Что такое полевое поведение

Теория поля Курта Левина — простыми словами

что такое полевое поведение

Одна из наиболее примечательных теорий объясняющих поведение человечка — это теория поля Курта Левина. Активная профессиональная деятельность учёного приходится на начало двадцатого века — время, которое ознаменовалось прогрессом в области физики, а именно — появилась квантовая теория поля, что произвело впечатление на учёного.

Взяв за прообраз физику, Курт Левин ввёл новые абстрактные психологические термины для объяснения механизмов поведения личности, что сделало его Теорию психологического поля наиболее ёмкой и новаторской.

Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К. Левин обратился к физике в поисках «нового режима мышления», в попытке сделать психологию более точной наукой.

Основные тезиcы для объяснения Теории психологического поля

  • Объяснение поведения включает более широкий круг явлений, нежели только раздражители и реакции. Для анализа ситуации рассматривается взаимосвязь субъекта с окружающим его пространством и обществом;
  • Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. К основным компонентам причинно-следственного анализа относятся воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия;
  • В основе всякого поведения лежат силы, из которых главными являются потребности;
  • Уравнение поведения: поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е) B = f(P,E)

Гештáльт-психолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Википедия: Гештальт-психология

Волевое и полевое поведние

К. Левин писал, что человек живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки.

Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое поведение — влиянием внешних объектов.

Википедия: Полевое поведение

Полево́е поведе́ние — понятие, введённое Куртом Левином для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля) и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, то есть на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов).

Противоположным данному поведению является волевое поведение, выраженное в целенаправленных ответах на внешние стимулы.

Наглядное объяснение Теории поля Курта Левина

Источник: https://dongji.ru/field_theory-kurt_lewin/

Полевое поведение ребенка

что такое полевое поведение

По общепризнанному мнению психологической науки, жизненное пространство ребенка сначала очень слабо структурировано. Как считает К. Левин, к интересам младенца можно отнести только конкретные вещи, напрямую связанные с полным удовлетворением потребностей – в частности, первичных (или истинных).

Пример 1

Если на глазах младенца испортить какую-либо игрушку, это не вызовет у него никакой значимой реакции, а вот трехлетний малыш в подобных обстоятельствах уже не сможет остаться равнодушным и, скорее всего, отреагирует очень эмоционально. Получается, что с течением времени ребенок не только получает знания об окружающих его вещах и мире в целом, но и впадает во все большую зависимость от них.

Именно поэтому простое знание (например, географическое), не окажет на него такое же влияние, как понимание того, что взрослый человек к нему дружелюбно относится.

Помимо этого, ребенок младенческого возраста в сравнении с более старшим ребенком почти никоим образом не способен влиять на окружающее его поле. Он сам находится во власти безусловного притяжения разнообразных притягательных объектов, которые и образуют это поле. Все его движения в данном поле обуславливаются тем, какой именно объект притянет его сильнее.

Положительная и отрицательная валентность

К. Левин представлял себе данный процесс определенным образом.

В тот момент, когда у ребенка актуализируется некая потребность, все вещи, находящиеся вокруг него, в тот же момент начинают рассматриваться с точки зрения какой-либо возможности удовлетворения данной потребности, либо, как считает Левин, получают валентность.

Так, если валентность вещи положительна, данная вещь излучает притягательность. Она в полной мере способствует удовлетворенности относительно возникшей потребности. Вещи с отрицательной валентностью не способны удовлетворять потребности, и поэтому ребенок к ним абсолютно равнодушен.

Представим, что ребенок голоден, он испытывает нужду в еде, и при этом спелое сочное яблоко для него в этом момент обладает положительной валентностью, а даже самая интересная игрушка станет непривлекательной.

Если сказать по-другому, вся сила притяжения со стороны фрукта на это время превышает любое притяжение со стороны игрушки.

Когда ребенок насытится, яблоко утратит свою положительную валентность, и привлекательность игрушки вновь станет ярко выраженной из-за возникшей у ребенка новой потребности в развлечении и игре.

Привлекающие и отталкивающие свойства предметов

Получается, что в прямой зависимости от конкретной потребности любой предмет в поле зрения ребенка получает либо привлекающие, либо отталкивающие свойства.

Вывод 1

По итогам этого можно сказать, что ребенок находится под воздействием неких сил, которые влекут его только к позитивно заряженным объектам. Именно с этим напрямую связан ряд особых сложностей, которые можно заметить в поведении ребенка.

Когда ребенок смотрит на вкусную конфету, она его привлекает. Именно эта конфета задает направление движения ребенка. Ребенок обязательно начнет двигаться по направлению к именно этой конфете или же любому другому объекту, который обладает для него столь же высокой привлекательностью. Но нередко возникают ситуации, при которых малышу стоит взять другой курс, уклонившись от движения по направлению к притягательному объекту, но это для него слишком сложно. К. Левин изложил такой пример.

Пример необходимости отклониться от курса к притягательному предмету

Пример 2

Некая девочка захотела усесться на камне. Она направляется к нему, но, в тот момент, когда она подбегает к нему, чтобы сесть, ей необходимо повернуться к камню спиной, нужно отвернуться от этого объекта.

В этот момент данный объект выходит из поля зрения девочки, и она из-за этого теряет установленное направление движения. В этот момент она поворачивается снова по направлению к объекту, но у нее не получается присесть.

У девочки нет другого выхода, кроме как улечься на этот камень и обнять его руками.

С течением времени у ребенка все более и более важную роль начинает играть его социальное окружение.

И если маленький по возрасту ребенок только тянется к конфете, а явное увеличение расстояния между собой и этой конфетой будет оценивать строго негативно, проявляя свое неудовольствие, то более старший малыш уже четко понимает, что отойти от сладости и обратиться к взрослому за помощью – это совсем не то же самое, что удаление от сладости как от собственной важнейшей цели. Ведь взрослый человек может стать помощником, и достать эту конфету.

