Что такое стереотипы в обществе

Стереотипы общества и свобода личности

что такое стереотипы в обществе

Прежде, чем приступить к статье, хочу порекламировать нашу группу в социальной сети «в контакте». Всем – добро пожаловать! Адрес: https://.com/imavator

Сложилось ощущение, что прошлая статья о социальных иллюзиях многими была недопонята. Видимо слишком мудрено написал. Поэтому сегодня я решил эту тему продолжить, и поговорить о стереотипах. То есть речь снова пойдет о коллективных нормах, канонах, стандартах и предрассудках – о той жизни, которую большинство людей считают правильной. А также о том, какой может быть жизнь без правил.

Важно понимать, что суть вовсе не в том, насколько правила правильны, а в том, что все коллективные нормы являются условностью, то есть попросту – выдумкой. И вот, в эту выдумку многие из нас верят, как в реальность. В глобальном социальном мире – глобальные условности.

В узких кругах – в школах, сообществах, сектах – свои маленькие иллюзии, между тем, становящиеся для их последователей размером с реальность.

Примеры стереотипов

Женщина – слабое, пассивное, легкомысленное и глупое создание. Чтобы компенсировать свою врожденную неполноценность, женщина должна стать красивой, чтобы хитростью захомутать «сильного» мужчину, родить от него детей и жить за его счет. Иначе она будет несчастной. Разведенная мать-одиночка – несчастна. Старая дева – несчастна. Женщина не должна быть сильной, не должна занимать управляющих должностей – иначе это неправильная, опять же – несчастная женщина.

Мужчина – сильный и умный. Он должен оплачивать все прихоти женщины, от которой на самом деле хочет только секса. Он всем управляет и поэтому в сравнении с женщиной имеет расширенные права во всех сферах жизни. Мужчина должен водить машину и смотреть футбол. Мужчина не говорит о чувствах и никогда не плачет. Иначе это – не мужчина, а какое-то непонятное, злокачественное существо, не заслуживающее любви и уважения.

Дети должны оправдывать ожидания родителей. Дети должны учиться «правильной» жизни в общеобразовательных заведениях. Все подростки – трудные. Вся молодежь – распутна. В среднем возрасте люди должны переживать кризис. В старости человек должен дряхлеть и болеть, иначе, если он здоровый и счастливый – это странный и опасный для общества безумец.

Большие деньги – это счастье. Человек без денег – несчастный неудачник. Исполнение поставленных целей – это счастье. Человек не корпящий над целями – несчастный неудачник. Высокая должность – это счастье. Безработные – несчастные неудачники. Отношения с любимым человеком – это счастье. Любой одиночка, даже если он сидит в самадхи под древом бодхи, все равно – несчастный неудачник.

Правильные знания даются в институтах. Правильные специалисты имеют высшее образование. Правильные люди работают в офисах по сорок часов в неделю. Правильно – жить в своей стране. Правильно – одеваться как все. Правильно – покупать дорогие и модные вещи. Правильно – думать как все. Правильно жить – как все.

А все потому, что все мы с раннего детства страшно боимся выделяться из коллектива. Быть не как все – значит стать одиноким изгоем, или посмешищем коллектива. Быть не как все, значит лишиться усыпляющих иллюзий и столкнуться с неизвестностью, которой всегда была и будет жизнь здесь и сейчас.

Шаблонная личность

Сначала хотел обозвать ее – социальной. Но социум – не единственный коллектив, навязывающий своим адептам шаблонное восприятие. Таких коллективов может быть сколько угодно, они могут быть любых размеров – от целой страны, до маленькой семьи, исповедующей собственные правила жизни.

Человеку на этапе шаблонного мышления характерна вера, что мир – это «обычное» и в целом более-менее понятное явление. Новой информации, противоречащей этой «вере», шаблонная личность не доверяет, только потому что полагает, будто ее мировоззрение – это и есть окончательная реальность. Об этой иллюзии уже говорилось в статье «Развитие восприятия».

Шаблонная личность толком не замечает реальности, потому что полностью погружена в мир собственных грез о жизни. Это явление еще называют «отождествлением с умом». Шаблонная личность максимально отождествлена с умом, и почти не различает, где фантазии, а где реальность. Шаблонная личность не знает, чего хочет на самом деле, и путает свои устремления с коллективными ожиданиями.

И тем не менее, шаблонная личность может неплохо ориентироваться в социальном мире, потому что его «правила» базируются как раз на условных шаблонах, которым шаблонная личность склонна следовать без «лишних» вопросов. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Чаще всего шаблонная личность пребывает в непрерывном напряжении, потому что живет в разрез со своим нутром. Вместо того, чтобы соответствовать своему естеству, шаблонная личность всеми силами старается соответствовать коллективным шаблонам.

Причем не важно, будь это социальный коллектив, или какая-нибудь секта, шаблонная личность не слышит себя ни тут, ни там, не видит своего пути, а все время пытается подогнать себя под искусственные мерки коллективного мировоззрения, чтобы соответствовать чужим идеалам.

