Что такое внутренняя свобода

Внутренняя свобода

что такое внутренняя свобода

Продолжаем изучать внутренний мир человека. :-) О внутренней пустоте я уже писала, а о внутреннем конфликте мне предстоит написать чуть позже. Сегодня же предлагаю поговорить о внутренней свободе человека, причем с максимальной точностью и практическим переложением на жизнь.

Потому что вдохновляющие статьи про свободных людей, сбросивших всевозможные мирские оковы, читать, конечно, хорошо и даже вдохновляет, вот только на что? Когда не знаешь, к чему стремиться и в каком направлении, очень сложно сделать первый шаг.

Итак, из чего состоит явление внутренней свободы, как ее обрести и кто или что может нам помешать в процессе?

Свобода – одно из самых чувствительных моих «мест», я очень чутко и эмоционально реагирую на любые попытки со стороны эту самую свободу ущемить. Почему так происходит? Потому что когда-то я решила, что мою свободу кто-то может отнять – другой человек, мир, Бог.

Но правда заключается в том, что никто свободу нам не дает, протянув на блюдечке и никто ее не забирает, если мы провинились. Мы, и только мы сами делаем выбор– быть свободными или нет.

Внутреннюю свободу не нужно заслуживать, получать путем хитростей или огромного труда, она уже есть у каждого из нас, просто мы об этом забыли.

Как часто вы ощущаете безграничную внутреннюю свободу – раз в месяц, неделю, год? А может быть, никогда? Насколько бы скованным вы себя ни чувствовали, это не значит, что внутренней свободы у вас нет, просто она угнетена сейчас, но не какими-то внешними силами, а вами самим, поэтому и освободить себя можете только вы. Внутренняя свобода – это комплекс составляющих, о которых мы сейчас и поговорим.

Искусство быть собой

Если вы считаете, что кто-то, например, муж или партнер, или обстоятельства, не дают вам быть собой, вы ошибаетесь. Ответственность за свои решения мы несем сами, и, значит, если когда-то был сделан выбор «прогнуться» под обстоятельства или измениться в угоду чьим-то желаниям (которые не соответствуют вашим собственным), и вы перестали быть собой, винить некого. Да и не нужно винить, нужно признать свои ошибки и идти к тому, чтобы быть самим собой всегда и во всем.

Другие люди говорят, и много. У них всегда есть свое мнение относительно того, как вы должны жить, работать, творить, любить, с кем быть и т.д. С этим не нужно бороться, пусть говорят – знаете, почему? Потому что они будут говорить только до тех пор, пока вам нужно, чтобы они говорили, пока вы слушаете, что они говорят.

Как только вы решили, что сами являетесь наиболее авторитетным источником и перестали обращать внимания на чужие голоса (именно чужие, даже если это – ваш ребенок или отец – ведь не им жить вашу жизнь, и не им иметь дело с последствиями), они постепенно смолкают.

Люди никогда не навязывают свое мнение тем, в ком чувствуют внутреннюю свободу и силу, потому что понимают, что это бесполезно.

Перестаньте мыслить множественной категорией «люди» и переходите на категорию «человек», то есть, «я», потому что это единственная категория, с которой вы можете работать. Так же, как настоящее в сравнении с прошлым и будущим, ваш внутренний голос – единственный, который советует вам то, что нужно. Правда, он, зараза, с трудом отстраивается от многолетней привычки слушать других, иногда эти «другие» голоса звучат в нас громче собственного.

Что можно посоветовать в таком случае? Примите себя. Любите себя. Слушайте свой внутренний голос и интуицию. Всегда ощущайте себя отдельной единицей (и одновременно – частью большого мира, чтобы не замкнуться в себе), уникальной, единственной в своем роде. Ваша душа страстно желает самовыразиться и показать миру во всей красе, на что она способна.

Если вы понимаете это и позволяете себе быть собой, никто и ничто не может вас лишить возможности излучать в мир свой потенциал.

