Эмоциональность как свойство личности

Характер, его свойства и черты

эмоциональность как свойство личности

В поведении и деятельности человека проявляются самые различные психические особенности. Одни из них не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности восприятия, внимания, памяти и т.д.).

В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «чертить», «оставлять оттиск», а в переносном значении — отчетливо выраженные общие черты поведения.

Своеобразие характера каждого человека определяется:

    • его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и
    • особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

Мотивационная сфера личности

Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.

Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характериологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них.

Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.

Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

Особенности осуществления деятельности

Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.

Многие формы поведения личности являются привычными, стереотипными — выразительные движения, манеры, заученные фразы. Привычки, как правило, образуются стихийно. Первоначально определенные действия побуждаются какими-то причинами, а затем эти действия совершаются спонтанно, в силу сформировавшейся потребности в них. Отрицательные привычки в ряде случаев связаны с аморальным поведением личности.

Черты и типы характера

Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.

Различают:

    1. черты характера — выражаются в отдельных общих особенностях поведения;
    2. тип характера — выражается в общих способах взаимодействия со средой.

Черты характера

Многообразные черты характера объединяются в следующие группы:

    • волевые;
    • эмоциональные;
    • интеллектуальные.

Волевые черты характера

Волевые черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся:

    1. целенаправленность,
    2. самостоятельность,
    3. решительность,
    4. настойчивость и др.

Целенаправленность — способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.

Самостоятельность — способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп; критическая оценка советов и указаний.

Решительность — способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение.

Настойчивость — способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели.

Выдержка и самообладание — способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

Смелость — способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность,

Мужество — способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию.

Дисциплинированность — способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

Эмоциональные черты характера

Эмоциональные черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

По эмоциональным качествам различаются натуры:

    • эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность);
    • сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность);
    • страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью);
    • малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость,

Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой — важнейшая характерологическая особенность личности.

Интеллектуальные черты характера

Интеллектуальные черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем.

Качества, характеризующие интеллектуальный склад личности:

    1. продуктивность ума, его оригинальность, ясность и другие, то есть общая интеллектуальная одаренность;
    2. владение обобщенными способами мышления, а также
    3. устойчивая интеллектуальная направленность личности — любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

В многообразии характеров можно выделить то, что у данной личности выступает на передний план:

    1. предрасположенность к рассудочной деятельности, вдумчивость, осмотрительность, аккуратность, развитое чувство долга и самолюбия;
    2. преобладание волевой стороны психики, проявляющееся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях или в повышенной активности;
    3. безынициативность, подверженность внушению, неустойчивость отношений, преобладание витальных, органических потребностей и связанных с ними влечений;
    4. эмоциональная импульсивность, экспрессивность, повышенная подвижность эмоций, желаний и стремлений при среднем уровне развития воли;
    5. повышенная эмоциональная впечатлительность, импрессивность, сопровождаемая признаками слабоволия, пониженной адаптацией к изменяющимся условиям;
    6. повышенная экспансивность, стремление к положительно-эмоциональным ситуациям, беззаботность, повышенная общительность и речевая активность;
    7. повышенная внешняя активность на недостаточно сформированной мотивационно-ориентировочной основе, негибкость поведения, неустойчивость принятых решений и неспособность к длительным волевым усилиям.

Приведенные черты, конечно, схематизированы. У одних людей они очень выражены, у других — менее выражены, у многих — представлены в различных сочетаниях.

Типы характера

    1. Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.
    2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями.

      Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.

    3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

    4. Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения.

Итак, характер — это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни.

Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека.

Характер человека формируется постепенно, в процессе активной систематической деятельности. Однако значительные изменения в характере иногда происходят скачкообразно, в результате психических потрясений, в сложной конфликтной ситуации. Характер особенно четко проявляется в критических обстоятельствах.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/charakter-ego-svoystva-i-cherti

Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства

эмоциональность как свойство личности

«Помогите отреагировать» — просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика.

Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, — он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные.

У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, — гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

— трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей; — трудности в различении эмоций и телесных ощущений; — сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии; — стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям; — склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета.

Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка — эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах.

К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым — собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, — неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в какой-нибудь критической ситуации. Если бы не пара нюансов.

Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками — но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение.

Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в каких-то случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее.

Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх.

Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, — а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия — не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, — в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами — это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве.

Эта форма алекситимии плохо поддается лечению.

Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга — по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, — мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей — как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около семи-восьми процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, — и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, — например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты.

Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам.

Получается замкнутый круг.

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях — собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами.

Типичный пример — так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/10339-alexithymia

Эмоциональная неустойчивость как свойство личности

эмоциональность как свойство личности

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Определение

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Основные эмоциональные свойства человека представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. «Эмоциональные свойства»

Эмоциональная возбудимость

Рассмотрим некоторые характеристики эмоциональной возбудимости, которая взаимосвязана с эмоциональной неустойчивостью.

Эмоциональная возбудимость представляет собой своеобразную эмоциональную готовность, которая отвечает за реакцию человеческого организма на внешние раздражители.

Как правило, эмоциональная возбудимость проявляется во вспыльчивости и раздражительности. Возрастная динамика вспыльчивости показана на рисунке 2. По вертикали отмечены баллы самооценки вспыльчивости, по горизонтали – возраст. Пустые столбики – данные мальчиков, другие – данные девочек.

Рисунок 2. «Возрастная динамика вспыльчивости»

А. Ф. Лазурский утверждал, что об эмоциональной возбудимости человека можно говорить тогда, когда все его чувства возникают достаточно легко. Именно эти случаи легкого возникновения эмоций близки к понятию эмоциональной возбудимости, однако не равны ей.

Эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость

Изучим понятие эмоциональной устойчивости личности. Каждое из понятий, разумеется, выражает только взгляд определенного автора.

  1. Первая точка зрения на эмоциональную устойчивость определяется как сама устойчивость эмоций. Под данным термином понимается определенная эмоциональная статика.
  2. Дж. Гилфорд. Эмоциональная устойчивость рассматривается им как преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, в то же время эмоциональная неустойчивость понимается им как чрезмерное колебание в эмоциональном фоне человека.
  3. П. Фресс. Здесь под эмоциональной неустойчивостью понимается невротичность, из-за которой человек наиболее подвержен различным стрессовым ситуациям.
  4. Р. Кеттелл. Эмоциональная неустойчивость рассматривается как полное отсутствие невротизма, а тоже время эмоциональная устойчивость олицетворяет спокойствие.
  5. В.Г. Норакидзе. Эмоциональная неустойчивость как механизм смены эмоций противоположных знаков. В работах В.Г. Норакидзе, П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко, показатель эмоциональной неустойчивости используется для диагностики различных психических заболеваний. Эмоциональная неустойчивость соотносится с динамичностью настроений и эмоций в исследованиях Н.Д. Левитова. Именно Левитов рассматривал ее как черту характера.

В целом такие люди более интровертированы и склонны фиксироваться на негативных сторонах своей личности и мира, в которой они включены.

Внутренние факторы эмоциональной неустойчивости:

  1. физиологическая реактивность,
  2. для нервной системы характерны: слабость, подвижность и неуравновешенность;
  3. тревожность;
  4. интроверсия.

Эмоциональным параметрам отводится доминирующая роль в детермизации эмоциональной устойчивости. К таким параметрам Л.М. Аболин отнес:

  1. содержательный, или когнитивный (отражение объекта эмоций),
  2. качественный (знак, модальность эмоции),
  3. формальнодинамический (время и интенсивность переживаний),
  4. экспрессивный (выражение эмоций в поведении) параметры.

Л.М. Аболин пришел к выводу, что «эмоциональная устойчивость не может быть отождествлена с какой-либо отдельной эмоциональной особенностью.

Так как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость – два противоположных понятия, обобщим одно из них, на основе которого далее выведем второе.

Характеристики эмоциональной устойчивости:

  1. Невозмутимость;
  2. Невпечатлительность;
  3. Слабое реагирование человека на эмоциогенные внешние раздражители.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/emocionalnaya_neustoychivost_kak_svoystvo_lichnosti/

Чем полезна и чем вредна эмоциональность

Человеческие эмоции незаметно, но неуклонно обесцениваются по мере течения жизни. Ни в колыбели, ни в детском саду никто из нас и не думал чем-то их ограничивать. Мы смотрели на недовольных родителей с искренним непониманием и продолжали заливисто смеяться в голос и корчить веселые рожицы.

Эмоциональность – это то, что начинают активно подавлять в младшем школьном возрасте: не кричи, не бегай, не смейся громко, не канючь, не реви и масса схожих одергиваний и придирок внезапно сваливается на неокрепшие плечи младшего школьника.

Взрослые называют это «воспитанием», а воспитанным считается ребенок, спокойный во всех отношениях.

