Что относится к психическим состояниям личности

Психологические свойства и состояния личности

что относится к психическим состояниям личности

Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:

  • Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
  • Психические свойства. К свойствам относят:
  1. темперамент, который закладывается при рождении;
  2. характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
  3. способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.

Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.

  • Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.

В истории развития психики существовало несколько теорий, объясняющих это понятие. Панпсихизм утверждал, что психика – это явление присущее всему природному, то есть душа есть у всего. Биопсихизм приписывал это понятие всем организмам: животным, растениям, людям. Нейропсихизм предполагал наличие психики лишь у тех, кто обладал нервной системой. И наконец антропопсихизм приписывал данное понятие лишь человеческому виду.

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Ю. В. Щербатых является основоположником другой классификации психических состояний. Классификация оформляется в виде таблицы и благодаря ей можно рассчитать формулу определенного состояния, например, страха или восхищения. В таблице рассматриваются 7 критериев, каждый из которых подразделяется на переходные и крайние варианты психического состояния.

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

  • Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
  • Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
  • Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
  • Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки.

Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели.

Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2015/11/psikhologicheskie-svoystva-i-sostoyani/

Зависимости состояния человека и его психических процессов

что относится к психическим состояниям личности

Психическое состояние — это характеристика психической деятельности человека. Психические состояния можно делить по следующим критериям:

  • мотивационно-побудительное
  • эмоционально-оценочное
  • активационно-энергетическое

Помимо психического состояния отдельного человека, в психологии, так же выделяют психическое состояние группы людей, это психическое состояние делится в свою очередь на:

  • общественное мнение
  • общественное настроение

Психические состояние имеют определенные свойства, к ним относятся:

  • целостность
  • неподвижность
  • относительная устойчивость
  • своеобразие
  • типичность
  • полярность
  • многообразие

Психические состояние человека связаны с психическими процессами.

Психические состояния можно назвать целостными, так как они управляют человеческим поведением в какой-то определенный момент времени.

Сложный и целостный характер проявляется в тех случаях, когда человек в чем-то убежден или уверен. В этом примере участвует целый ряд компонентов, таких как познавательные, эмоциональные, волевые компоненты.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Психические состояния можно назвать подвижными так как они имеют начало, процесс протекания и конец.

В отличии от психических процессов сама динамика психических состояний не представляет особой важности, поэтому психические состояния характеризуются устойчивостью.

Психические состояния человека могут оказывать влияние на качества личности, а иногда и переламывать основные качества личности.

Как было указано выше психические состояния являются многообразными и полярными. Иными словами, на каждое положительное психическое состояние человека существует противоположное ему отрицательное психологическое состояние.

Классификация психических состояний человека

Классификация психологических состояний личности основана на следующих показателях. В зависимости от роли личности и ситуации выделяют:

  • личностные психические состояния
  • ситуативные психические состояния
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему у человека бессонница

В зависимости от основных элементов:

  • интеллектуальные
  • волевые
  • эмоциональные

В зависимости от глубины:

  • глубокие
  • менее глубокие
  • поверхностные

В зависимости от затраченного времени:

  • кратковременные
  • затяжные
  • длительные

В зависимости от того какое влияние они оказывают на личность человека:

  • положительные
  • отрицательные
  • стенические
  • астенические

В зависимости от того в какой степени человек осознает, что с ним происходит:

  • осознанные
  • более осознанные
  • менее осознанные
  • неосознанные

Замечание 1

Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью.

Положительные психические состояния человека и психические процессы

Психическое состояние зависит от:

  • индивидуальных психических и нейропсихических качеств
  • тех психических состояний, которые было у человека ранее
  • жизненного опыта
  • возраста
  • физического состояния
  • ситуации

К основным положительным психическим состояниям можно причислить:

  • радость
  • счастье
  • любовь
  • заинтересованность
  • творческое вдохновение
  • решительность

Под радостью понимают психическое состояние, в котором человек испытывает чувство удовольствия, хорошего настроения, Радость противопоставляется грусти и печали. Радость в большей степени носится к душевному удовлетворения нежели к физическому.

Счастье — это психическое состояние человека, когда он полностью удовлетворен совей жизнью. Счастью это радость, которую мы ощущаем, когда у нас есть возможность самореализовываться.

