что могло ему понравиться.

Сначала сын отказывался есть — мы не уговаривали, просто сказали, что проголодались и решили покушать, а ему не обязательно, если он не хочет. Ели пельмени и наблюдали за сыном: сначала он просто сидел, потом расплакался и только потом, спустя, наверное, минут 40, осторожно съел пельмень.

Затем еще и еще Мы были счастливы — теперь главное было не перекормить, потому что у Назара проснулся аппетит и он убедился, что боль ушла!

Когда ребенок болеет, организм не воспринимает еду — все его силы уходят на то, чтобы бороться с источником болезни, и мозг просто не посылает сигналы о голоде. Именно поэтому ребенок не хочет кушать. Но как только малыш начинает поправляться, мозг тут же отправляет сигнал: пора кушать!

 Еда — это зло?!

В силу разных причин мы, взрослые, иногда тоже не хотим есть: неприятности на работе, жарко, заняты чем-то интересным, просто еще не проголодались Но почему-то уверены, что дети просто-таки обязаны всегда кушать с аппетитом! И поэтому готовы часами уговаривать ребенка поесть, а если не помогают уговоры, начинаем развлекать — мультики, говорящие куклы, пляшущие родственники Не помогают и угрозы — не пойдешь гулять, не куплю игрушку, не будешь смотреть любимый мультик, не встанешь из-за стола, пока не съешь Как-то я так просидела в своем детстве целый день над тарелкой борща и к вечеру уже была голодна, но так и не попросила кушать, потому что где-то внутри понимала, что если съем — проиграю и придется есть всегда.

Мы сами приучаем детей к тому, что еда — это скучно, что это насилие, что это зло

Что делать? Просто понять, что у ребенка, как и у нас, может быть множество причин, по которым он не хочет кушать в данный момент, и быть готовым покормить, когда у него появится аппетит. Это так просто — взять с собой на прогулку бутылку с молоком, йогурт, пюре, фрукты или даже термос с любимым супом и покормить ребенка быстро и легко, когда он проголодается, прямо на улице! Благо, цивилизация обеспечивает нам для этого все возможности: мокрые салфетки, посуда, термосы

Как отдать его в садик, если он ничего не ест?

До похода в детский сад мой сын Назар никогда не сталкивался с тем, чтобы его заставляли кушать. Еще в 2 месяца, будучи на искусственном вскармливании, ел только 4 раза в сутки, а не 8, и любую попытку накормить фонтаном выдавал обратно. Благо, что я смекнула, что это его способ сигнализировать о сытости.

Когда он пошел в детский сад, одной из главных моих просьб к воспитателям была не заставлять его кушать ни при каких обстоятельствах. Первые несколько недель они сокрушались и говорили, что кроме хлеба и компота он ничего не ел, затем с удивлением и восторгом стали рассказывать, что Назар лучше всех ест супы и каши.

Еще бы, ведь супы и каши — любимые блюда моего сына, и когда он привык к новой обстановке, людям, детям и распорядку дня, с удовольствием стал есть то, что любил кушать и дома!

Без паники! Спокойствие, только спокойствие!

Это главный девиз мамы и близких родственников, когда ребенок вдруг перестал есть! У одной моей знакомой 2-месячная дочка вдруг перестала брать грудь! В течение 1,5 суток Катя несколько раз созванивалась со специалистами по грудному вскармливанию и, стараясь оставаться спокойной, выполняла их инструкции.

Только на второй день ее дочь согласилась выпить чуть-чуть молока из чайной ложки, затем больше, но чтобы не отучить таким образом от грудного вскармливания, Катя снова и снова прикладывала малышку к груди, и если что-то не получалось, снова звонила специалистам по грудному вскармливанию. Юная мама смогла не поддаться панике, найти в себе силы не слушать “полезных” советов родственников и друзей и найти поддержку в лице специалистов.

Сейчас ее малышке почти год и это чудесное создание с удовольствием пьет мамино молоко и не знает, что такое отсутствие аппетита.

Вкусно? Не факт!

Еще одной причиной, почему ребенок не хочет есть, — ему просто не нравится вкус блюда или его внешний вид. Нам иногда бывает трудно смириться с тем, что наши дети “нос воротят” от еды. Но это факт — у нас с детьми могут быть разные вкусовые пристрастия. Наберитесь терпения,  поймите, что нравится вашему ребенку больше всего, и готовьте эти блюда так часто, как он захочет.

Скорее всего, через какое-то время, вкус макарон с сыром приестся и ваше любимое чадо попросит чего-то другого.

А еще лучше — привлекайте ребенка к готовке с самого раннего возраста: даже годовалый ребенок с удовольствием разобьет яйцо для яичницы! А есть блюдо, приготовленное своими руками, намного интереснее и вкуснее! В интернете полно вкусных и простых в приготовлении рецептов для детей — выбирайте вместе и готовьте вместе.

Особое внимание уделите тому, как можно украсить блюдо, “оживить его”, ведь для дошкольника все игра, даже еда!

И самое главное: наблюдайте за своим ребенком. Если он весел, бодр и здоров, аппетит рано или поздно обязательно даст о себе знать, а вы получите возможность накормить своего малыша, привив таким образом здоровую привычку кушать только тогда, когда голоден.