Баланс между легкостью и серьезностью

Не нужно над каждым решением раздумывать так, как будто от него зависит вся ваша жизнь. Мы склонны придавать слишком много значения собственной персоне и всему, что с ней происходит. Если вы ошибетесь, это будет даже не ошибка, а полезный опыт и интересные переживания. А если будете слишком долго думать, скорее всего, не сделаете вообще ничего.

Быть слишком серьезным по отношению к себе и быть пушинкой, которая срывается с места под малейшим дуновением ветра – две крайности существования. Если ваша проблема – слишком долгий и глубокий анализ всего происходящего – больше действуйте. Если вы только делаете, и никогда не задумываетесь ни о причинах, ни о результатах действий – думайте больше.

Самовлюбленность и внутренняя свобода несовместимы

Очень важно помнить о текучести жизни и не воспринимать себя как застывшую скульптуру. Если вы гибки и пластичны – это не значит, что кто-то может вас поменять насильно, это означает, что вы сами это можете, если захотите. Самовлюбленность – еще один признак несвободы.

Откажитесь от мыслей, что вы уже совершенны и не можете стать еще лучшим творцом, предпринимателем, любовником, родителем, потому что это не так.

Вся жизнь – до последнего вдоха – это море возможностей для саморазвития, которое не закончится никогда, если только вы сами не решите, что достигли уже всего, все сделали и все улучшили.

Истинные цели. Счастье и спокойствие на душе

Об истинных и мнимых желаниях я написала большой материал совсем недавно. Хочу добавить лишь то, что главной целью человека должно быть спокойствие на душе, а оно достигается только в гармонии с самим собой, которая, в свою очередь, возможна лишь у внутренне свободного человека. Мечту надо осуществить не для того, чтобы иметь больше, а для того чтобы в процессе ее достижения стать большим самому. Стать тем человеком, который этой мечты достоин.

За внутреннюю свободу не нужно бороться, потому что борьба – это дисгармония, а свобода – гармония. Если вы сами принимаете себя и позволяете себе быть собой, мир тоже принимает вас, не пытаясь переделать. Он простирает к вам свои теплые объятия и дает все, что необходимо – поддержку людей, возможности для роста и самореализации, безграничную любовь. Внутренняя свобода – порождение не борьбы, а любви. Любите себя – именно так можно прийти в свободе.

Источник: http://improve-me.ru/9378

Как обрести внутреннюю свободу?

что такое внутренняя свобода

Внутренняя свобода — это состояние, когда при любых обстоятельствах мы выбираем то, что нам хорошо и подходит. И зеркалом нашей свободы являются отношения с другими людьми. Как освободить свою душу от негатива, ограничивающего внутреннюю свободу, и научиться быть счастливым? Поговорим сегодня об этом с Анжелой Харитоновой, практическим психологом.

Я человек серьёзный, работаю, есть жена и сын. За день успеваю столько переделать, передумать, пережить, что прихожу домой выжатый, как лимон.

А тут надо уроки у сына проверить, новости посмотреть, я переживаю за всё, что творится в нашей стране и в мире, подготовиться к следующему рабочему дню — мысли не отпускают ни на минуту.

Сейчас многие говорят о внутренней свободе, радости от жизни, о хобби, путешествиях Как можно в наше время беспечно порхать и радоваться жизни, когда буквально живёшь по расписанию, на сон только 6 часов и выделяешь? О какой свободе может идти речь?!

Пётр, 43 года, Тула.

Наверное, мы не можем на 100% не зависеть от обстоятельств, живя в социуме, имея работу и семью, но наша внутренняя свобода может приближаться к этой цифре. Вопрос, насколько человек нуждается в этой свободе.

Многим приятно быть зависимым от кого-то, от разных обстоятельств, ведь тогда можно не брать на себя ответственность за свою жизнь, можно жаловаться, страдать, мучиться — и жизнь будет казаться наполненной.