А вы заметили, что дети не умеют долго держать обиду на кого-то? Это потому, что им нечего «держать», они все выплакали при первом порыве. Взрослый же способен на месяц застрять в черной депрессии. Задумайтесь.

Но разве может и разве должен быть спокойным ребенок, которому некуда девать бьющую фонтаном жизненную энергию, экспрессивность, энтузиазм и кипучее любопытство? Спокойствие ребенка такого возраста – это повод отвести его к врачу, т. к. оно указывает прежде всего на апатию и безразличие.

Тем не менее, чтобы не злить школьных учителей и родителей, мы учимся воспринимать открытое выражение эмоций как нечто, заслуживающее порицания, и с малых лет начинаем справляться с чувствами, а вернее – трудиться над разрушением собственного эмоционального фона.

Чем дальше уводит нас жизнь, тем больше мы привыкаем бороться с эмоциональностью, прячась за масками и скрывая свои настоящие чувства.

Эмоциональность – это выход чувств

В зрелом возрасте мы стремимся к идеалу сильного человека, способного контролировать эмоции, оставаясь невозмутимым перед лицом любой непредвиденной ситуации. Эмоциональность бывает повышенной, пониженной и «средней».

Повышенная эмоциональность у женщин и мужчин воспринимается как признак незрелости или недостатка воспитания, причем не только у себя, но и у окружающих.

Под давлением стереотипа мы склонны бросать косые взгляды на взрослых людей, которые по каким-то причинам себя не сдерживают: если это громкий смех – мы возмущаемся, если ссора и негодование – стараемся держаться подальше.

Человек, не сдерживающий или плохо сдерживающий эмоции, выходит за рамки общепринятой модели поведения в обществе, а потому кажется непредсказуемым и даже опасным.

На самом же деле, человек, выражающий эмоции открыто и своевременно, не стремящийся победить каждый порыв чувств, поступает верно. Тем не менее, избавиться от эмоциональности реально, но это может привести к серьезным негативным последствиям. Подавленная и удержанная эмоция никуда не девается, она остается внутри и ждет своего часа.

Спустя какое-то время человек снова пытается снизить эмоциональность, убрать чувства подальше, и нереализованной энергии становится больше. В конечном счете, какая-нибудь мелочь непременно сыграет роль снежка, с которого начинается сход лавины, и тогда человек действительно покажет себя в самом нелицеприятном ракурсе.

Так что подумайте дважды, прежде чем душить себя масками.

Психология вопроса

Причины повышенной эмоциональности кроются глубоко внутри. И женские, и мужские эмоции как явление представляют собой своего рода индикаторы, по которым вы лучше ориентируетесь в окружающей действительности. Эмоция, которую у вас вызывает какое-либо явление, придает ему характер и определяет ваше отношение к происходящему.

Эмоции могут указывать на:

  • опасность,
  • необходимость,
  • срочность,
  • важность,
  • приоритетность и прочее.

Благодаря этим индикаторам вы относитесь к разным вещам по-разному. Например, вы больше беспокоитесь о здоровье матери, чем о своевременном появлении на работе, потому что новость о ее болезни вызывает у вас эмоцию такой силы, что все остальное отходит на второй план.

Не путайте эмоциональность с импульсивностью. Импульсивность – это склонность к необдуманным действиям под давлением сильных эмоций. Корни этой проблемы в недостаточном навыке контроля над поведением и неумении взвешивать риски. Бороться с импульсивностью путем подавления эмоциональности – неправильный путь.

Повышенная эмоциональность

Высокая эмоциональность как свойство личности означает манеру принимать все близко к сердцу, делать из мухи слона, психовать по любому поводу. Слишком эмоциональные люди не обязательно импульсивны.

Эти явления связаны между собой примерно так же, как воздух и огонь: без воздуха не может быть горения, но это не значит, что воздух огнеопасен.

Излишняя эмоциональность у мужчин и женщин сопровождается главной проблемой эксцентриков – они испытывают стресс чаще других, и статистически более подвержены нервным расстройствам и заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Низкая эмоциональность

Низкая эмоциональность, если это не намеренно развитое качество, может свидетельствовать об упадке жизненных сил, апатии и депрессии.

Человек, не проявляющий здоровых эмоциональных реакций (пусть даже скрытых от чужих глаз), равнодушен ко всему: его жизнь ровная и пустая, ничто в ней не кажется достойным ни радости, ни грусти, ни внимания. Отсутствие эмоциональности осложняет общение, т. к.

такой человек может представлять интерес лишь как носитель ценной информации, но сам процесс общения с ним разочаровывает.