В то же время Курт Левин совсем не отрицал того, что, чем в больше доступности располагается привлекательный объект, тем больше ребенок стремится его заполучить.

Иными словами, даже взрослый индивид, находясь в непосредственной близости от притягательного объекта, должен прилагать некие усилия, чтобы перейти к иной ситуации (чтобы избавиться от власти притяжения). Данный факт отлично знаком учителям.

Во время проведения занятия важная роль отводится непосредственно организации пространства, в котором будут располагаться дети. Педагоги стремятся исключить все лишнее, чтобы полевое поведение ребенка проявлялось правильно, и чтобы ничто не отвлекало их от занятия.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/detskaja-psihologija/polevoe-povedenie/

Волевое и полевое поведение или почему дети лезут «куда не нужно»

что такое полевое поведение

Бывало ли в вашей жизни такое, что вы сердились на ребенка за то, что он взял ваши вещи? Испортил что-то? Уронил?

Пример 1. Мы сидим за столом в кафе. Старший сын (5 лет) поел, младший (2 года) еще доедает. Сыну скучно ждать, он начинает ёрзать на стуле, берет солонку, крутит ее в руках. Когда я прошу его достать из сумки нужные мне вещи, с облегчением ставит солонку на место и начинает мне помогать.

Пример 2. Застаю сына в комнате, стоящим перед свежепоклеенными обоями с красным фломастером в руках. Вся стена в красных точечках от фломастера. Естественно, я не удержалась от вопроса: «Зачем ты это сделал?» и, безусловно, получила закономерный ответ: «Не знаю».

Пример 3. Занимаемся английским. Не то, чтобы скучно, но и ажиотажа не наблюдается. На столе лежат карандаши и забытый младшим сыном пластилин. Сын отвечает на мои вопросы, задает вопросы мне, но так как его руки при этом остаются свободными, то он берет карандаш и тыкает им в пластилин.

Что общего в этих примерах? И как быть родителю? Ругать или не ругать?

Сначала попробуем разобраться, почему ребенок ведет себя таким образом.

Ответить на этот вопрос нам поможет теория психологического поля известного немецко-американского социального психолога Курта Левина. Курт Левин считал, что человека окружает психологическое поле и все предметы в этом поле обладают валентностью. Причем это может быть и положительная валентность (предмет притягивает человека) и отрицательная (предмет отталкивает человека).

ЭКСПЕРИМЕНТ К. ЛЕВИНА

Испытуемого приглашали принять участие в исследование памяти. Но перед этим просили несколько минут подождать в комнате ожидании. В комнате были разложены предметы: на столе лежали карандаши, стоял колокольчик, на полках стояли книги, висела необычная занавески из бисера и т.д. За испытуемым, находящимся в комнате, наблюдали через стекло Гизела (это стекло, которое с одной стороны является стеклом, а с другой – зеркалом).

Левину было интересно узнать, что будет делать человек, оставшись один в комнате. Все без исключения испытуемые (а в эксперименте принимали участие студенты и профессора берлинского института психологии) производили различные манипуляции с предметами. Они перелистывали книгу, брали в руки и рассматривали разные предметы, проводили пальцем по бисерной занавеске и все без исключения звонили в колокольчик.

Что же заставляло взрослых людей совершать бессмысленные действия? К. Левин сделал вывод, что в тот момент, когда человек не занят важным для него делом (то есть, попросту говоря, скучает), поведение человека становится «ситуативно обусловленным» или «полевым».

 ПОЛЕВОЕ И ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В результате этого эксперимента К. Левин сделал вывод, что существуют два типа поведения: волевое и полевое поведение. При волевом поведении человек существует в психологическом поле и преодолевает силы этого поля.

Напротив, при полевом поведении человек попадает во власть «поля». Поясню на примере. Представьте себе, что вы вышли на улицу со своим ребенком. На детской площадке вам встречается малыш в шапочке со смешным помпончиком.

Так и хочется протянуть руку и дернуть за этот помпончик.

Вы попали во власть «поля». Помпончик имеет положительную валентность, он притягивает вас. Но вы сдерживаете себя, потому что понимаете, что не очень прилично хватать руками других людей. Это волевое поведение. А ваш ребенок испытывает примерно те же чувства. Но у него другая реакция. Он подходит и дергает малыша за помпончик. Он не смог преодолеть тягу «поля» и продемонстрировал полевое поведение.

Полевое поведение преобладает у детей дошкольного возраста. Чаще всего полевое поведение проявляется в те моменты, когда ребенку скучно. Ребенок может ходить по комнате, и его по очереди будут «притягивать» различные вещи.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если мы говорим о детях раннего возраста (малышах до 3 лет), то вся ответственность за их поведение лежит на родителях. Поэтому самым простым выходом будет организовать пространство таким образом, чтобы ребенок не мог достать вещи, которые ему нельзя трогать.

Дети дошкольного возраста (3-6 лет) уже могут учиться управлять собой. Вы можете обозначить предметы, которые ни в коем случае нельзя брать (например, это телефон или компьютер). Если же во время занятий ребенок берет со стола предметы, манипулирует ими (например, играет карандашами или строит из них домик), это важный сигнал для родителей. В первую очередь обратите внимание на содержание занятия.