Но наполнена она в этом случае негативными эмоциями, стереотипами и догмами, как будто человек несёт огромный рюкзак с кирпичами и боится их выбросить, потому что считает нужными. О какой уж тут лёгкости и свободе можно говорить? Внутренняя свобода — это когда мы отбрасываем убеждения, которые создали ещё 10−20 лет назад, и живём по зову сердца.

Когда мы осознанно выбираем эмоции и состояния, не осуждаем ни себя, ни других, не делим людей и события на хорошие и плохие, когда прекращаем думать только о себе. Многие живут в постоянном желании «быть», «казаться», «соответствовать», что делает их ужасно несвободными.

Для чего нам свобода?

У многих свобода ассоциируется со вседозволенностью. Свобода нужна не для этого, а чтобы проживать свою (не чужую!) жизнь, испытывать вдохновение и жить творчески, радостно, чтобы быть счастливым и делиться счастьем с другими.

Представьте мир как единый организм, где каждый человек — клеточка, получающая питание от этого большого организма и служащая ему. Мир не может быть идеальным, но мир, как и человек, справедливо и правильно устроен.

Если мы свободны, мы можем жить в унисон с этим «организмом», брать от него энергию вдохновения и делать нужные дела. И чувствовать от этого удовлетворённость и счастье.

Как избавиться от негативных состояний

Не надо считать, что наша реакция на события предопределена и у нас нет никакого выбора. К примеру, нам говорят что-то неприятное — мы испытываем обиду или гнев, теряем какую-то вещь — неизбежно переживаем. И мало кто знает, что мы можем выбирать себе эмоции и состояния, можем отказаться от обиды, гнева и пр. Эти реакции — всего лишь привычка.

Но от любой привычки можно избавиться и сформировать новую. Первое — сначала найдите для себя несколько жизненных убеждений, которые помогут по-другому относиться к людям и событиям. Любые жизненные события всегда для чего-то нужны, всегда разумны, просто их смысл мы не сразу понимаем.

Поэтому не стоит разочаровываться, если что-то произошло не так, как мы хотели: планы Вселенной всегда мудрее наших. Второе — просто делайте выбор в любой ситуации, как вам реагировать. Даже если вы уже начали испытывать негатив, у вас есть возможность в любую секунду всё поменять. И когда вы научитесь владеть своими эмоциями, у вас появится особый вкус жизни.

Вы автоматически будете выбирать радость, счастье, гармонию, благодарность, любовь и уже не сможете выбирать негатив. Вы станете свободны от огромной тяжёлой ноши.

Как избавиться от навязчивых мыслей

Мысли негативного характера тут же за собой тащат отрицательные эмоции. Подумали что-то плохое — автоматически включилась эмоция. Чтобы этого не происходило, научитесь не относиться ко всем мыслям серьёзно. Бывают важные мысли, бывают пустые, обо всём и ни о чём, а бывают вредные. Вредные обычно возникают, когда мы навешиваем на себя, людей и события какие-то ярлыки, делим всё на чёрное и белое и становимся несвободны в поведении.

Старайтесь быть разными, расширить свой диапазон поведения. Научитесь не судить людей. Ни-ко-го! Не наше это дело, правда. Так же относитесь и к событиям. Из любого хорошего может выйти что-то неприятное, и наоборот. Принимайте жизнь такой, какая она есть. Жизнь разговаривает с нами на языке событий, и каждое для чего-то нужно. Наблюдайте за событиями, исследуйте их, учитесь у них, но только не судите.

Научившись принимать всё, как есть, вы станете ещё свободнее.

Как избавиться от ограничивающих убеждений

Часто ограничивающие убеждения начинаются со слов «я (не) должен», «я никогда/я всегда», «я не могу/не умею», «правильно/неправильно». Наблюдайте за своими мыслями. Возможно, какие-то из убеждений давно уже не актуальны для вас, а вы всё им следуете. Выпишите свои убеждения на бумагу и проанализируйте.