Так происходит, потому что шаблонная личность удовлетворяется своей жизнью, когда ощущает одобрение от коллектива, которому принадлежит. Шаблонная личность верит в шаблоны, потому что без них жизнь кажется пугающе неизвестной.

Сознательная личность

Когда я говорю о сознательности, речь вовсе не о духовно-просветленных аватарах, свободных от всех концепций. Речь о простых смертных, которые понимают условность стереотипов.

В каждой стране – своя культура, свои уникальные стереотипы, глядя на которые понимаешь, что все это – действительно одна большая условность. Сознательный человек понимает, что жизнь может быть какой угодно. Мы можем жить так, как сами выберем, как сами захотим. Мы можем жить в любой точке мира и заниматься любым делом. Когда нет привязанности к шаблонам, начинаешь понимать, что каким бы иллюзорным не был выбор, от него в этой жизни зависит практически все.

Можно подумать, что сознательная личность попросту самоутверждается, упиваясь своей неординарной оригинальностью. Так бывает, но подобное поведение в большей степени свойственно шаблонной личности, ожидающей одобрения от авторитетной для нее аудитории.

Проще говоря, сознательный человек на самом деле живет так, как хочет, потому что понимает, что не обязан соответствовать чьим-то ожиданиям. Шаблонная же личность не осознает своих желаний, но верит, что хочет тех самых вещей, которые в качестве заветных целей пропагандирует коллектив.

Если шаблонная личность в своих решениях опирается на локальные стереотипы, навязанные общественным мнением, то сознательная личность ответственность за свою жизнь и свои решения берет на себя. Такой человек не упрощает собственные решения кодексом коллективных шаблонов и ожиданий, а выбирает сам, как ему жить.

И при таком раскладе может произойти одна очень интересная вещь. Когда исчезает мотив соответствовать общественным идеалам, то есть, когда человек больше не стремится выглядеть хорошим в глазах коллектива и не боится принимать свои решения, может прийти ощущение огромного облегчения, словно, наконец-то закончились бесполезные внутренние мытарства и терзания, и ты выходишь из заточения на свободу, где перед тобой открыто многообразие возможностей.

Цели могут остаться. Желание выглядеть хорошим в глазах общества может смениться утонченным самоутверждением в собственных глазах. Но постепенно проявляется вкус к жизни свободной от целей. Об этом я уже как-то говорил в статье «Игры для взрослых».

Суть этого эффекта в том, что, когда цели как таковые перестают цеплять, внимание возвращается к спонтанной деятельности, которая происходит не ради цели, а ради самого процесса.

Иными словами, человек, свободный от шаблонов, способен радоваться не только в будущем при осуществлении намеченных желаний, но уже сейчас – от самого процесса происходящей жизни.

Шаблонная же личность не замечает процесса, потому что в большей степени загипнотизирована целями, которые подчиняются коллективному одобрению. То есть, чем бы не занимался человек погруженный в стереотипы, он удовлетворяется только по достижению своих целей. Сознательная личность способна получать удовлетворение от процесса, потому что для нее не так важно одобрение коллектива, как возможность заниматься своим делом.

Если шаблонная личность выбирает стать сознательной, просто попытавшись заниматься «любимыми» делами, она заходит в тупик, потому что любимые дела шаблонной личности при этом продолжают диктоваться стереотипами, и разовые акции личностной трансформации при этом обычно ничего не решают.

Мы становимся сознательными, когда видим истинные мотивы своих действий, когда перестаем манипулировать, когда учимся видеть и говорить правду, когда сами становимся выражением этой правды, когда сами решаем, как нам жить. Мы становимся сознательными, когда не боимся своих чувств и желаний, и перестаем их прикрывать красивыми, социально одобренными масками.

Практика созерцательной осознанности при этом не теряет своей ценности, а срабатывает как «буст» – психический усилитель, благодаря которому все жизненные уроки усваиваются интенсивней.

Напоследок, хочу заметить, что я вовсе не критикую общество, мораль и коллективные стереотипы. Я склонен верить, что все это – необходимые ступени взросления души. А когда приходит время, мы движемся дальше.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Источник: https://progressman.ru/2013/02/stereotype/

Стереотипы. Их роль и влияние в жизни человека

что такое стереотипы в обществе

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО

УФИМСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ ИСЕРВИСА

КафедраТуризма и гостеприимства

Реферат

по дисциплине«Деловое общение в СКСТ»

на тему:«Стереотипы. Их роль и влияние в жизничеловека»

Выполнила:Миняева П.К

ст.гр. СД-33

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Эмоциональный человек это какой

Проверил:Бикмурзин П.И.

к.филос.н.,доцент

Уфа– 2010

Введение 3

Характеристика и специфика стереотипа 4

Роль стереотипов в жизни человека 6

Использование стереотипов в деловом общении 8

Как избавиться от влияния стереотипов? 10

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Введение

Человексоциальное существо. Всю жизнь егоокружают другие люди. И поэтому, совершаятот или иной поступок, люди так или иначеоглядываются на общество, надеясь наего поддержку и опасаясь их осуждения,тем самым устанавливая для себя иокружающих рамки.