Золотая середина – наши советы

И как всегда, некая средняя «нормальность», за рамки которой так любит вырываться бунтующая молодежь, оказывается самым оптимальным средством и от инфаркта в 40 лет, и от клинического занудства одновременно. Потому что все хорошо в меру. Чтобы успешно держать средний уровень эмоциональности, с эмоциями нужно подружиться.

  1. Для начала поймите, что чувствительная эмоциональность – это не посторонняя стихия, захлестнувшая вашу жизнь, это вы сами. Точно так же как вы управляете своей рукой или ногой, вы можете управлять своим психическим состоянием, за исключением редких случаев, когда запускаются экстренные процессы.
  2. Как только вы это поймете, запишитесь на любые курсы саморазвития, в программе которых присутствует тренировка эмоций.
  3. Если не знаете, какие курсы выбрать, выбирайте школу актерского мастерства для взрослых. Направление обучения вы сможете определить сами – все виды подойдут: от упора на коммуникативное совершенствование до бизнес-театра и личной эффективности. Развитием интеллектуальной эмоциональности человека занимаются на всех курсах по актерскому мастерству без исключений.

Источник: https://www.teatr-benefis.ru/staty/akterskoe-masterstvo/emotsionalnost-kogda-dat-volyu-chuvs/

Психология личности и поведения современного человека, статья про основы, свойства, характеристики и структуру

Личность человека закладывает основу общества. Это сложная и многоуровневая конструкция, из которой складываются отношения в социуме. Она влияет на многие жизненные аспекты. Приобретенные черты помогают индивиду меняться и адаптироваться к окружающей среде и обстоятельствам. 

Основы

Феномен личности многосторонний и многообразный, он напрямую связан с психологией личности и поведения человека. Есть несколько определений такого понятия, в каждом из них представлены важные элементы.

Самое известное определение личности сводится к комплексу психологических черт характера, желаний, стремлений, способных сделать человека индивидуальным.

От рождения у каждого есть уникальные способности, особенности работы нервной системы. Такие факторы влияют на формирование личности.

Только что родившийся ребенок еще пока не личность, но уже индивид. Это означает принадлежность к человеческому роду. У ребенка личность формируется параллельно со становлением его индивидуальности.

Основное различие людей заключается в том, каким образом они подходят к решению проблем. Психология личности современного человека проявляется в деятельности, а именно — во взаимодействии с другими участниками социума. К доминирующим свойствам личности относятся психические свойства индивида. Они непосредственно влияют на поведение человека в обществе, сферы его деятельности.

По характеристике личность может выражать себя в индивидуальном, психологическом и социальном плане.

С точки зрения психологии как отдельной науки рассматриваются исключительно психологические особенности человека, что воздействуют на формирование структуры личности. 

Психологи не могут сойтись во мнении, имеет ли индивид четкую личностную структуру, а также определить круг терминов. Каждый человек особенный, не все его действия и ценности могут поддаваться анализу. Несмотря на это, принято выделять четыре основные свойства личности:

  • психические;
  • психологические;
  • эмоциональные;
  • социальные.

Учитываются способности и эмоции индивида. Дополнительно принимаются во внимание направленность его мышления и действий.

Основы психологии личности и ее свойства состоят из таких компонентов как воля, характер и темперамент.

Личность связана с эмоциями. Поступки совершаются как на сознательной, так и бессознательной основе. На них влияют чувства и эмоциональный фактор. Принято разделять эмоции на силу эмоциональной возбудимости, устойчивость, интенсивность и ее глубину.

Социальные свойства личности показывают способность взаимодействия с другими представителями общества.

Поведение — образ взаимодействия человека с окружающей средой по заранее определенному шаблону. Поведение отличает индивида от представителей животного мира тем, что он может самостоятельно менять свои намерения и корректировать действия, учитывая внутренние и внешние факторы.

Термин психология личности относится к разделу, который изучает личность и связанные с ней процессы. Внимание сосредотачивается на картине, где человек взаимосвязан с миром и социумом. Изучаются душевные жизненные аспекты и индивидуальные особенности члена общества.

У личностной структуры есть определенные свойства с точки зрения психологии. Они не затрагивают отношения с обществом и окружающим миром.

Структура личности состоит из четырех компонентов:

  • Направленность.
  • Способности.
  • Характер.
  • Самоконтроль.

Направленность говорит об установках, потребностях и интересах человека. Один из компонентов может задавать вектор направленности деятельности. Другие сферы жизни начинают подстраиваться под доминирующий элемент.