Слово «должен» замените на слово «хочу», если не получается, тогда пора менять убеждение! Задайте себе вопросы: «Это действительно правда?», «Всегда?», «Могло ли быть по-другому?», «Когда у меня появилось это убеждение?», «Актуально ли оно сейчас?». Совершите переоценку своих убеждений. И чем больше убеждений вы смягчите или вовсе откажетесь от них, тем лучше.

Это не значит, что вы станете безответственным, просто вы сможете действовать адекватно обстоятельствам. Приведу пример. Часто болеющий ребёнок, за которого тревожились родители, повесил на себя ярлычок «У меня слабое здоровье». И теперь ему 40 лет, кроме ОРЗ и гриппа ничем не болел, но всё равно убежден в своём плохом здоровье и при малейшем насморке паникует.

Или — у парня в подростковом возрасте сформировалось убеждение «я не нравлюсь девушкам». «Парню» уже 35, он мужественный красавец, у него хорошая работа, но личная жизнь до сих пор не сложилась — низкая самооценка и недоверие к женщинам сыграли свою роль.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое любовь к себе

Если вы откажетесь от негативных мыслей и эмоций и ограничивающих убеждений — вы свободны! И, поверьте, на смену им обязательно придут радость, счастье, вдохновенье, любовь к жизни.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: https://myslo.ru/club/blog/analiziruy-to-i-eto/nVuixwireUyM1yCmgsgh3A

Проверенная стратегия как обрести внутреннюю свободу

что такое внутренняя свобода

Несмотря на то, что тема свободы кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (это известный феномен, описанный Эрихом Фроммом в его книге «Бегство от свободы»).

При этом некоторые искренне врут себе, что на самом деле свободны, что могут делать всё что хотят, не замечая или не желая замечать, что рамки их свободы надежно и жестко ограничены нормами воспитания, мещанской или интеллигентской морали, родительских установок, стереотипов поведения.

Как говорил по этому поводу Гёте «самое большое рабство – не обладая свободой, считать себя свободным» («Избирательное сродство»). В этом они напоминают алкоголиков, которые, выпивая каждый вечер по «чекушке», искренне считают, что они не рабы алкоголя, а всего лишь «культурно выпивают».

Первый шаг к свободе

Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле – раб. В первую очередь раб «инсталлированных» в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д. и т.п.

Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие он не делает потому что «это неприлично», «позорно», «так нормальные люди не делают» и прочие «стопперы». В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живет он, в принципе, не хуже других.

Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней
Эрих Фромм

Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия «ремонта» будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.

Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надежной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, ЧТО именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, КАК именно «выдавливать из себя раба», КАК повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего.

И возможно я его разочарую, сказав, что КАК – это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок.

Да, для этого есть специальные техники (доступ к ним можно получить, например, в рамках Школы [системного развития]), но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?

На пути к свободе

Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролером или надсмотрщиком.

Можно считать его «программой», аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я – название не важно. Важно понимать его функцию.

А она очень проста – не выпускать Вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).

Надсмотрщик указывает на то о чём думать и что делать нельзя, потому что это «неприлично», «постыдно», «позорно», «неудобно», «нехорошо», «неправильно», «плохо» и так далее и тому подобное. Поскольку Вы не осознаете факт того, что Вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете Вы, что это Ваш выбор. Но это не так.

Путь к свободе – это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и ненужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе по сути есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.

А для того, чтобы ослабить надсмотрщика нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьезного, взрослого личностного роста.

В окружении рабов

Многие исследователи замечали, что несмотря на весь прогресс общественных отношений человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона – за неё надо отвечать. Перед самим собой.

Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьезный шаг надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще – решения за него принимают другие.

И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других – мол, «это они виноваты». От этого и на душе комфортнее становится.

Поэтому большинство людей – внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и прирученные человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на «хлебном месте», рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.

Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего «надсмотрщика») ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других – это ВСЕГДА мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека – это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.

Внутренняя свобода – основа успешной самореализации

Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.

Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень – это «кака», копаться в ней «неприлично», как-то неудобно на вопрос окружающих «чем ты занимаешься?» отвечать «в плесени копаюсь». Не солидно как-то.

Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем.

В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! и сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы, да темень леса.

И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.

Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение, выстроив свои отношения с миром так как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы – это вопрос глотка кислорода. Без всяких «или-или».

Источник: http://samsebegu.ru/proverennaia-strategiia-kak-obresti-vnutrenniuiu-svobodu/

От чего действительно свободен человек?

предыдущая глава          следующая глава

Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его. 3 Езд. 8, 56

Проблема свободы человека традиционно является предметом сложнейших философских и богословских рассуждений. Чего стоит известное уверение немецкого философа Шеллинга о том, что рассмотрение противоположности между необходимостью и свободой «только и вводит в глубочайшее средоточие философии» [1].

Далеко не всем доступно кьеркегоровское истолкование готовности Авраама принести в жертву своего сына-первенца Исаака как осуществление подлинной свободы.

Не так просто и понимание свободы воли в православной публицистике, как это видно из следующего примера: «Свободная воля на путях обретения свободы имеет власть отказаться от своеволия» [2].

В то же время в современных средствах массовой информации мы встречаем чрезвычайно упрощенное понимание проблемы свободы. Так, например, программа «Свобода слова» на НТВ методично втолковывает нам, что свобода — это просто-напросто то состояние, когда можно говорить и делать что угодно, лишь бы только в согласии с чувствами. Истина при этом никого не должна интересовать, ибо, в конце концов, что есть истина? [3]. Или, еще хуже: есть ли истина вообще?

В подходе этой телепрограммы, как в капле воды, отразилась суть либерально-атеистического понимания свободы. Парадоксальность ситуации в том, что о свободе говорят и от ее имени выступают те, у кого в миропонимании нет и не может быть никакого места для подлинного понимания свободы. Однако сторонники этой точки зрения фанатично верят в некий суррогат свободы.

К чему же он сводится? Свобода для них — это какое бы то ни было состояние человека, которое не должно быть ничем, никем и никогда ограничено. При этом нередко по ходу обсуждений раскрывается и тщательно оберегаемая «тайна» либерализма. Она заключается в том, что за этими «ничем», «никем» и «никогда» стоит вполне определенное содержание.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как воспитать в себе сильный характер

Прежде всего — яростное противление христианскому пониманию свободы человека.

Почему же ведется такая атака на христианское понимание свободы? Потому, что без подлинной свободы «не может и не бывает христианского облагодатствования» [4]. Потому, что «верить, любить, вдохновляться и творить нельзя по принуждению, но только свободно» [5]. Потому, что свобода — это подлинная сущность человека. Потому, что «Христос освободил людей свободою или для свободы» [6].

Именно свобода есть «непосредственное обнаружение сыновне-чистого общения с Отцем чрез Сына, когда под водительством Божественного Духа мы удерживаем органическую неразрывность с Господом Спасителем чрез воспроизведение Его в себе, или чрез возможно полное осуществление «закона Христова»» [7].

Ибо кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии [8].

***

Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. 2 Пет. 2, 18-19

Принципиальное отличие атеистической антропологии от христианской проявляется в ответе на вопрос «Зачем (или для чего) нужна человеку свобода?».

В атеистической антропологии человек понимается лишь как продукт саморазвивающейся материи, как некое своеобразное животное с набором физиологических потребностей, которые определяют, формируют, направляют его поведение. В потребностях этих и состоит сущность, формирующее основание человека. Будучи фундаментальной сущностью, они определяют и его ценности, которые по сути своей должны сводиться к тому, чтобы обслуживать его потребности.

Например, деньги — не вспомогательное средство, а абсолютная ценность, ибо они есть прямой способ удовлетворения естественных потребностей. Какие-либо ограничения потребностей человека всегда противоестественны и поэтому вредны. Моральные, а тем более религиозные нормы и правила и, уж конечно, закон Христов — это формы ограничения потребностей, прежде всего естественных физиологических.