Любовь – это чувство которое один человек испытывает к другому, чувство сильной симпатии и привязанности. Любовь является индикатором счастья. Как и большинство психических состояний личности любовь имеет противоположное чувство – ненависть.

В работе и учебе очень большое значения имеет заинтересованность. Если человек заинтересован это свидетельствует о его высокой профессиональной пригодности. Но помимо того, что человек должен быть заинтересован своим профилем, он еще должен проявлять любознательность к другим областям знаний.

Творческое вдохновении так же является важным психическим состоянием человека. Оно представляет собой сочетание эмоций и интеллектуальной деятельности.

Творческое вдохновение оказывает влияние на многие психологические процессы, которые происходят в психике человека, например, обостряется восприятие, возникает множество образов, обостряется память, улучшается мышление, появляются новые идеи, повышается концентрация внимания.

В обучении и профессиональной деятельности не маловажную роль играет такое психологическое состояние как решительность. В этом случае следует говорить о широте мышления, интеллекте, проницательности.

Отрицательные психические состояния и психические процессы

Основные отрицательные психологические состояния это:

  • напряженность
  • стресс
  • тревога
  • фрустрация
  • ригидность

Психическое напряжение может возникнуть в следствии двух причин. Во-первых, в результате длительного выполнения скрупулёзной работы, во-вторых, в результате эмоционально экстремальных условий.

Так же следует учесть, что полноценная мыслительная деятельность часто не может существовать без эмоционального напряжения.

Если человек заранее эмоционально переживает некую ситуации, то он извлекает из этого определенную пользу: чувствует, что эта деятельность ему принадлежит и заранее оценивает условия ситуации.

Под стрессом ученые понимают нервно-психическое напряжение, вызванное некими экстремальными условиями.

Стресс понятие достаточно относительное, так как под ним могут понимается и незначительное психологическое напряжение, которое мобилизует силы, так и сильное перенапряжение психики, приводящее в нервный срыв.

Стресс которые приносит только вред всему организму и психике называется дистресс или эмоциональный стресс. Дистресс снижает работоспособность человек, тормозит мышление, ухудшает внимание. У человека пропадают целенаправленные реакции. Сильный дистресс может привести к заторможенности и бездействию.

Замечание 2

Степень влияния стрессов на психику зависит от самой личности. На разных людей одна и та же стрессовая ситуация может оказывать разное влияние.

Под тревожностью понимают отрицательное психическое состояние которые вызвано предполагаемыми неприятностями, изменениями в привычной жизни. С одной стороны, тревожность можно воспринимать как положительное состояние, когда человек способен им управлять и от этого не страдает функционирование его психических процессов. С другой стороны, когда из-за тревожности человек не может сконцентрировать внимание или не плохо думает, то несомненно это отрицательное состояние.

Под термином фрустрация понимают такое психологическое состояние, при котором человек переживает свои провалы, несбывшиеся мечты. При яркой фрустрации происходит дезорганизация сознания. Человек игнорирует те факторы, которые мешают ему в осуществлении деятельности, даже те, которые он мог бы предотвратить. Типичными реакциями на фрустрацию являются аутизм, депрессия, агрессия.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/zavisimosti_sostoyaniya_cheloveka_i_ego_psihicheskih_processov/

Серое вещество головного мозга — состав, расположение, функции

что относится к психическим состояниям личности

В этой статье поговорим о сером веществе, что это, где располагается и какие функции выполняет.

Что это такое и из чего состоит

Головной мозг человека состоит из двух видов нервной ткани – серое вещество и белое. Серое вещество нервной системы – это скопление нервных клеток, отвечающих за большинство функций высшей нервной деятельности человека.

Функция белых клеток – передача электрических импульсов в разные части мозга. Толщина серой ткани мозга достигает порядка половины сантиметра в популяции.

Топографически серое вещество является оболочкой мозга, под ним – скопление длинных отростков (аксонов), то есть вещество белое.

Серое вещество образовано скоплением сом нейронов, малейших капилляров, глиальной ткани и коротких отростков – дендритов. Кроме этого в состав серого вещества входят безмиелиновые длинные отростки – аксоны. В отличие от серого вещества, не имеющего миелиновых волокон, белое вещество потому и называется белым, что цвет ему придают оболочки аксонов, состоящих из миелина.