Рамки являютсяничем иным, как стереотипами – то естьустойчивым отношением к какому-либоявлению, сложившимся под влияниемсоциального мнения и предшествующегоопыта.

Такихстереотипов сотни и даже тысячи и каждыйпо-своему влияет на жизнь человека –как положительно, так и отрицательно.

Целью даннойработы является:

  • обзор общей информации о том, что такое стереотип и как он характеризуется;
  • рассмотрение роли стереотипов, как в обыденной, так и в деловой жизни человека;
  • рассмотрение метода избавления от стереотипов.

Характеристика испецифика стереотипа

Стереотипы— это стабильно повторяющиеся цепочки(шаблоны, паттерны) мыслей, чувств ипоступков; привычные нам способывоспринимать и реагировать на ситуации.В каком-то смысле, это способ думать,смотреть и реагировать на мир. В болееузком понимании, это искусственнообособленные фрагменты нашегоповеденческого репертуара.

Стереотипы- это отдельные грани структуры личности,однако они не существуют изолированно,сами по себе, они часть личности. Ихвзаимосвязь и степень выраженности иобразуют личность. У кого-то отдельныеграни выступают резче, соответственно,данные стереотипы проявляются чаще иярче, у кого-то те же самые грани сглаженыи проявляются реже.

Стереотипы- это привычные маршруты так называемогонепроизвольного внимания. Эти маршруты- результат приобретенного нами жизненногоопыта, воспитания и наследственности.

Стереотипыразделяют на два типа:

  • Отражающие представления людей о самих себе,
  • Отражающие представления о других людях, другой социальной группе.

Людивоспринимают многие стереотипы какобразцы, которым надо соответствовать.Поэтому такие фиксированные представленияоказывают довольно сильное влияние налюдей, таким образом, влияя на формированиетаких черт характера, которые отраженыв заданном стереотипе.

Функции:

  • Позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность;
  • Ускоряет процесс познания;
  • Предоставляет первичное основание для ориентировки в происходящем;
  • Облегчают понимание (например, чем больше стереотипов в тексте, тем легче он понимается)

Несмотря наупрощение и схематизацию, стереотипывыполняют необходимую и полезную функциюв психологической регуляции процессовмежличностного понимания. Это оказываетсявозможным потому, что в стереотипе объемистинных знаний нередко превышает объемложных.

Все стереотипыусловно делятся на три большие категории:

  • стереотипы реагирования
  • стереотипы восприятия и оценки
  • стереотипы мышления.

Роль стереотипов вжизни человека

Социальныестереотипы играют огромную роль вповседневном общении благодаря целомуряду своих особенностей.

1. Они как быпредопределяют восприятие конкретнойжизненной ситуации, поскольку мыпостигаем окружающую нас социальнуюдействительность не напрямую, аопосредованно, Через призму сложившихсяв нашем сознании или усвоенных извнесоциальных стереотипов.

Показательнымв этом отношении является эксперимент,проведенный известным психологом А.А.Бодалевым. В ходе эксперимента группевзрослых испытуемых были показанынесколько фотографий. Участникиэксперимента, видевшие каждую фотографиюв течение пяти секунд, должны быливоссоздать образ человека, которогоони только что видели.

Показу фотографиипредшествовала установка на определенныйстереотип — характеристика изображенныхна ней людей. Например, говорили «Сейчасвы увидите портрет преступника» или» портрет героя» и т.д.

Под влияниемпредложенной установки оказались 35,3%испытуемых, не испытывали его заметноговлияния — 54%, активно сопротивлялисьПредлагаемому стереотипу — 10,7%.

Вот какиепортретные характеристики были данымолодому человеку, изображенному нафотографии: «Этот зверюга понятьЧто-то хочет. Умно смотрит и без отрыва.Стандартный бандитский подбородок,мешки под глазами, фигура массивная,стареющая, брошена вперед (установкана стереотип «преступник»).

Источник: https://works.doklad.ru/view/EN385moXWok.html

Социальные стереотипы: особенности понятия, функции, роль

что такое стереотипы в обществе

Если за то, как мы себя ведем, в значительной степени отвечают поведенческие паттерны, то на наше восприятие других людей сильное влияние оказывают социальные стереотипы.

Это понятие описывает упрощенное восприятие какого-либо человека, группы, социального явления/события и пр., основанное на внешнем факторе, обобщении, принадлежности к той или иной социальной группе (национальной, религиозной, возрастной и т.д. и т.п.).

При этом стереотип никак не связан с нашим реальным опытом взаимодействия с данным конкретным человеком или объектом.

Среди наиболее явных примеров соцстереотипов – «блондинки глупые», «женщины болтливые», «русские пьют», «молодежь женится только из-за незапланированной беременности» и т.д.

То есть, видя блондинку и ориентируясь на стереотип, кто-либо может «по умолчанию» воспринимать ее как не очень умного человека, хотя в действительности ни разу с ней не общался. Однако это только одна сторона стереотипов, тесно связанная с предрассудками.

Рассмотрим подробнее эти явления, а также то, как вообще формируются стереотипы, в чем их функции и почему мы используем их гораздо чаще, чем мы думаем.