Поэтому свобода, опять же как естественная способность человека, направлена на то, чтобы защищать потребности, это способ освобождения от ограничений, запретов, нравственных законов и т. п. Для чего нужна свобода? Для того, чтобы освободить себя от любых ограничений.

Зачем нужна свобода? Затем, чтобы можно было максимально полно удовлетворять все свои потребности, которые сами являются естественными продуктами и результатами естественной эволюции материи, или природы. Мы созданы стихийным процессом развития такими, какие мы есть. Кроме саморазвивающейся природы, ничего нет, и поэтому ничто (какая-то религия, какая-то мораль) и никто (какой-то Бог, какой-то Учитель) не может указывать нам, какими мы должны быть.

«После этого для нее (свободы.- И.С.) не оказывается достаточных препон к самому бурному кипению,- и она проявляется потом с крайнею необузданностию и с «непотребством» неприкрытой наглости бешеного цинизма, когда уже совсем не желают стесняться и делают всякую нечистоту с ненасытимостию (Еф. 4, 19)» [9].

Понимая при этом, чем грозит разрушительность и саморазрушительность, свойственные стихийной человеческой природе, либерализм возводит на небывалую высоту юридический закон, который призван охранять человека по принципу «свобода внешнего поведения одного человека не должна ограничивать свободу другого».

Однако в декларировании либерализмом права абсолютной свободы внутренней жизни человека скрыта циничная ложь. Реальность превращает вышеназванный принцип в утопический призыв, способный лишь растлить человеческую плоть таким пониманием не ограниченной ничем «свободы» или даже обречь человека на совершение преступлений.

Но «внутренняя свобода отнюдь не есть отрицание закона и авторитета, то есть беззаконие и самомнение. Нет, внутренняя свобода есть способность духа самостоятельно увидеть верный закон, самостоятельно признать его авторитетную силу и самостоятельно осуществить его в жизни» [10].

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу [11].

То, что окружает нас

Самым сильным и действенным лекарством от многих недугов является воздух, только следует знать, как его применять. Почему именно воздух имеет такое влияние на организм человека? Дело в том, что воздух питает энергией не только наше тело, но и душу. То есть дыхание — это энергия. От этого зависит и наше душевное состояние, мысли и общее здоровье. Несчастный человек не защищен энергетически. Его защита разрушена с помощью негативного отношения к жизни, людям и самому себе.

С какой энергией, мыслями и настроем мы вдыхаем воздух, с таким душевным и физическим состоянием и будем жить дальше. Еще с детства нам много рассказывали о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Мы автоматически делим все окружающие и происходящие с нами на белое и черное. Таким образом, наше сознание переживает раздробленность, что негативно сказывается на целостности сознания человека.

Мы тратим много энергии на негативные ситуации и борьбу с переживаниями вместо того, чтобы направлять ее на любовь к близким людям, помощь, счастье и доброту.

Наше дыхание — это отражение переживаний, эмоций, нашей жизни. Когда мы переживаем определенные моменты, дыхание тоже переживает вместе с нами, оно становится более учащенным. И с другой стороны, дыхание тоже оказывает прямое влияние на наши эмоции.

Таким образом оно действует на наш мозг подобно антистрессовым медикаментам. Чтобы привести в порядок свой энергетический уровень, стоит начать именно с дыхательных техник.

Когда человек овладевает техникой дыхания, тогда получает значительно больше энергии, следовательно, он более решителен, полон энтузиазма и желания двигаться вперед.

Результаты исследования показывают, что люди, которые регулярно занимаются дыхательными упражнениями, практически не подвержены стрессу, сердце их работает стабильно, они более уравновешенные и гармоничные сами с собой.

Чтобы улучшить свое эмоциональное и физическое состояние с помощью правильного дыхания, стоит развернуть плечи, выпрямить спину, раскрыть грудную клетку и просто наблюдать за своим состоянием и внутренними ощущениями. Следует знать, что несет в себе вдох и выдох.