Ядра серого вещества – это гистологические структуры, концентрическое скопление тел нервных клеток, выполняющее определенную функцию в нервной системе. Анатомически выделяют два подвида ядер: ядра в топике центральной нервной системе и таковые в структуре периферической нервной системе. Каждое ядро – это регулятор определенной функции организма, будь это акт мочеиспускания или центр сердцебиения.

Бытует частично ошибочное мнение, что серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. Специализированные отростки, оснащенные быстрым проводником миелином, состоят в структуре белового вещества головного и спинного мозга, тогда как в серой субстанции присутствуют лишь дендриты и безмиелиновые длинные волокна.

Суть в том, что в коре миелинизированные длинные аксоны не нужны, ведь серое вещество мозга состоит из скоплений рядом расположенных тел нейронов, и информация из клеток в клетки передается короткими отростками (дендро-дендритные синапсы), ведь основная задача длинных отростков – передача электрического импульса из одного центра в другой. Там функцию передачи и приема информации обслуживают аксо-аксональные, или аксо-дендритные синапсы.

Серое вещество не отличается на всех частях мозга. В различных отделах оно одинаково. Поэтому, к серому веществу конечного мозга относится та совокупность элементов, которая присуща и других структурам мозга.

Где располагается в головном мозгу

На вопрос о том, где находится серое вещество головного мозга, отвечают несколько базовых теоретических медицинских наук – нормальная и топографическая анатомия и гистология. Другие же науки о мозге изучают его функцию, нежели расположение и строение.
Серое вещество представляет собой кору больших полушарий головного мозга.

В среднем слой темной ткани составляет порядка 3-4мм (от 1,5 до 5мм). Наиболее выраженную толщину она имеет в области передней центральной извилины. Благодаря расположению множества извилин и борозд, площадь серого вещества значительно увеличивается. Кроме головного мозга, слой серого вещества располагается внутри спинного мозга.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Астенический синдром что это

В мозжечке основная масса серого вещества находится по аналогии с головным мозгом: серое вещество является корой мозжечка и находится на поверхности самой структуры, являясь его оболочкой, когда белое вещество располагается внутри мозжечка. Кроме того, кора координирующего центра организма человека состоит из трех слоев – молекулярный шар, грушевидные нейроны и зернистый слой.

Серую субстанцию, как и другие части мозга, имеет и луковица головного мозга. Продолговатый мозг является одной из первых эволюционно сформировавшихся структур головного мозга. Эта часть располагается на уровне затылочного отверстия, и переходит в спинной мозг.

Серое вещество продолговатого мозга образует некоторые ядра и нервные центры, среди которых – ядра черепно-мозговых нервов и сетчатое образование. К ядрам, образующимся темной тканью, относится подъязычный, добавочный, блуждающий и языкоглоточный нерв.

Следует отметить, что все эти центры не являются низшими, ни высшими центрами регуляции – они занимают промежуточное положение в иерархии регуляторных систем мозга.

Расположенная структура над продолговатым называется мостом. В месте его соединения с соседней структурой выходят несколько нервов, в число которых входит вестибулокохлеарный нерв. Серое вещество моста образует собственные центры смешанного характера: ядро тройничного нерва, лицевой и отводящий нерв.

Такие нервы отвечают за иннервацию лицевых (мимических) мышц, кожу головы (ее волосистую часть), некоторые мышцы глаз и отдельные части языка. Кроме таких функций, задача Варолиевого моста состоит в поддержании правильной позы и частично сохранности местоположения тела в пространстве.
Серое вещество среднего мозга представлено красными ядрами и черной субстанцией.

Эти структуры являются коллекторами сознательных и бессознательных движений: ядра имеют богатые связи с мозжечком. В целом, эти структуры входят в комплекс стриопадллидарной системы мозга.

Корой, состоящей из серого вещества, покрыты многие структуры головного мозга, среди которых:

  • головной мозг;
  • мозжечок;
  • таламус;
  • гипоталамус;
  • субталамус;
  • бледный шар;
  • базальные ганглии;
  • скорлупа;
  • стволовые структуры мозга (красное ядро и черная субстанция);
  • черепно-мозговые нервы.