Способности помогают в развитии индивида. Он может реализовать себя в определенной области, достигать в ней успеха.

Характер — наиболее видимый компонент. Часто не берется в расчет намерение индивида, его способности и мотивация.

У современного человека также есть система, позволяющая самостоятельно регулировать свои действия. Благодаря самоконтролю обеспечивается планирование поведения, есть возможность скорректировать свои действия. Психология личности не способна функционировать без одного из перечисленных частей.

Для того чтобы более глубоко понять структуру психологии личности человека, рекомендуется изучать литературу. Ниже подобраны книги, помогающие разобраться в теме.

1. «Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся». Автор — Роберт Чалдини.

Издание — это отличное пособие для тех, кто хочет уменьшить количество конфликтов в свой жизни, а также освоить основы менеджмента. У книги легкий и ненавязчивый слог. Писатель старается мотивировать читателя брать на себя ответственность, быстро принимать решения, уметь правильно воспринимать информацию. Чтение такой литературы будет полезным для людей, которые по роду деятельности должны переубедить оппонентов.

2. «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след». Автор — Тина Силиг.

Литературное произведение было написано преподавателем из Стэнфордского университета. Книга может стать незаменимым путеводителем для тех, кто задумывается об открытии собственного дела. Писатель предлагает решения проблем, рассказывает о том, какой должна быть правильная реакция. Тина считает, что проблемы — хорошая возможность для саморазвития. Если у человека нет постоянного развития, то неизбежна его деградация как личности.

Человек без личности — возможно ли?

Свойства личности помогают контактировать с окружающим миром. У каждого есть способности и мотивация. Находясь в социуме, формируется круг ценностей и установок.

Человек без личности существовать не может. Некоторые навыки могут быть в большей или в меньшей степени развиты. Происходит формирование интровертного и экстравертного типа в зависимости от исходных характеристик. 

Человек без личности — возможно ли?

Свойства личности помогают контактировать с окружающим миром. У каждого есть способности и мотивация. Находясь в социуме, формируется круг ценностей и установок. Человек без личности существовать не может. Некоторые навыки могут быть в большей или в меньшей степени развиты. Происходит формирование интровертного и экстравертного типа в зависимости от исходных характеристик.

Источник: https://planetaseminarov.ru/article/psikhologiya-lichnosti-i-povedeniya-sovremennogo-cheloveka.html

Эмоциональности – Эмоциональность, как свойство личности

Эмоциональность – это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Эмоциональность можно и стоит рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир проявлением эмоций и влияние их на поведение человека. Эмоциональность свойственна людям, ведь, проявляя эмоции, мы познаем жизнь, окрашиваем ее разными красками, пусть даже не самых приятных оттенков.

Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» – выдвигать, волновать, колебать. Эмоция процесс в равной степени психологический и биохимический, возникающий как реакция в ответ на происходящие с человеком события. Эмоции не зависят от объектов, на которые направлены.

Одна и та же эмоция может быть проявлена в разное время по разному поводу и совершенно к разным людям и ситуациям, чего нельзя сказать о чувствах. Чувства более комплексны и всегда имеют адресата.

С точки зрения эволюции эмоциональность более давняя форма проявления отношения человека к окружающему миру, посему эмоции присущи и животному, и человеку. Чувства же – прерогатива человека.

Как развить эмоциональность

Эмоция – это реакция на происходящее, которую можно назвать «здесь и сейчас». Эмоции проявляются в конкретный момент и отражают отношение проявляющего переживания к происходящему. Чувства, напротив, обладают относительной устойчивостью и постоянством и всегда имеют адрес – тот объект, на который направлены.

Психологи выделяют эмоции, которые называют базовыми или врожденными. Названы они так потому, что присущи всем здоровым людям и проявляются одинаково на всех континентах и в разных национальностях. Базовые эмоции – эмоции общие для всех.

На сегодняшний день выделено семь базовых: радость (счастье, довольство), гнев (злость, ярость), страх, печаль (грусть), интерес, отвращение и удивление.

Способность выражать силу и энергию своих эмоций характеризует эмоциональность как качество личности. Многие психологи рассматривают эмоциональность как одну из основных составляющих темперамента. У холериков эмоциональность характеризуется молниеносной сменой эмоций, которые к тому же проявляются ярко.

Эмоциональность меланхоликов внутри, там бурлят страсти, быстрота движений переживаний, но выплеск наружу еле заметный, незначительный. Сангвиники более медлительны и уравновешены, эмоции проявляют не столь бурно. Эмоциональность флегматиков в полном равновесии, рождение и проявление переживаний не яркое.