Социальные стереотипы, установки и предрассудки

Прежде чем переходить к разбору социально-психологических стереотипов разберемся с понятийным аппаратом. Когда речь заходит о соцстереотипах часто всплывают еще два термина: предрассудки и социальные установки.

Почему соцстереотипы и предрассудки – не одно и то же

Предрассудки порой считают синонимом соцстереотипов, и эти понятия действительно сближаются, когда речь идет о примерах, описанных выше. Другие примеры предрассудков – «американцы тупые», «красивые девушки добиваются всего только через постель» и пр.

Предрассудок – это предвзятое, негативное отношение к человеку, группе людей или соцявлению, основанное на внешнем признаке, принадлежности к какой-либо группе (как правило, речь о национальности, религии, ориентации, поле, возрасте и т.д.).

Как видим, стереотипы и предрассудки действительно кажутся очень схожими, но есть у них и различия.

Так, стереотипы – это необязательно отрицательное, неприязненное отношение к представителям других возрастов, наций, религий и т.д. Это просто некое лекало, которое мы примеряем на всех представителей той или иной группы. Например, считается, что все немцы очень педантичны, а программисты – не умеют общаться с людьми, только с техникой. У стереотипов куда более широкое «применение» по сравнению с предрассудками, и сближаются они лишь в одном аспекте.

Когда речь заходит о социальных стереотипах поведения или общения, то часто имеются в виду именно те, что схожи с предрассудками. Именно поэтому некоторые рассматривают эти понятия как одинаковые.

Соцустановки и соцстереотипы

Что касается социальной установки, или аттитюда (от англ. Attitude – «отношение»), то это более широкое понятие, чем соцстреотип. Помимо собственно процесса стереотипизации, оно включает обобщение; прошлый социальный опыт и выводы из него (то есть распространение данного опыта на будущее поведение); ценности группы и их разделение конкретной личностью. В целом социальные установки – достаточно широкий вопрос, заслуживающий отдельного разговора.

Термин «социальный стереотип» скоро отметит 100-летний юбилей: оно было введено журналистом Уолтером Липпманом (США) в 1922 г.

Когда используются социальные стереотипы

Чаще всего социальные стереотипы используются тогда, когда нам не хватает информации для более взвешенных суждений, причем делаем мы это бессознательно. В условиях недостатка фактов мы отталкиваемся от того, что есть, а судить человека проще всего по внешним признакам (по особенностям внешности, полу, национальности и другой информации, узнать которую не составляет труда).

Таким образом, мы делаем вывод о людях и явлениях, фактически ничего о них не зная, опираясь на обобщенное восприятие группы, к которой они принадлежат. Ведь когда мы вписываем человека в наш шаблон (соцстереотип), то [вроде как] понимаем, что от него можно ожидать, каков он, как с ним общаться и т.д.

В этом смысле роль социальных стереотипов – помочь нам коммуницировать даже с незнакомыми людьми.

Впрочем, как мы знаем, стереотипы далеко не всегда отражают реальность. Поэтому в процессе общения и получения информации о том или ином человеке или соцявлении, стереотип перестает работать и уступает место более объективному восприятию.

Например, «Маша блондинка, значит, глупая» превращается в «Меня поражают Машины знания в ядерной физике». Что касается стереотипов, распространяющихся на группу, то чем больше группа (и чем меньше мы знаем входящих в нее людей), тем чаще мы прибегаем к стереотипам.

И наоборот: чем меньше группа и чем лучше мы знаем ее членов, тем меньше мы используем стереотипы.

Однако нельзя сказать, что стереотипы сразу полностью нас отпускают. Дело в том, что в оценке и последующем восприятии человека очень важно первое полученное впечатление, а в его формировании зачастую большую роль играют стереотипы: из-за того что их мы бессознательно задействуем еще до того, как получим какую-либо информацию о личности.

Например, многие наверняка по-разному будете воспринимать одного и того же человека, если сначала им расскажут о нем как о великом физике-ядерщике и только потом они узнают, что это пышногрудая блондинка, или же они сначала увидят девушку только потом узнают, что она физик-ядерщик.

Таким образом, стереотипы постепенно уступают место фактическому знанию о человеке, но происходит это не всегда быстро.

Почему социальные стереотипы так удобны?

Порой дело не только в том, что у человека мало информации для глубокого анализа личности и соцявления, а в том, что он и не хочет ее получать. Мы бы объяснили этот процесс таким образом. Как известно, мозг потребляет очень много энергии, а кроме того анализирует великое множество поступающей информации – и он должен делать это быстро.

Также мозг должен нас защищать, как можно оперативнее сигнализируя об опасности. Данные факторы привели к тому, что природой в него заложено стремление минимизировать усилия там, где он может это сделать. И любые шаблоны, в том числе социальные стереотипы, – прекрасный инструмент для такой минимизации.

Нам не нужно думать и что-то дополнительно анализировать, когда у нас есть готовое лекало, под которое можно подогнать всех вокруг.