При помощи вдоха, мы наполняем себя энергией, питаем свое тело и клетки. А выдох освобождает нас от лишних токсинов и напряжения.

Поэтому дыхательные психотехники нужны для того, чтобы правильно вдыхать энергетический воздух, наполнять себя положительной энергией и таким способом «лечить себя».

Дышим глубже

Дыхательные психотехники бывают разными и отличаются друг от друга. Каждая из них имеет свое предназначение и результат. Однако самыми популярными являются: вайвейшн, свободное дыхание, ребефинг и холотропное дыхание.

Главным предназначением данных техник является помощь в достижении определенных изменений в сознании и жизни человека в целом. Недаром современная психотерапия обратила внимание на дыхание.

Дело в том, что с помощью дыхательных практик можно раскрыть весь внутренний потенциал человека, они помогают найти свою дорогу к душевному исцелению.

А что после?

Дыхательные психотехники помогают душевно вылечить человека, разобраться в себе и своих целях, гармонизировать свою жизнь во многих сферах. Если раньше у человека была какая-либо психологическая травма, он страдает от нее по сей день, тогда подобная практика может освободить его от прошлых переживаний и неурядиц.

Таким образом высвобождаются личностные ресурсы человека. Регулярное использование в своей жизни дыхательных психотехник помогает приобрести больше уверенности, повысить самооценку и стрессоустойчивость.

Человек начинает смотреть на многие вещи более оптимистично, у него появляется активная жизненная позиция. Он начинает видеть новые возможности, как в профессиональной, так и в творческой сфере. То есть становится психологически и душевно здоровым человеком. Новые цели, определение другого жизненного пути и приоритетов — вот что дает эта техника.

Почему эти психотехники настолько успешны? Потому что эффект очевиден. Они безопасные, занимают немного времени. Человек может заниматься своими повседневными делами, эти техники не ограничивают свободу.

В дыхательных техниках существует понятие — ребефинг. В переводе с английского языка это слово означает «возрождение». Этот метод представляет собой осознанное дыхание, которое направлено на снятие стрессового состояния у человека. Задачи у этой техники довольно своеобразные и философские: приобрести навыки легкого вдыхания; найти ответ в вопросах рождения и смерти, то есть предназначения человека.

Стоит отметить, что эта техника уделяет особое внимание высвобождению энергии и дыхания, с помощью чего человек и справляется со своими неурядицами и душевными проблемами, находит правильные ответы на интересующие его вопросы. Ребефинг прорабатывает пять основных проблем: рождение, неодобрение со стороны родителей, появление пессимизма, стремление к смерти, влияние прошлых жизней.

Важно и такое понятие, как вайвейшн. Авторы данной техники утверждают, что для самого лучшего результата, помимо высвобождения дыхания, нужно использовать методы, которые помогают побороть чувство переживания во время совершения этой техники.

Сам процесс работы этой техники включает в себя несколько элементов: циклическое дыхание, полное расслабление, детальное осознание, вхождение в экстаз, внимание к желаниям. В процессе реализации этой техники очень важно внимательно прислушиваться к своему телу и внутренним ощущениям.

Эта техника нацелена на то, чтобы у человека появилось дружелюбное отношение к окружающему миру и к себе.

Практикуется в этой технике и холотропное дыхание, то есть «стремящееся к целостности». Включается спокойная музыка, дыхание должно быть более глубоким, нежели обычно. Очень часто весь этот процесс сопровождается творчеством: рисованием мандал, танцами, лепкой из глины. То есть человек должен ощущать себя наиболее расслабленно, комфортно и свободно.

В эти минуты его ничего не должно беспокоить, все мысли и переживания остаются позади. Есть только он и его внутренняя сущность, с которой он находит общий язык и стремится к гармонии. Эта терапия признает тот факт, что человек может достигнуть необычного состояния сознания, когда приходит спонтанное исцеление.