Чаще всего полевое поведение у дошкольников появляется тогда, когда им скучно. Во время занятия уберите со стола все лишнее и постарайтесь сделать это занятие интересным. Также полевое поведение появляется у ребенка, когда ему нечем заняться, отсюда и разрисованные обои, торчащие из розетки карандаши и т.д. Помогайте ребенку найти интересное занятие, учите его играть и тогда он сможет найти себе интересное занятие!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое фундаментальные исследования

Юлия Гусева

Источник: https://detkiclub.com/articles/112015-volevoe-i-polevoe-povedenie-ili-pochemu-deti-lezut-kuda-ne-nuzhno

Полевое поведение у ребенка. Диагностика и коррекция СПб

Полевое поведение – это поведение, при котором человек руководствуется исключительно эмоциями, случайными внешними стимулами, при этом уровень произвольности его поступков существенно снижен. Все действия подчинены текущему моменту, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям. В раннем детском возрасте такая реакция на мир считается нормальной. Но если ребенок старше 3 лет ведет себя таким образом, это говорит о недоразвитости волевой сферы.

Примерами служат подобные моменты – человек не ориентируется на собственные мотивы (пришел, куда позвали, увлекся тем, что показали, эмоционально вовлекся в провокацию и пр.). Во взрослом возрасте непосредственную связь с полевым поведением имеет локус контроля (внешний), проявляющийся приписыванием своих достижений, неудач и любых жизненных событий внешним факторам. Противоположное поведение (волевое) показывает целенаправленность действий, контроль ответов на внешние стимулы.

Специалисты говорят о полевом поведении как о характеристике человека во время таких видов обследования, как медицинское (неврологическое, психиатрическое), логопедическое, нейропсихологическое. Полевое поведение свидетельствует о:

  • нарушении или несформированности произвольной регуляции деятельности;
  • сниженном уровне сознания (у взрослых) или его недостаточности (у детей);
  • нарушениях внимания, контроля действий.

Полевое поведение является клинической характеристикой, которая обычно дается либо детям с особенностями развития (алалия, РАС, СДВГ), либо взрослым с органическим повреждением головного мозга (либо имеющим интеллектуальную недостаточность с детства).

Полевое поведение влечет за собой трудности социальной адаптации – ребенку тяжело выполнять социальные требования в группе детей, как в игре со сверстниками, так и на занятиях, например, в детском саду. Впоследствии данное нарушение становится причиной возникновения проблем с усвоением школьной образовательной программы и снижения общего уровня развития.

Причины полевого поведения

Отсутствие внутреннего контроля над собственным поведением является признаком эмоциональных, неврологических и психических нарушений, несформированности волевой сферы. Наиболее распространенные причины возникновения полевого поведения:

  • органические нарушения в работе головного мозга, например, несформированность лобной доли;
  • родовые травмы;
  • травмы, полученные непосредственно после рождения;
  • психические отклонения, связанные с интеллектуальной и мыслительной сферами.

Полевое поведение – один из симптомов большого количества нарушений развития, таких как аутизм (РАС), умственная отсталость, алалия, СДВГ. При этих расстройствах проявляются разные симптомы –  речевые, поведенческие, эмоциональные.

Коррекция полевого поведения

Поскольку полевое поведение является одним из важных симптомов различных нарушений развития, таких как аутизм, РАС, СДВГ, необходима не только тщательная коррекция, но и своевременная диагностика.

Перед началом коррекции важно пройти комплексную диагностику и установить причины полевого поведения, правильно поставить диагноз.

Наиболее ранние признаки нарушения психомоторного развития способен обнаружить невролог уже в трехмесячном возрасте, позже родители сами могут замечать некоторые странности в поведении ребенка и обращаться за консультацией как к детским психологам, так и к психиатрам, и к педагогам-дефектологам.

Первое, что нужно сделать – обратиться к специалистам и выяснить точную причину происходящего. Обязательны консультации: невролога, психиатра, сурдолога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога. В нашем центре есть услуга консилиума, после которой мы пишем подробное заключение и направляем на необходимые обследования. Единой схемы коррекции не существует. Если выявляется аутизм, то будет одна коррекция, если алалия – другая, и так далее.

Полевое поведение – это лишь внешний симптом. По сути, у индивида, страдающего этим нарушением, сохраняются лишь базовые рефлексы и биологическая ориентировка, а эмоционально-волевая часть психики находится в выключенном состоянии.

У него отсутствует образ «Я», схема собственного тела, понимание обращенной речи (в грубой версии). После того, как выставлен диагноз, исходя из его показаний может применяться медикаментозная терапия.

Но основной упор идет на нейропсихологическую и логопедическую коррекцию, сенсорную интеграцию, занятия с психологом.

Чтобы помочь ребенку с полевым поведением дома, необходимо:

  • Создать неизменность пространства дома. Чем чаще будет меняться обстановка, переставляться предметы, тем больше они будут привлекать внимание ребенка, не давая сосредоточиться на волевых задачах. Оптимально, чтобы пространство в группе детского сада также соответствовало этому.
  • Минимум игрушек, нужно избегать сенсорного перенасыщения. Оптимально, если в доступе ребенка есть 3-5 разных игрушек, которые периодически можно менять. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться на игре без перевозбуждения. Кроме того, такой подход благотворно влияет на мотивацию к взаимодействию и игре со взрослым.
  • Повторяемость действий после каких-то процедур, создание определенных ритуалов, четкий режим дня. Таким образом, у ребенка закрепляются необходимые модели поведения и появляется понимание, что мир устроен по правилам. Это касается не только занятий, можно кружить ребенка по утрам после того, как он проснется, или качать на мяче перед сном – это поможет формировать привычку как замену волевому поведению. Формирование стереотипных бытовых ситуаций, повторяющихся до деталей из раза в раз, формирует каркас действий. Далее ребенок сам или при помощи взрослых сможет расширять и дополнять имеющуюся схему, не рассеивая внимание на внешние стимулы.

При полевом поведении необходима комплексная коррекция как можно раньше. Потребуется участие команды специалистов, включающей психиатра, невролога, нейропсихолога, дефектолога, логопеда и психолога. В таких случаях очень важно грамотно составить план реабилитации с медикаментозным лечением и психолого-педагогической коррекцией и придерживаться плана регулярных занятий.