Напрашивается вывод, что всякая структура, имеющая специфическую регуляторную функцию, покрывается скоплением серой субстанции.

Какую роль выполняет серое вещество

Миллионы лет эволюции, естественного отбора и происхождения видов подарили человеческому существу уникальную структуру – относительно толстую кору головного мозга. Известно, что надлежащим образом структура серого вещества развита лишь у представителей человеческого вида.

В отличие от низших, и даже высших млекопитающих, серая субстанция наделила человека возможностью иметь неповторимое свойство материи, объект изучения всех нейронаук и философии – сознание и самоосознание, вытекающим которых является абстрактное мышление, развитая память, внутренняя речь и множество других специфических атрибутов высшей нервной деятельности человека разумного.

Нужно помнить, что серое вещество — скопление нервных клеток, а именно нейронов. Говоря о функции серого вещества, мы говорим о функции всех скоплений нейронов с короткими отростками.Итак, функции серого вещества разнообразны:

  • Физиологические задачи: генерация, передача, получение и обработка электрических сигналов.
  • Нейрофизиологические: восприятие, речь, мышление, память, зрение, эмоции, внимание.
  • Психологические: формирование личности, мировоззрение, мотивация, воля.

С давних пор ученые задавались вопросом о том, за что отвечает серое вещество головного мозга. Еще в 18 веке Франц Галль обратил внимание на темную мозговую субстанцию. Ученому впервые удалось локализировать некоторые психические функции на коре. Последующие исследование проводилось по типу удаления участка коры и наблюдение того, какая мозговая функция выпала.

Серьезным толчком к дальнейшим исследованиям было изучение работы коры академиком Павловым, который изучал базовые рефлексы и принципы закрепления условного рефлекса. Параллельно ему его французские коллеги нашли речевой центр в коре – нижняя часть лобной извилины.

Современная наука, хоть и знает множество свойств коры головного мозга, утверждает, что процент знаний и ней составляет не более одной тысячной.

Одним белым пятном в эмпирических данных о знании мозга и его формирования является вопрос о том, что такое гетеротопия серого вещества головного мозга.

В частности, часто этот вопрос ставится в области клинической медицины, где лечение есть лишь симптоматическое, то есть убираются одним симптомы.

Как известно, гетеротопия – это дефектное скопление нейронов, остановившихся в определенном месте и не дошедших до своего гистологического места. Так, найдется причина патологии – найдется и этиологическое лечение. Вариантом проявления гетеротопии является детская эпилепсия.

Отличие от белого вещества

Этот раздел предназначен для калибровки понятий и ответа на вопрос о том, что такое серое и белое вещество головного мозга.

Серое вещество

  • Сотворено ядрами нервных клеток и его походящих.
  • Располагается преимущественно в центральных частях нервной системы.
  • Составляет не более 40% всей массы мозга.
  • Потребляет порядка 3-5мл кислорода в минуту.
  • Структура, несущая регулирующую функцию.

Белое вещество

  • Образовано длинными миелинизированными аксонами.
  • Имеет расположение преимущественно в периферической нервной системе.
  • Составляет более 60% веса головного мозга человека.
  • Потребляет менее 1мл кислорода в минуту.
  • Отвечает за проведение нервного импульса по нервной системе

Следует помнить, что в отличие структуры коры головного мозга, где серое вещество является оболочкой и покрывает белую субстанцию, в спинном мозге серое вещество окружено белым веществом мозга.

Исследования

Современная наука располагает множеством методов исследования деятельности серой субстанции головного мозга. К таковым можно отнести:

  • Регистрация импульсной активности нервных клеток. Регистрация проводится с помощью микроэлектродов, которые, находясь вплотную к клеткам, прикасаются к ним и словно впиваются в них. Таким образом исследуется электрический потенциал нейрона, его вольтаж и амплитуда. Качественные изменения могут характеризовать распад серого вещества.
  • Электроэнцефалография. Данный метод позволяет исследовать и зарегистрировать минимальные колебания электрических потенциалов прямо с поверхности черепной коробки. С помощью ЭЭГ изучаются различные ритмы деятельности головного мозга, и является ключевым в исследовании биологических ритмов, в частности сна. Также электроэнцефалография безболезненно позволяет увидеть изменение серого вещества у ребенка. Методика не является инвазивной, в отличие предыдущей.
  • Магнитоэнцефалография. МЭГ позволяет изучить синхронную активность полей серого вещества. Ведь часть именно рассинхронизация является причиной многих патологических состояний деятельности центральной нервной системы.
  • Позитронно-эмиссионная томография. Этот компьютерный метод дает возможность визуализировать функциональную деятельность коры больших полушарий. ПЭТ позволяет «увидеть» пространственное изображение структуры мозга.
  • Ядерная магнитная резонансная интроскопия. С помощью данного метода можно увидеть в мозгу серое вещество, так как ЯМРИ дает картину структуры тканей.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: https://sortmozg.com/structure/seroe-veshhestvo-golovnogo-mozga

Образец психологического заключения на подростка – Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Расстройство личности что это

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование).

Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь).

Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).

Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом).

Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано).

Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).

Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

Моторикаразвита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

 Рекомендации:

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________

подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Образец составления психологического представления на ребенка

> Психологам > Документация > Примеры представлений, заключений, характеристик > Образец составления психологического представления на ребенка

Фамилия Имя (6 лет) посещает МБДОУ Детский сад № логопедическую группу №__ с 1 сентября 201_ года.

Общая характеристика возрастного развития

Внешний вид опрятный, легко и быстро вступает в контакт, инструкцию взрослого принимает и сохраняет до конца задания, проявляет заинтересованность при выполнении заданий.

Темп работы и работоспособность: включается в работу медленно, темп работы снижен. Во время занятия часто отвлекается, спад работоспособности отмечается ближе к концу занятия.

Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка): ребенок знает свое фамилию, имя, возраст, состав семьи, называет членов семьи по именам, знает род деятельности родителей, но испытывает трудности в названии профессий.

Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности: уровень развития мелкой моторики не соответствует возрастной норме, отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации, ведущая рука правая.

Особенности развития психических процессов

Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано в соответствии с возрастной нормой. Собирает разрезную картинку на основе зрительного соотнесения.

Особенности памяти: уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, кривая запоминания носит неравномерный характер, объем слухоречевой памяти недостаточный.

Особенности внимания: объем внимания недостаточный, внимание неустойчиво, часто отвлекается даже при отсутствии внешних раздражителей, снижена концентрация, переключаемость трудная, общий уровень развития произвольного внимания ниже возрастной нормы.

Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации сформированы в соответствии с возрастной нормой, самостоятельно определяет существенный признак предметов и явлений. Аналитико-синтетическая деятельность сформирована недостаточно. Устанавливает причинно-следственные связи в наглядной ситуации самостоятельно, в вербальной — с помощью взрослого. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление соответствуют возрасту, сформированы элементы словесно-логического мышления.

Особенности воображения: преобладает репродуктивное воображение, бедность фантазии.

Особенности речевого развития: активный словарный запас малый, отмечаются нарушения звукопроизношения, затрудняется в понимании логико-грамматических конструкций, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.

Эмоциональная-волевая сфера и особенности личности

Эмоциональные реакции адекватные, уравновешенные, преобладающее настроение на занятиях без особого оттенка. Отмечаются пассивность и инертность. Уровень развития самооценки соответствует возрастной норме. Проявлений агрессии и негативизма не наблюдается.

Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.

Отношение к сверстникам неконфликтное, дружелюбное, в большинстве играет в группе сверстников, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми. Не проявляет инициативу в играх и на занятиях, чаще следует примеру других. Общение реактивное.

Заключение педагога-психолога: общий уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы. На первый план выступают особенности эмоциональной сферы, речевого развития, снижение произвольности, слабая сформированность мелкой моторики, недостаточное развитие слухоречевой памяти, внимания и мышления.

Дата:

Педагог-психолог _____________ /____________

Вернуться назад:

Источник: https://cspsid-pechatniki.ru/raznoe/obrazec-psixologicheskogo-zaklyucheniya-na-podrostka-shablon-obrazec-napisaniya-individualnogo-psixologicheskogo-zaklyucheniya-na-vospitannika-dou.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Что такое психологические проблемы

Закрыть