Если правильно применять эту технику, есть шанс разрешить определенную проблему человека, сознание выходит на другой уровень и совершается его душевое излечение.

Есть также метод свободного дыхания — это более простая дыхательная психотехника. Она открывает доступ к сознанию, а также освобождает человека от последствий стрессов, приобретенных на протяжении длительного времени.

Эта техника помогает изменить ситуацию человека, как он сам пожелает. Творческие способности тоже активизируются. Данную технику можно совершать каждый, ведь она способствует целостному формированию сознания, человек начинает смотреть на мир в единстве со всем.

ее цель — душевное и телесное единство.

Стоит помнить одну очень важную вещь. Все эти дыхательные психотехники действительно оказывают положительные результаты, однако подходят они не для каждого. Если у человека нестабильная психика, тогда лучше воздержаться от данных техник.

Интересный момент Дыхание помогает нам не только разобраться с душевными травмами и гармонизировать жизнь, а еще является неотъемлемой частью хорошего физического состояния. Существует мнение, согласно которому 70% отходов организма просто выдыхается.

А вот разнообразные методы работы с дыханием появились приблизительно двадцать лет назад в США. Авторами техник были Станислав Гроф и Леонард Орр.

Так что спасибо им за то, что плоды их деятельности сейчас помогают справляться с нашей жизнью и делают ее более совершенной.

Источник: http://www.cablook.com/mixlook/vnutrennyaya-svoboda/

Человек свободный. Манифест газеты

Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта – но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным. Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни. Теперь мы возвращаемся в реальный мир.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое сила воли

Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания – у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален. И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека.

Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности. Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, – свобода.

Спрашивают: кого же теперь воспитывать?

Мы отвечаем: человека свободного.

Что такое свобода?

Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов. Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается? В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни. В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе.

Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ. Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно.

Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил. Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.

Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен. От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд.

Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений. Можно сказать так: в нем свободно человеческое. Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека.

Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно. Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание. Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят.

Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек?

От совести.

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным.

Свобода в общем сознании воспринимается как добро. Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей. Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке.

Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда.

Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее. Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.

Никакого вакуума нет.

Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

Свободный ребенок

Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить.

Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, – но че-ловек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием. Цель – воспитание свободного – определяет все формы, способы и методы общения с детьми.

Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране. Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны.

Многим взрослым, родителям и учителям кажется, что предоставлять детям свободу опасно. Тут проходит граница двух подходов в воспитании. Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, – любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.

Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.

Свободный учитель

Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами. Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю.

Вот то поле, где один – воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.

Быть может, он дает ребенку глоток свободы – и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.

Свободная школа

Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявить свой талант к свободе, если он работает в свободной школе. В свободной школе – свободные дети и свободные учителя. Таких школ не столь уж много на свете, но все же они есть, и значит, этот идеал осуществим.

Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю. В мире много очень строгих элитных школ с традиционными порядками, которые дают наиболее ценных людей.

Потому что в них свободные, талантливые, честные учителя, преданные своему делу, – и потому в школе поддерживается дух справедливости. Однако в таких авторитарных школах далеко не все дети вырастают свободными. У некоторых, слабейших, талант свободы заглушается, школа ломает их.

Подлинно свободная школа та, в которую дети идут с радостью.

Именно в такой школе дети обретают смысл жизни. Они научаются думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу – свою и каждого человека.

Путь к воспитанию свободных

Свобода – это и цель, и дорога. Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь. Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживаться цели.

Первый вопрос воспитателя свободных: не угнетаю ли я детей? Если я принуждаю их к чему-то – ради чего? Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определенном порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребенка, стараясь подчинить его общей дисциплине? Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопрос, но важно, чтобы эти вопросы были заданы себе. Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся учителя – и свобода сама собой приходит в класс. Освобождение от страха – первый шаг на пути к свободе в школе.

Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?

Источник: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=201001304

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Харизма как развить в себе

Закрыть