Дефектолог, олигофренопедагог Королева Виктория Николаевна

Если вы обнаружили у своего ребенка признаки полевого поведения и хотите пройти комплексную диагностику, звоните по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник: https://emberint.ru/articles/polevoe_povedenie/

Как не подавить волю ребенка

Можно назвать те зоны мозга, которые отвечают за волевые усилие, за развитие, воображения, логическое мышление и так далее. Но, наверное,  было бы слишком примитивно сказать – вот эта часть мозга отвечает за волю. Мозг – это до сих пор terra incognita (лат. «неизвестная, неизведанная земля» – ред.), неизведанная страна.

С другой стороны, есть некая сила, которая заставляет живое существо проходить действительно самое сложное испытание – рождение.

Как-то сравнивали усилия, которые прикладывает человеческий младенец при рождении, так он появляется с усилиями, которые нужны взрослому человеку для того, чтобы остановить груженный вагон. Вот где-то на этом уровне находится воля. Это жизненная сила.

Можно это назвать волением, желанием выжить, желанием появиться и закричать, раскрыть свои легкие? Может быть. Далеко не все в физиологию упирается.

Как развивается сила воли

Еще со времен древних греков, было понятно, что  многое зависит от социального научения. Ребенок до  6-7 лет – это один большой орган чувств. Выделить отдельно развитие воли, развитие эмоциональной сферы, развитие фантазии, мышления –  невозможно, это все процессы, которые одновременно протекают. Классики психологии считали, что движения и слова – это два фактора, которые способствуют развитию воли.

Есть два понятия в психологии – полевое поведение и волевое.

  1. Полевое поведение – это то, что демонстрируют либо очень маленькие детки, либо дети с нарушениями или с особенностями развития – когда отвлекаются на любой звук, на любой цвет, на любые тактильные новые впечатления. Их сразу видно. Он заходит, пробегает по комнате, сносит все абсолютно, все пробует, но ни на чем не задерживается – нет какого-то объекта, которой начал бы изучать.
  2. Волевое поведение. Постепенно с развитием и укреплением нервной системы, развитием психики, полевое поведение преобразуется в волевое поведение. Ребенок познает мир через движения, через поглощение информации, которая существует во вне. информация – это собственное тело (что попадает в рот, ухо и так далее), постепенно осознаются собственные беспорядочные движения, но без присутствия близкого взрослого человека, ребенок не станет человеком.

Основные движущие силы развития ребенка – это привычки, подражание, фантазия, благоволение либо почитание, которое относится людям, окружающим ребенка. До 6 лет поддержка, близкая связь эмоциональная между ребенком и взрослым очень важна для развития волевого поведения. У меня не просто есть желание бегать, стоять, ходить и так далее, я вижу, что взрослые вокруг меня это умеют делать прекрасно –они ходят, разговаривают, что-то делают руками и так далее.

Проявление силы воли ребенка

Когда ребенок уже овладел движениями, он чувствует себя самостоятельным, он уверенно ходит, убегает от взрослых, говорит, то есть чувствует себя отдельным существом, появляется «я» и появляется самое страшное для взрослых слово – «нет». У ребенка в этот момент развивается воля, развивается речь, развивается мозг, внешне это проявляется в том, что мы называем это «кризис трех лет». Часто взрослые теряются и не понимают где воля, а где капризы, где упрямство, а где безволие.

Под развитием воли ребенка подразумеваются вещи очень простые и очень банальные, которые мы называем привычками.

Это то, что дает возможность ребенку двигаться дальше, но привычки формирует взрослый человек, от взрослого зависит правильный ли режим дня у ребенка, умеет ли он совершать бытовые, очень понятные для взрослого вещи, а для ребенка, они чрезвычайно, иногда, сложные, необычные – вытереть ручки, почистить зубы, поставить на место чашечку так далее. Вот это и есть формирование привычек. Это формирование дисциплины.

Когда привычки становятся устойчивыми – мы можем говорить: этот человек ответственный, самостоятельный, он проявляет инициативу, и еще мы говорим – он послушен. В хорошем смысле слова «послушание», то есть человек уже может выполнять правила. Другое дело — каковы эти правила? Они должны быть простыми, ясными и разумными.

Культивирование безвольности

Сейчас очень многозначным стало слово «послушание», и говорят «послушный ребенок» имея в виду часто ребенка безвольного, а это совершенно разные вещи. Когда ребенок послушен в хорошем смысле слова, он умеет себя контролировать, может сдержать свои импульсы, может выполнить правила, либо требования взрослых – это и есть проявления волевого поведения.

С другой стороны, если нет достаточного (не чрезмерного, а достаточного) контроля со стороны взрослых, который направляет в правильное русло развитие ребенка, тогда появляется две крайности – либо безволие и апатия «Я не знаю, чего я хочу, я хочу то, что скажет мне мама» – нет вектора.

Либо своеволие, когда у ребенка нет правил, нет границ, ему страшно и единственный выход остаться в живых – всеми командовать, но ребенок не испытывает от этого удовольствия, он испытывает много страха, а страх и агрессия – это две стороны одной медали.

Воспитание воли и отсутствие границ – это совершенно в разные стороны вектор.

У взрослого человека в неопределенных обстоятельствах бывает паника. Детям намного спокойней и безопасней, когда они знают, что есть границы, есть правила. Говорить надо кратко, понятно и по существу, желательно без лишних эмоций. Замечательный выход – вспомнить детский язык и подключить образы и фантазию.

Рассказывать с утра ребенку, который не выспался и не хочет в садик или в школу о том, что это надо – это не воспитание воли, это неумение найти понятные слова для ребенка.

Все время говорю родителям, что у них есть замечательная кнопка и эта кнопка называется чувство юмора, вы на нее сначала нажимаете, придумываете что-то смешное, приятное, необычное, потом уже свои требования обозначаете.