Источник: https://womo.ua/sos-rebenok-nichego-ne-est-chto-delat/

Что делать, если ребенок ничего не хочет

Лиана Хазиахметова

В мире все чаще говорят о молодых людях, которые ничего не хотят. Дело даже не в том, что они отказываются ходить в школу, поступать в учебные заведения и постоянно зависают в интернете или в компании друзей. Проблема серьезнее: подростки просто лежат на диване и ничего не делают. Как-будто их резко отключили от питания.

Такое происходит чаще всего с детьми, у которых было очень насыщенное детство. С подачи родителей они ходили в секции, кружки, театры и на дополнительные занятия. А потом поняли, что единственный способ противостоять натиску взрослых — запереться в комнате и не выходить оттуда.

Что делать? В этой ситуации не лишней будет помощь хорошего психолога. Если же вы наблюдаете первые признаки такого поведения, советы из книги «Эмоциональный интеллект ребенка» вам помогут понять и сблизиться с подростком.

Ведь только будучи эмоционально близким можно корректировать поведение.

Поймите, что подростки нуждаются в личной жизни

Признайте, что подростковый возраст — это время, когда дети отдаляются от своих родителей. Подслушивание разговоров, чтение дневника или слишком большое количество наводящих вопросов служат для ребенка сообщением, что вы ему не доверяете, и создают барьер для общения. Ваш ребенок может начать видеть в вас своего врага, а не союзника в трудные моменты.

Разрешите ребенку делать то, что ему нравится

Разумеется, речь о вещах, которые не наносят вред здоровью. Когда человек занимается тем, что ему нравится, это наполняет его энергией, и тогда у него найдутся силы для всего остального, будь то школа или домашняя уборка.

Предоставьте пространство для переживания

Наряду с уважением к личной жизни ребенка вы должны уважать его право время от времени испытывать беспокойство и быть недовольным. Как написал о своей юности поэт и фотограф Гордон Паркс: «Я испытывал боль и был восторженно-несчастным». Предоставьте своему ребенку пространство для переживания глубоких чувств, позвольте ему испытывать печаль, гнев, тревогу или уныние и не задавайте таких вопросов, как: «Что с тобой?», потому что они подразумевают, что вы не одобряете его эмоции.

Примите его выбор

Подростковый возраст — это еще и время, когда развивается индивидуальность. Ваш ребенок может выбрать стиль одежды, прическу, музыку, искусство и язык общения, которые вам не по вкусу, поэтому всегда помните,что вам не нужно одобрять его выбор, нужно всего лишь его принять. И не пытайтесь подражать своему ребенку, позвольте его одежде, музыке, жестам и речи во всеуслышание заявлять: «Я отличаюсь от своих родителей, и я этим горжусь».

Регулярно общайтесь

Многие дети действительно перегружены. Из-за этого в них не остается способности серьезно слышать и понимать близких. Подросткам приходится много думать об учебе — после школы идут подготовительные курсы или секции, затем уроки В это время они почти не в состоянии уделять внимание чему-то еще. Заведите традицию общаться по вечерам хотя бы по 10-15 минут. Теплое общение не только сблизит, но и даст покой и энергию.

Действуйте от ситуации

Не приклеивайте к нему ярлыки из-за его поведения (ленивый, эгоистичный). Говорите с точки зрения конкретных действий. Например, расскажите ему, как на вас повлияли его действия. («Ты меня очень обижаешь, когда уходишь, не помыв посуду, потому что мне приходится делать твою работу».)

Познакомьтесь с друзьями ребенка

Обеспечьте своему ребенку соответствующее окружение. Существует популярная поговорка: чтобы воспитать ребенка — нужна целая деревня. Она наиболее справедлива в подростковом возрасте. Поэтому я советую вам познакомиться с людьми, которые участвуют в повседневной жизни вашего подростка, в том числе с его друзьями и родителями друзей.

Прививайте любовь к спорту

Физические занятия способны сделать человека более энергичным и стойким. Если ваш ребенок не занимается в спортивной секции, самое время записать его туда или купить абонемент в фитнес-клуб.

Поощряйте самостоятельность

Выбрать правильную степень участия в жизни подростка — одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители. Если раньше поощрение самостоятельности состояло в том, чтобы разрешать детям сделать то, что они уже готовы выполнить, то теперь настало время, когда они должны принимать решения по поводу действительно важных вещей.

Эмоциональное выгорание часто происходит из-за того, что ребенок долгое время исполняет чужие желания. Ходит в те кружки, которые хотят родители, дружит с «правильными» людьми.

Подростку следует чаще говорить: «Выбор за тобой», выражать уверенность в правильности его суждений и стараться не оказывать скрытого сопротивления под видом предупреждения возможного неблагоприятного исхода дела.

Будьте в курсе того, что происходит в жизни вашего ребенка. Принимайте и подтверждайте эмоциональные переживания своего ребенка. Если у него возникают проблемы, сочувственно выслушивайте его, но не осуждайте. Будьте его союзником, когда он приходит к вам за помощью. Эти шаги предельно просты, и теперь мы знаем, что именно они являются основой для формирования глубокой эмоциональной связи между родителем и ребенком.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/09/26/chto-delat-esli-rebenok-nichego-ne-xochet/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Принципы психологии как науки

Закрыть