Как мы уже отмечали, стереотипы далеко не всегда отражают реальность, и, когда мы придаем им слишком большой вес, то фактически сами загоняем себя в ловушку. Особенно часто это касается стереотипов, максимально сближающихся с предрассудками. Соответственно, проблемы возникают не тогда, когда человек использует стереотипы, а когда он начинает придавать предрассудкам слишком большое значение и формирует свое мнение только исходя из них.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое наглядно действенное мышление

Функции социальных стереотипов

Изначально функции стереотипов если не положительны, то логичны:

  • Во-первых, как мы отмечали, это возможность «считать» незнакомого человека и понять, что от него можно ждать, как установить с ним коммуникацию.
  • Во-вторых, объединение группы. С одной стороны, стереотипы сами по себе объединяют людей (в народ, этнос и пр.), с другой – они позволяют отделить своих от чужих. Это было особенно актуально в древние времена, когда от вопроса «свой – чужой» в прямом смысле зависели жизни.
  • В-третьих, стереотипы помогают мозгу оптимизировать работу: минимизировать усилия на анализ личности в самом начале общения.

Какие бывают соцстереотипы

В психологии и социологии выделяется несколько видов стереотипов. В первую очередь отметим стереотипы социальных групп и индивидуальные.

Стереотипами соцгрупп, как и следует из этого названия, «руководствуются» люди той или иной группы (включая жителей одной и той же страны, представителей определенных национальностей и других больших групп).

В свою очередь, индивидуальные стереотипы – это «социальные шаблоны» личности, выработанные ей исходя из ее индивидуального жизненного опыта.

Также теория отмечает, что есть положительные, нейтральные и отрицательные стереотипы.

При этом из-за заложенной в них упрощенности все три перечисленных вида могут в равной степени отражать неправду в отношении конкретной личности, что способно привести к различным заблуждениям.

Например, вы решили положиться на стремление немцев к порядку или на вкус французов в одежде. Но конкретно тот немец и француз, к которым вы применили данный стереотип, необязательно обладают нужными вам качествами. И это создаст вам дополнительные проблемы.

Также стереотипы делятся по своей точности: точные, приблизительные, упрощенные. При этом нужно понимать, что даже точные стереотипы точны лишь в определенных случаях, так как обобщение (а значит, и упрощение) заложено в саму суть данного явления.

Как формируются социальные стереотипы

Формирование социального стереотипа у каждого конкретного человека происходит под влиянием общественных установок, установок в семье и личного опыта.

Что касается общественных стереотипов, то в их возникновении немалую роль играют социальные ценности, принятые в той или иной группе, общественные, демографические, политические и иные процессы (поэтому стереотипы могут различаться у представителей разного поколения, жителей разных городов, а также у иных социальных групп).

Распространению стереотипов способствуют средства массовой информации и коммуникации. Сейчас в немалой степени в этом задействованы интернет в целом и соцсети в частности.

При этом формирование устойчивого стереотипа требует определенного времени – это не самый быстрый процесс, хотя в наши дни благодаря Всемирной паутине он значительно ускорился.

Трансформацию социального стереотипа со временем и вследствие социальных и общественных изменений можно проследить на примере изменения образа предпринимателя (из барыги и прохвоста он превратился в человека, который строит свой бизнес) или матери-одиночки (из «разведенки/брошенки с прицепом» она становится самодостаточной женщиной с ребенком).

Использовать социальные стереотипы можно и в своих целях. Известно, что порой важно произвести впечатление, чем быть тем, кого вы изображаете. Только помните: чем ближе знакомство, тем меньшую роль играет стереотип. Поэтому подумайте, насколько целесообразно играть роль совсем другого человека.

Источник: https://experimental-psychic.ru/socialnye-stereotipy/

Женские стереотипы в обществе

Анна Овсеевна Владимирская

Для того и необходимо знать навязанные стереотипы, чтобы ловить себя на них, включать волю и сопротивляться. Чтобы и в бизнесе, и в карьере, и в личной жизни быть самими собой. Попробуем разобраться в этих стереотипах, чтобы понять, что они пытаются нам внушить.

Вопроса, работать женщинам или не работать, сегодня вроде уже никто не ставит. Женская деловая активность порой становится даже выше мужской. Однако вы только посмотрите, какие стереотипы обрушиваются на нас с экранов телевизоров, с глянцевых страниц популярных журналов — вдалбливаются в массовое сознание средствами массовой же информации.

Из фильма в фильм, из романа в роман крепнет убеждение: лучше женщине дома сидеть, детей рожать, белье стирать чисто-тайдом и готовить при помощи галлины-бланки. А все тяжести, сложности и гадости бизнеса, так уж и быть, возьмет на себя мужчина.

Попробуем разобраться в этих стереотипах, чтобы понять, что они пытаются нам внушить.

Стереотип первый

Если женщина делает карьеру, если она в ней успешна, то у нее, однозначно, проблемы в личной жизни. В общем-то, именно потому у нее карьера и складывается, ее трудоголизм — это просто компенсация сексуальной неудовлетворенности. Вспомним фильм «Старые стены», где такую вот женщину, директора завода, играет Гурченко.