Проявление воли – в игре. Что такое прятки? Это умение так затаить дыхание, выдержать, не поддаться импульсу, когда рядом проходят – не выпрыгнуть. Это же тоже волевое усилие. Либо строить башню, надо делать это осторожно и не дыша – это волевое усилие? Конечно, волевое усилие. А не расплакаться, когда дети играют в игру и очень хочется победить и понимают, что не победят – это тоже усилие волевое.

Как родителям не навязать ребенку лишнего

Это очень сложно отделить и понять свои желания и свою волю, реализовать себя как себя, а не как мамину дочку, или лучшего ученика в школе. Я часто слышу, когда взрослые приходят и рассказывают, что неосторожное, неправедное слово взрослого, значимого человека действительно обрубало волю развиваться в определенном направлении.

Что очень хочется донести до родителей – никто не отменял 7-летних циклов. До 7 лет интеллектуально развивать ребенка точно не стоит, это физиологически не оправданные потребности – знать буквы и цифры в три года. Это большое желание вызвать одобрение взрослых, а естественная потребность ребенка – фантазировать, бегать, прыгать и играть, а не учиться.

Есть калифорнийская проба на готовность тела к интеллектуальному обучению –  поднять руку вверх и, согнув в локте, через темечко, достать правой ладошкой левое ухо и наоборот. Шестилетки не достают, у них ручки маленькие, у них еще не выросли косточки, они не могут.

Это упражнение само собой получается, когда организм готов физиологически, это внешние показатели того, когда созрели те части мозга, которые отвечают уже не за игру и фантазию, а за мышление, память готова, ребенок стал физически выносливым и худо-бедно может просидеть 30 минут, что-то запоминать и концентрировать внимание.

Да, я понимаю, что есть очень талантливые дети, которые родились, чтобы быть обязательно Моцартом, и скрипку из рук не вырвешь, и петь будут, тоже рот не закроешь – но это исключение из правил.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Благодарность что это такое

У нас слишком рано дети заканчивают школу, будучи подростками, и сразу их родители запихивают в совершенно непонятный ВУЗ, а в 21 год только, когда уже более-менее созрели прифронтальные доли мозга – тогда человек в состоянии понять, чего он хочет на самом деле, в какую сторону идти для того, чтобы добиться именно этого результата.

Источник: https://kolesogizni.com/semya/kak-razvit-volyu-rebenka

| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Источник: https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/povedencheskie-i-emotsionalnye-narusheniya-u-detej/

Полевое исследование

Исследования бывают лабораторные (в специально оборудованной среде) и полевые (в естественном окружении пользователей).

Что это такое?

Полевое исследование — это интервью, наблюдение или юзабилити-тестирование (или все сразу), которое проводится в условиях, где люди в реальности будут пользоваться продуктом(например, на рабочем месте, дома, в магазине, в метро, на улице).

Зачем это нужно?

В полевом исследование мы видим реальную ситуацию, в которой происходит взаимодействие с интерфейсом. Эта ситуация включает в себя факторы, которые нельзя воссоздатьили о которых мы не узнаем в лаборатории, где среду взаимодействия создаем сами.

Это могут быть особенности организации рабочего пространства, подсказки-стикеры, наклеенные на экран,общение с коллегами и клиентами, специальные устройства (например, дисплей Брайля), погодные условия и освещение (например, при тестировании банкоматов).

Полевое исследование в отличие от лабораторного устраняет искусственность ситуации, но затрудняет выявление чистого эффекта экспериментальных факторов.Поэтому наиболее разумно использовать (там, где это возможно) сопоставление результатов этих двух видов исследований.

Как это делается?

Исследователь проводит выбранный им метод полевого исследования в естественных для респондента условиях.

Полевые исследования бывают направлены на получение информации непосредственно от респондентов (этнографические исследования), так и для анализа их поведения (расширенные наблюдения).

Классификация:

  • опрос и/или интервью;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • панель.

Опрос — это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.

Интервью принято называть устные или телефонные опросы.

Наблюдение — планомерное исследование реакции наблюдаемого на предмет исследования без воздействия на него.

Эксперимент — исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов.

Панель — это выяснение мнений людей в определенной группе за конкретный временной период.

Стоит отметить, что данные группы полевых исследований часто не могут заменить друг друга. При совместном их использовании можно дополнить получаемую информацию, сделав ее более точной и детализированной.

Источник: https://usabilitylab.ru/usability/polevoe-issledovanie/

Как работать с проблемным поведением ребенка с аутизмом? | Фонд Выход, аутизм в России

26.08.15

Поведенческий аналитик об основных подходах к проблемному поведению при аутизме

Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

В мире АВА-терапии по сути есть две цели: приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения.

Говоря по-простому, приобретение навыков означает увеличение и добавление желательных навыков таких как внимание к педагогу, выполнение заданий до конца или следование устным инструкциям.

Снижение поведения — это уменьшение или полное искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию, например, это могут быть истерики, агрессия или побеги (попытки убежать от взрослых на улице, уйти из здания школы и т. п.).

Когда я только начинаю заниматься АВА-терапией с ребенком, то очень часто мои клиенты хотят сосредоточиться только на приобретении навыков. Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом.

Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Позвольте мне развеять этот вредный миф. Для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения.

Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.

Буквально неделю назад во время консультации с клиентом я объясняла ей, что поведенческие проблемы ее сына приведут к обучению в более ограничивающей среде, чем предполагает его уровень познавательных способностей.

Другими словами, из-за его поведения ему придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Многие считают, что более ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка.

Не соглашусь. Я очень часто наблюдаю, что спокойного, тихого, с готовностью сотрудничающего ребенка с особыми потребностями можно обучать практически в любом классе. В то же время если ребенок громко и часто вокализирует, проявляет агрессию, убегает из класса или устраивает истерики, то его постараются «запихнуть» в более ограничивающую среду.

Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.

Нередко и родители, и специалисты просто теряются и не знают, что делать в ответ на проблемное поведение. Когда я работаю с новыми сотрудниками, то я часто (с интересом) наблюдаю, как в присутствии проблемного поведения у них учащается дыхание, они пятятся от клиента, у них округляются глаза. Я могу это понять, потому что когда я сама была новоиспеченным инструктором АВА проблемное поведение вызывало у меня такую же реакцию.

Я понятия не имела, что делать, если мой клиент разозлится или у него начнется эскалация нежелательного поведения, так что я была готова сделать что угодно, чтобы этого не допустить. Например, я избегала предъявления требований, потому что боялась «расстроить» клиента. Я предоставляла клиенту перерыв до начала поведения, чтобы он или она «успокоились».

Я пропускала или не учила ребенка по программам, которые ему, вроде бы, не нравились, потому что я не хотела иметь дело с его или ее истериками. Как вы, наверное, уже догадались, это УЖАСНЫЕ стратегии, которые приведут лишь к росту проблемного поведения. И в то же время я вижу, что мои сотрудники и родители постоянно прибегают именно к таким стратегиям.

Что хорошо в АВА-терапии, так это огромное количество методик по коррекции поведения. Их так много, что я даже не смогу перечислить их все в одной статье. Нет никакой необходимости отчаиваться и чувствовать беспомощность перед лицом проблемного поведения. Разве это не прекрасная новость?

Так что теперь, когда вы знаете, что не в ваших интересах и не в интересах вашего ребенка, откладывать работу с проблемным поведением на потом, и есть МАССА вариантов для такой работы, давайте рассмотрим некоторые из этих методик.

Но сначала прочитаем предупреждение!

«В рамках данной статьи невозможно описать конкретные стратегии по уменьшению поведения, которые будут эффективны для каждого индивида или каждой поведенческой проблемы. В АВА-терапии нет готовых решений или единых программ. Эти полезные советы не смогут заменить потребность в функциональном анализе конкретного поведения, проведенном компетентным специалистом».

Советы по коррекции проблемного поведения

— Во время первичного сбора данных или оценки навыков определяйте не только, каким навыкам учить, но и какие виды поведения необходимо снизить. Если клиент никогда раньше не получал терапию, то, скорее всего, у него будет много видов поведения, с которыми нужно будет работать.

Лучше всего выбрать 2-4 самых приоритетных видов поведения, потому что специалистам, семье и самому клиенту будет слишком тяжело работать над всем сразу.

Полезный совет: В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ выбирайте те виды поведения, которые мешают клиенту учиться или причиняют вред ему самому или другим людям.

— Необходимо провести функциональный анализ и/или оценку целевого поведения, чтобы понять ПОЧЕМУ клиент прибегает к данному поведению. Никогда не пропускайте этот этап. Он очень, очень важен.

— После определения функции целевого поведения необходимо разработать план поведенческого вмешательства.

План должен включать как профилактические меры, так и реактивные стратегии по уменьшению целевого поведения, а также план по обучению замещающим навыкам/поведению.

Например, если мой клиент толкает других детей на игровой площадке, когда они подходят слишком близко к нему, я понимаю, что моего клиента нужно учить как социальным навыкам, так и способам коммуникации, которые смогут заменить агрессию.

— Когда поведенческий план готов, ВСЕ люди из окружения ребенка должны пройти обучение по этому плану. Это включает родителей, бабушку, няню, АВА-инструкторов, учительницу и так далее. Каждый раз, когда вы не объясняете поведенческий план хотя бы одному человеку, вы фактические говорите ему: «А вы делайте, что хотите, вы сами по себе!»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое психологическое консультирование

— Сбор данных крайне важен. Как вы поймете, эффективен ли ваш поведенческий план, если вы не собираете данные по целевому поведению? Вы можете быть супер-пупер умным специалистом, но все мы разрабатывали поведенческие планы, которые были неэффективны для уменьшения целевого поведения, хотя нам казалось, что они точно сработают. Бывает.

— Убедитесь, что ваши цели по уменьшению поведения реалистичны. Если на начало вмешательства у клиента случаются истерики 5-10 раз в день, то нелепо думать, что вы полностью избавитесь от истерик за 4 недели. Будьте реалистичны. Клиенту потребовалось время, чтобы научиться проблемному поведению, и ему потребуется время, чтобы отучиться от него.

Наконец, очень важно освоить (и в случае необходимости найти дополнительное обучение или консультацию других специалистов) искусство деэскалации. Если вы работаете с клиентом, который проявляет агрессию и другие серьезные виды проблемного поведения, то ваш работодатель обязан обучить вас тем или иным видам физического реагирования на поведение.

Деэскалация — это процесс, когда вы учитесь распознавать первые признаки перевозбуждения у клиента, и вы начинаете менять собственное поведение, чтобы помочь ему вернуться к оптимальному состоянию. Вместо того, чтобы ждать взрыва, любой шаг в сторону эскалации должен вызывать у вас быструю реакцию. Я видела, как этот метод позволял быстро и эффективно предотвращать потенциально опасные/насильственные ситуации.

К сожалению, эта техника является противоположностью того, что обычно делают большинство родителей или специалистов. Когда ребенок начинает кричать или ругаться, интуитивно кажется правильным подойти БЛИЖЕ и говорить ГРОМЧЕ с ребенком, что категорически недопустимо при правильной процедуре деэскалации.

Мне также нравятся техники деэскалации, потому что они позволяют клиенту постепенно учиться успокаиваться самостоятельно, что всегда должно быть нашей целью.

Вот очень общее описании стратегии деэскалации (каждая стратегия должна быть индивидуальной, в зависимости от особенностей ученика):

Шаг 1. Ученик демонстрирует поведение, которое обычно предшествует проблемному (кричит, спорит, быстро ходит по комнате и т. д.)