Почти тот же сценарий и в известнейшем фильме «Москва слезам не верит». Обратите внимание: если в первом, совсем старом, совсем «совковом» фильме любовь и карьера пока еще не совместимы, то во втором такое совмещение уже намечается.

Однако и тут главный упор — на «женщину-мать» и «женщину-любовницу»; карьера остается на втором плане и показана довольно плоско.

Почему этот стереотип так укоренился и силен до сих пор? Да потому что в глазах общества, если женщина и красивая, и состоятельная, и деловая, и любимая, это подозрительно, это оскорбляет и унижает остальных женщин, а особенно — мужчин, тех, у кого низкий социальный статус.

Быть такой счастливой, такой успешной, построить карьеру, завоевать славу, любовь, материальную независимость и зрительские симпатии — слишком много для одной.

Не положено! Короче говоря, вечная проблема яркой личности: не выделяйся, не высовывай голову, не то по ней же и получишь

На самом деле этот стереотип существует больше в головах, чем в реальности. Как уже известно и доказано, можно быть сегодня здоровым и богатым, а не бедным и больным вопреки косым взглядам неудачников.

Стереотип второй

В чем женщина действительно может достичь успеха, так это в браке. Тут она и выглядит «прилично», даже если муж у нее не ахти. В семейных перипетиях женщина исстари хорошо разбирается, это ее «поле для битвы» со скалкой в руках. В общем, семья — это женское дело, а бизнес — нет. Да и разве может женщина тягаться с мужчиной хоть в профессии, хоть в творчестве? Не может: смотрите старые советские фильмы и убеждайтесь.

В существовании этого стереотипа не виноват никто. Он складывался сотни и сотни лет, что уж тут поделаешь Женский мир всегда отличался от мужского, в первую очередь, тем, что был полностью исключен из сферы государственной службы.

Чина у женщины быть не могло, а если и был, то определялся званием ее мужа или отца — бригадирша, советница и даже секретарша (жена секретаря). Да и культура была четко разделена на «женские» и «мужские» области.

Активность женщины считалась чем-то вульгарным, идеалом мужчин была девушка поэтическая, уносящаяся душой куда-то вдаль, и чтобы в ее мечтательных глазах блестели слезы печали.

Все это так, однако именно в те времена, когда сложился такой стереотип, женщины часто оказывались более сильны душой и стойки, чем мужчины. Тому есть множество примеров, начиная от жен декабристов. Именно такие женщины влияли на перемену нравов и общий стиль культуры. А сегодня они разве хуже? Нисколько. Так что и этот стереотип — долой!

Стереотип третий

Если женщина активно занимается бизнесом, то она становится не бизнес-леди, а мужеподобным роботом. Думает по-мужски, поступает по-мужски, одеваться и ходить начинает тоже, как представители сильного пола. А уж выражается — так это вообще: без мата у нас ведь никакая работа не выполняется. И все потому, что в бизнесе нет мужчин и женщин, а есть конкуренты, ни в чем не уступающие друг другу. И рожать-де бизнес-леди не хотят. Караул, что же будет с населением страны?!

Так и слышатся в этих рассуждениях опасения мужчин, что женщина станет слишком независимой. А значит, ею станет сложно управлять.

Давным-давно, еще во времена первых пятилеток, женщины работали наравне с мужчинами, и никто и никто их за уши не оттягивал от тракторов, высоковольтных линий электропередач, шахтерских забоев. Если постоянная тяжелая работа, стрессы и эмоциональное напряжение женщин тогда не привели к исчезновению населения, значит, не приведут и сейчас.

Стереотип четвертый

Женщина добивается успехов в бизнесе только с помощью секса. Уж конечно, ведь не благодаря уму, смекалке, воле, энергии, настойчивости.

Женщина пускает в ход свое «абсолютное оружие» везде и всюду, соблазняет несчастных бизнесменов и шагает по их неподвижным трупам наверх, к успеху. Смешно? Нам тоже. Общественная мораль двулична: если женщина вызывающе сексуальна — это плохо, это «фу», это стыдно.

Однако, если она старая девушка, аскетична и воздержанна, а мысли о мужчинах вызывают у нее ужас, это точно так же плохо, неестественно и вообще неинтересно.

Отрицать наличие сексуальности глупо и смешно. Она разлита повсюду, она невидимо присутствует в социальных отношениях, вдохновляет всю культуру. Она выглядывает из каждого сказанного слова и прячется в каждой мысли, согласно тому же Фрейду. Ну что ж, и в бизнесе сексуальность присутствует как один из источников энергии.

В конце концов, если на бизнес-переговорах встретились мужчина и женщина и если она всячески показывает коленки и декольте, то мужчина, во-первых, вовсе не обязан вести себя, как самец гиббона. Во-вторых, кто мешает мужчине самому пользоваться своей сексуальной привлекательностью? Улыбка, парфюм, стиль, юмор, уверенность, ум — и женщина сама «поплывет».

Стереотип пятый

Стирать, убирать и готовить должна женщина, а мужчина должен зарабатывать. Самый труднопреодолимый стереотип. Если женщина очень занята на работе и возвращается домой к ночи, то муж, не разбирающийся в бизнесе, но любящий свою жену, обязательно будет готовить. Вроде бы естественно, но в такой паре все видят ущербность.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Холотропное дыхание что это

Ну не может, не должен мужчина заниматься домашним хозяйством, варить борщи и водить детей в школу — иначе он «обабится».

Однако позвольте осведомиться, почему женщина может беззаветно любить и следовать за своим мужем-декабристом на поселение в Сибирь, босиком по снегу? А мужчина, что ли, свою любовь и преданность может выразить только тем, что зарабатывает? Что обеспечивает, содержит?

Утверждаем, что настоящий мужчина, если надо для жены, для того, чтоб она состоялась как личность, вполне в состоянии и дома с детьми посидеть, и готовкой позаниматься. Может и сделать паузу в своей карьере, и в другой город ради любимой женщины переехать.

Потому что любовь — это когда хорошо, в первую очередь, любимому человеку, а не тебе. Тебе может быть и не совсем комфортно, и трудно, и непривычно, но ты это делаешь для нее или для него. Потому что любишь. Вот настоящая формула любви. Она не лежит на поверхности и массовым, общественным сознанием, к сожалению, не воспринимается.

Потому что оно устроено странно: глядя фильм или читая книгу, где мужчина расшибается в лепешку и идет на самопожертвование ради своей любимой, каждый обыватель готов всплакнуть, готов посочувствовать и посопереживать. Но для своего соседа он такого не приемлет.

На него, встречающего жену с работы домашними тапочками и букетами цветов, кастрюлями с едой и компотами, он будет глядеть неодобрительно. Такова сила стереотипа.

Стереотипы обладают огромной инерцией, они удобны — это та готовая жвачка, которая усваивается сразу и мгновенно, помимо воли. Стереотипы тиражируются средствами массовой информации, гипнотизируют нас и заставляют подражать. И вот уже девушки убеждены, что бизнес помешает личной жизни, убеждены с опережением. И так оно у них и получается.

Они копируют мужеподобный, высушенный образ карьеристки и становятся неотличимыми от парней. Легко соглашаются с тем, что карьера делается через постель. Либо вообще не решаются заниматься карьерой, а делают ставку на замужество.

Подражание происходит у всех у нас невольно, на подсознательном уровне, как у ребенка, который учится говорить и ходить.

Для того и необходимо знать «в лицо» навязанные стереотипы, чтобы ловить себя на них, включать волю и сопротивляться. Чтобы и в бизнесе, и в карьере, и в личной жизни быть самими собой!

Источник: https://psycho.ru/library/1489

Особенность гендерных стереотипов в современном обществе

Половая принадлежность личности и ее свойства, а также воздействие половых особенностей на психические процессы, их динамику является актуальным вопросом современного общества.

Исследование вопросов психологического развития представителей разных полов относится, как к отдельным их представителям, так и ко всему социуму. Оно помогает понять процессы развития общества, дать характеристику его современным тенденциям.

Определение гендерной психологии

Определение 1

Гендерная психология – это раздел психологической науки, занимающийся исследованием закономерностей личностного развития, исходя из ее половой принадлежности.

Гендерная психология возникла и оформилась в качестве отдельной отрасли психологии относительно недавно. Она занимает важное место в данном научном направлении, поскольку половая принадлежность и ее специфика играет значимую роль в развитии личности и ее основных качеств.

Гендерная психология активно исследует взаимоотношения полов и стереотипы общественного поведения, обусловленные половой принадлежностью. Модели социального поведения, во многом, обусловлены половой дифференциацией.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Термин «гендер» как социальная категория

Данный термин был впервые внедрен в практику в 1975 году. Он возник в результате дифференциации социальных, культурных и конституциональных моментов, обусловленных половой принадлежностью личности, различием их качеств.

Определение 2

Гендер – это половая, социально-биологическая характеристика, отражающая социально-психологические признаки развития личности, обусловленные ее половой принадлежностью.

Внедрение данного термина отражает наличие психологических различий между полами.

Гендерные стереотипы

Термин «гендер» является социальной категорией и включает в свою структуру определенные стереотипы поведения. Гендерные стереотипы являются моделями поведения разных полови черт характера женщин и мужчин. Модели поведения мужчин и женщин имеют различия, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности. Их можно рассматривать, в качестве социальной истины при разрешении сложных вопросов, проблемных моментов.

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, делятся на три основные группы:

  1. Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность отражает активность и творчество, а феминность характеризует спокойствие, пассивность и репродуктивную роль. Данные характерные свойства рассматриваются в психологии в качестве противоположных характеристик, которые могут быть взаимодополняющими.
  2. Стереотип разделения социальных функций между представителями разных полов. К примеру, женщине отводится роль домохозяйки, матери и хранительницы очага. Она является для нее приоритетной. Мужчина же, должен проявить себя в профессиональной деятельности, достичь карьерных и финансовых высот, обеспечить благополучие своей семьи.
  3. Стереотипы трудовой деятельности. В данном случае идет разделение трудовых обязанностей по половому признаку. Женщины должны выполнять работы исполнительного характера, занимать должности обслуживающего персонала, оказывать помощь людям. Мужчинам отводится занятие управленческих и руководящих должностей, политическая карьера, реализация своего творческого потенциала.