Шаг 2. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится.

Как только ученик успокоится, задайте ему вопросы, которые позволят ему обозначить проблему («Что тебе нужно?» или «Как я могу тебе помочь?»). Похвалите его, если он вам ответит, и, если это возможно, предоставьте то, что он попросил.

Если это невозможно, объясните, когда он сможет это получить. Если ученик успокоился, то переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ

Шаг 3. Ученик продолжает эскалацию.

Шаг 4. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на отвлекающее задание, например, на простую двигательную имитацию или на инструкцию из шага 2. Хвалите его за сотрудничество. Если ученик успокоился, переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ

Шаг 5. Эскалация достигла пика.

Шаг 6. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится.

Когда ученик успокоится, направьте его на успокаивающее задание или занятие (обнять плюшевую игрушку, посидеть на напольном мешке). Похвалите его за сотрудничество. Прибегайте к устной коммуникации («Чем я могу тебе помочь?») только в том случае, если она не вызывает негативной реакции ученика.

Если ученик успокоился, направьте его к изначальным требованиям. Если нет, повторите шаг 6 по необходимости.

Также смотрите:

Как определить функцию поведения при аутизме

Почему аутизм может быть связан с проблемным поведением

Почему следует избегать наказаний как метода коррекции поведения при аутизме

Как изменить нежелательное поведение при аутизме на альтернативное

Как научить ребенка с аутизмом использовать «слова» вместо «скандалов»

Как научить ребенка контролировать свои эмоции

Что делать, если ребенок с аутизмом часто и громко кричит

Что можно сделать с проблемным поведением в условиях школы

Нужно ли бороться с самостимуляциями у ребенка с аутизмом

Что делать с «протестным» поведением при аутизме

Как реагировать на проблемное поведение ребенка с аутизмом

Как уменьшить риск протеста в ответ на требования

Прежде чем корректировать поведение, нужно исключить медицинские проблемы

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

АВА-терапия и поведение, Методики и лечение

Источник: https://outfund.ru/kak-rabotat-s-problemnym-povedeniem-rebenka-s-autizmom/

Виды поведения

Определение 1

Под поведением в современной научной литературе понимают сложившийся образ взаимодействия личности с природно-социальной окружающей средой.

Формирование поведения обусловлено способностью личности изменять собственные действия под влиянием внешних факторов, внешних условий ситуации. Поведение характеризуется огромным приспособительным потенциалом, позволяя человеку избегать негативного влияния окружающей среды.

Типы поведения

Выделяют следующие виды поведения:

  1. Агрессивное поведение представляет собой специфическую форму поведения личности, характеризующуюся демонстрацией превосходства с применением силы по отношению к другому, стремлением причинить ущерб. Степень интенсивности агрессии может варьироваться от демонстрации недоброжелательности, неприязни, вербальной агрессии до физической агрессии, насильственных действий;
  2. Отклоняющееся, девиантное поведение представляет собой систему поступков, действий личности, противоречащую нравственным, правовым нормам, принятым в социуме. Основными формами девиантного поведения являются преступность и аморальное, уголовно не наказуемое поведение;
  3. Опосредованное поведение – действия, направляемые не импульсами, пожеланиями личности, но правилами, нормами и требованиями;
  4. Полевое поведение – ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты в отличие от ориентации на достижение поставленной цели, совокупность реакций, импульсивных ответов на стимулы окружающей реальности;
  5. Сексуальное поведение – формы взаимодействия индивидуумов, мотивированные половой потребностью; важная составляющая личной, семейной и общественной жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Асоциальное поведение

Огромное внимание для современных исследователей представляет асоциальное поведение, которое определяется как неспособность личности устанавливать прочные социальные взаимосвязи, нежелание придерживаться принятых норм, правил социума отсутствие лояльности по отношению к другим, отсутствие желания соблюдать свои обязанности перед ними, отсутствие вины за неблаговидные поступки.

Основными формами проявления асоциального поведения выступают следующие:

  • уклонение от академической и профессиональной деятельности;
  • бродяжничество, уход из дома;
  • употребление алкоголя, наркотиков, табака и пр.;
  • антисоциальные корыстные действия (кражи, вымогательства и пр.);
  • антисоциальные действия сексуального характера (вандализм, агрессия, драки и пр.);
  • «телефонный терроризм»;
  • суицидальное поведение.

Суицидальное поведение является оной из форм проявления антисоциального поведения, сложным явлением, которое возникает под влиянием совокупности психиатрических, психологических, социальных факторов.

Критерии асоциального поведения

К диагностический значимым показателям асоциального поведения, позволяющим на ранних этапах выявить формирование асоциальных форм поведения и оказать соответствующую психологическую помощь, относят следующие:

  • отсутствие положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений;
  • недисциплинированность, несознательность по отношению к профессиональной или академической деятельности;
  • отсутствие интересов, увлечений, хобби;
  • неадекватное отношение к педагогическому воздействию;
  • отсутствие навыков адекватного оценивания поступков окружающих;
  • отсутствие навыков адекватной рефлексии, саморефлексии;
  • нечуткое, невнимательное отношение к окружающим, отсутствие эмпатии;
  • несамостоятельность, восприимчивость к негативному влиянию со стороны окружающих, неспособность преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
  • отсутствие культуры внешнего поведения;
  • наличие дурных пристрастий, привычек.

Замечание 1

Таким образом, поведение представляет собой тип взаимодействия личности с окружающей средой, которая может проявляться в различных конструктивных и деструктивных формах.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vidy_povedeniya/

«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог — Телеканал «О!»

Детей с СДВГ узнать несложно: они всё время крутятся, вертятся и ни секунды не могут усидеть на месте, ведь двигательная энергия помогает им сконцентрировать внимание. А если попытаться заставить их замереть, оно мгновенно рассеивается, потому что все силы уходят на то, чтобы выполнить эту непосильную задачу.