Как правило, гендерные различия устанавливаются негласными социальными нормами, которые закрепляют различные роли за представителями разных полов, их интересы и запреты.

Рисунок 1. Гендерные стереотипы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 3

Гендерная роль – это разделение деятельности, прав и обязанностей личностей в зависимости от половой принадлежности.

В обществе складывается стереотип фиксации конкретной ролевой функции за личностью женского или мужского пола. То побуждает развитие гендерных конфликтов.

Все люди, в той или иной степени, придерживаются традиций и подчиняются традиционным гендерным ролевым функциям. Психологические характеристики личности мужского и женского пола отличаются по своей природе. Это и является предпосылкой формирования определенной модели социального поведения и проявления интересов в конкретной сфере.

Замечание 1

Стереотипы являются определенными схемами поведения разных полов. Они отражают статусную принадлежность мужчин и женщин, устанавливая доминирование мужчин и дискриминацию по отношению к женщинам.

Стереотипы социума часто оказывают серьезное воздействие на личностное развитие. Они давят на сознание и приводят к нарушению многих психологических функций.

Основными признаками социальных и гендерных стереотипов являются:

  • координированность – единые представления и мнения социальной группы;
  • схематичность;
  • эмоционально-оценочная нагрузка –навыки разграничения сторон стереотипа (когнитивного и аффективного). Мужчина и его модель поведения оценивается позитивно, а женщина и ее образ, напротив, является отрицательным;
  • для стереотипов типична их устойчивость на протяжении исторического и культурного развития общества;
  • ошибочность стереотипов проявляется в уверенности принадлежности определенных качеств представителям конкретного пола, но это может оказаться только неверной догадкой.

Различия полов и их психологических характеристик гораздо меньше, чем установлено гендерными стереотипами. Половые различия слишком преувеличены, чтобы спрятать реально имеющееся сходство психологических портретов мужчин и женщин.

Проблема гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы давно укрепились в социальной среде. Они существуют неразрывно от общественного сознания и создают немало проблем.

Например, существует мнение о формирование конкретных качеств личности только у определенного пола. Это проявляется в одевании ребенка в розовый или голубой цвет с раннего возраста, приобретении различных игрушек для мальчиков и девочек.

С детства детей приобщают к различным видам деятельности, обусловленной их половой принадлежностью. Мальчика не отдадут в кружок танцев или кройки и шитья, а девочку не отправят заниматься борьбой или футболом.

При этом, стереотип может быть ошибочным т.е. девочка вполне могут заниматься различными спортивными направлениями: футболом, баскетболом, плаваньем, единоборствами, а мальчики могут иметь задатки танцоров или поваров.

Гендерные стереотипы передаются между поколениями, что фиксирует их устойчивость в социуме. Они трудно поддаются изменению, потому что закреплены в сознании людей на протяжении многих веков.

На сегодняшний день, проблема гендерного просвещения является одной из актуальнейших для общества. Расширять и углублять сознание его членов необходимо.

Примеры гендерных стереотипов

Рисунок 2. Примеры гендерных стереотипов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гендерные стереотипы получают развитие и приобретают свою значимость еще до появления человека на свет.

Современный мир требует от родителей тщательной подготовки к рождению ребенка. Знание пола ребенка побуждает родителей к выбору коляски, приобретению вещей и иных предметов быта, которыми наполнены детские магазины. Коляска выбирается по цветовой гамме – розовая или голубая, в зависимости от половой принадлежности будущего малыша. Точно так же осуществляется выбор одежды.

Также, примером воплощения гендерного поведения является приобретение детских игрушек и организация игр. При этом, совершенно не обращается внимание на реальные увлечения детей и то, что ему не важна его половая принадлежность.

Девочкам покупается посуда и куклы, а мальчикам – машины и конструкторы. Им прививается определенный стереотип, сложившийся в обществе.

Так происходит закладка гендерных понятий о том, как должны выглядеть представители разных полов и, в какой деятельности они могут участвовать.

Еще одним примером формирования стереотипов является привитие девочкам любви к домашнему хозяйству, развитие чувства аккуратности и заботливости.

Прививается и тип поведения будущей женщины: молчаливость и согласие с сильным полом, проявление интереса к танцам и музыке. Мальчиком дают полную свободу в совершении действий. Они воспитываются в меньшем послушании и ограничениях.

Стереотипным восприятием мужчины в обществе выступает: построение карьеры, политическая деятельность, спорт, управление, руководство слабым полом.

Все стереотипы формируются в социальной среде, и избираются отдельными личностями, парами, семьями для себя. Один и тот же стереотип может быть актуальным для одной личности и не приниматься другой.

В любой семье могут иметься и свои собственные стереотипы поведения. Чаще всего они основываются на традициях и обычаях народа, укладе конкретной семьи. Например, все мужчины этой семьи были врачами на протяжении нескольких поколений.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/osobennost_gendernyh_stereotipov_v_sovremennom_obschestve/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Как заставить мозг думать

Закрыть