Основные признаки СДВГ известны всем: гиперактивность, невнимательность, плохое поведение, но это только верхушка айсберга. Как распознать синдром и его симптомы в самом раннем возрасте, «О!» рассказала Алла Козурова, нейропсихолог, специалист по сенсомоторной терапии и эксперт форума «Воспитание со смыслом», который состоится в это воскресенье в Москве.

Алла Козурова, нейропсихолог, специалист по сенсомоторной терапии

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это дефицит управляющих функций. За эти функции у взрослого человека отвечает лобная доля, и если с ней всё в порядке, то он может контролировать поведение, обучаться сложным наукам и развивать свои компетенции.

У детей лобная доля начинает созревать примерно в возрасте 8 лет, но управляющие функции закладываются в первые 12 месяцев жизни малыша! Только представьте себе, как хитро природа всё продумала: эти функции у детей в возрасте до 8 лет контролируются подкорковыми структурами и лимбической системой, и лишь когда ребёнок готов, они «переезжают» на своё законное место.

Лимбическая система отвечает за наши эмоции, а также за режим сна и бодрствования. Вот почему для дошкольников так важно соблюдать режим дня.

Поколение детей с признаками и диагнозом СДВГ — это наше будущее. Классические признаки синдрома всем известны — это плохое поведение, гиперактивность, невнимательность, неусидчивость. На самом деле симптомы СДВГ есть у большинства современных детей, и даже взрослые, если хорошенько поищут, могут найти их у себя.

Но нужно уметь различать симптомы, то есть какие-либо дефициты развития, и, собственно, синдром — а это уже сочетание какого-то количества симптомов. СДВГ относится к психиатрическим заболеваниям, такой диагноз ставится на всю жизнь, причем единицам людей! В этом случае человеку требуется медикаментозное лечение.

А вот симптомы, которые есть практически у каждого третьего современного ребёнка, к счастью, хорошо поддаются коррекции, и иногда с ними можно справиться просто в результате регулярных занятий.

Отдельные признаки СДВГ не являются основанием для постановки диагноза, но являются основанием для помощи. Помимо уже перечисленных, есть ещё несколько теневых показателей, на которые родителям стоит обратить внимание.

Нарушение сна и трудности засыпания

Это главные предикторы возникновения симптомов и самого синдрома. Если ребёнок постоянно просыпается утром в плохом настроении или вскакивает посреди ночи, потому что ему снятся страшные сны, то это повод для обращения к врачу.

Да, это ещё не симптом, но нижняя граница нормы.

В дошкольном и младшем школьном возрасте сон очень важен для ребёнка, он запускает множество разных и очень важных процессов в организме, а внезапное просыпание вызывает сбой в работе отлаженного механизма, что, естественно, сказывается на самочувствии в течение дня.

Полевое поведение

Этот термин легко можно заменить словосочетанием «как белка в колесе». Ребёнок, который не может долго усидеть на месте, увлечься чем-то, бегает то туда, то сюда — это классический пример полевого поведения.

Интересно, кстати, что тем, что ему действительно интересно, он увлечься может. Таким детям хорошо бы найти себе ресурсное занятие, например, любой вид творчества или конструирование.

Если сделать это удается — отлично, если же нет — то это прямое основание для визита к нейропсихологу.

Провести простую диагностику управляющих функций в домашних условиях можно с помощью конструктора. Подарите ребёнку новый набор с инструкцией и понаблюдайте за тем, что он будет делать. Если он хорошо справляется с предписаниями из книжечки — это здорово.

Но если говорит: «Не хочу читать инструкцию, буду делать все сам!», то обычно родители считают, что это признак креативности, оригинальности, а вот нейропсихологи принимают такое поведение за нарушение зрительно-пространственной ориентации и неумение действовать согласно распорядку.

Частые истерики

Частые истерики тоже могут быть предиктором СДВГ, хотя их можно рассматривать и как вариант нормы. Обратите внимание на то, что становится причиной истерики, постарайтесь приметить даже самые незначительные детали — так вам будет проще разобраться, что это: банальная усталость, капризы или повод посетить врача.

Хождение на носочках

Хождение на носочках — ещё один яркий предиктор СДВГ, однако и этот признак тоже можно назвать неоднозначным. Если ребёнок на эмоциях, увидев что-то интересное, поднялся на цыпочки — это норма, но если он так ходит постоянно, то это уже «звоночек».

Коррекция СДВГ

Требовать от детей с СДВГ концентрации внимания или организованности — это то же самое, что просить человека без ноги пройтись без костылей, иными словами, сделать невозможное. Таким детям постоянно нужен внешний контроль, пока у них нет собственного внутреннего ресурса.

Но ведь, если задуматься, это совершенно нормально! Пока ребёнок не умеет ходить — мы носим его на руках, пока он не умеет разговаривать — говорим за него и вместе с ним.

Так почему бы не помочь детям, которые пока не могут организовать своё время и отвечать за своё поведение? Поверьте, они обязательно это перерастут и научатся всё делать самостоятельно. Просто дайте им шанс.

Чтобы снять напряжение и выплеснуть накопившуюся энергию, детям с синдромом полезно заниматься спортом. Им рекомендованы все виды нагрузки, укрепляющие мышцы кора и положительно влияющие на сосуды: беговые лыжи, коньки, верховая езда, плавание, спортивная гимнастика, ОФП и ходьба. Это базовый набор, на который при желании и соответствующем уровне подготовки можно нанизать практически любой вид спорта.

Но самое важное для родителей детей с СДВГ — это наблюдать за своим ребёнком, изучать его, принимать таким, какой он есть, верить в него, любить и бережно к нему относиться. Тогда у вас всё получится.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11995

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Как понять человека по его поведению психология

Закрыть