Думаю, всем известны выражения «ничем не пронять», «толстокожий как слон», «холодный» и подобные. Все эти выражения говорят про низкий уровень эмоционального реагирования. Эмоциональность можно развивать.

Чтобы успешно развить эмоциональность необходимо познакомиться с эмоциями и чувствами, выделить для себя те, которые человек испытывает наиболее часто, а также понаблюдать за поведением и проявлением эмоций, как у себя, так и у других людей.

Далее важно ответить себе на вопрос «что я могу изменить в своем поведении?» Эмоциональность – это открытость миру. Психологи советуют больше общаться, ведь малообщительные люди, как правило, закрытые люди. Необходимо пробовать проявлять эмоции жестами, словами, говорить о чувствах, стать более открытым, чаще улыбаться. Это облегчает общение и понимание.

Замечено, что не всегда отсутствие внешнего проявления эмоциональности говорит об отсутствии самих эмоций. Бывают случаи, когда из-за невозможности проявить свои переживания (не уместно, не вовремя, не воспитано и прочее) человек сдерживает их или иными словами подавляет, возникает внутреннее накопление эмоционального напряжения.

Периодическое подавление собственных переживаний отрицательно сказывается на здоровье человека как физическом, так и психическом. Не выраженные эмоции грозят взрывом чувств, что может вылиться в истерику или в приступ агрессии и, несомненно, проявиться в теле повышением давления вследствие прилива крови к головному мозгу, тремором в конечностях, скажется также и на дыхательном аппарате.

Эмоциональность без разрядки, похожа на спящий вулкан, готовый в любой момент к извержению и что станет отправной точкой остается только догадываться. В любой момент обязательно произойдет эффект последней капли и каковы будут последствия никому не известно. Стоит ли доводить до этого? Опасность взрыва связана не только с подавлением переживаний, но и с повышенной эмоциональностью человека.

Высокая эмоциональность характеризуется быстрым возникновением раздражения и повышенной ответной реакцией. Если игнорировать накопление эмоций, то наступит точка не возврата и при таких условиях они возьмут верх.

Высокая эмоциональность личности имеет свои плюсы и минусы. Можно считать, что это утверждение очень относительно, ведь сколько людей, столько и мнений. Давайте разбираться. Плюс состоит в том, что, проявляясь, эмоции выплескиваются наружу, не подавляются, не вытесняются, не заталкиваются поглубже, а выдаются в мир. Однако, высокая эмоциональность в основном разрушительна.

Возможно, вам знакома ситуация, когда, потеряв контроль над собой, люди позволяют себе лишнее в отношении других людей (повышение голоса, оскорбление, стук дверью и т.п.). Какой потом осадок от смущений и переживаний по этому поводу остается зачастую у обеих сторон ситуации.

Высокая эмоциональность негативно сказывается на отношениях и также негативно влияет и на самого человека, вгоняя его в чувство вины, заставляя оправдываться перед собой и окружающими, накапливая обиды.

Как справиться с повышенной эмоциональностью

Осознайте, что повышенная эмоциональность – это ваша черта характера. Проведите самоанализ. Определите для себя уровень своей эмоциональности, насколько вы вспыльчивы и нетерпимы. Можно пройти тесты, чтобы определить свой темперамент и эмоциональность.

Заведите дневник эмоций, где будете описывать свой день и свои переживания. А лучше сразу после того как произошел всплеск эмоциональный записать что вы чувствовали, как переживали, как реагировало ваше тело, где отзывались и как происходило затихание эмоций. Перечитав написанное, оцените свое отношение к нему. Какая из ваших реакций была обоснованной. А какие переживания вы испытываете теперь?

Познакомьтесь со своими триггерами – ситуациями, которые запускают ваш организм снова и снова активизировать все системы и выдать эмоциональную реакцию, взбодрить вашу эмоциональность. Возможно, намного ранее в вашей голове образовалась модель поведения в ответ на стрессовую ситуацию. И, возможно, эту модель поведения вы постоянно повторяете.

В такой момент спросите себя «Что конкретно сейчас я чувствую? Когда я проявлял подобные эмоции? Что является пусковым механизмом?» Сделать это также можно благодаря дневнику переживаний. Вы можете изменить свою модель поведения и свою эмоциональность. Не спешите. Знакомство с собой, своей эмоциональностью и проявляемыми эмоциями это не легкий труд.

Не заставляйте себя делать все и сразу, слишком поспешные действия ведут к сопротивлению. Рост личности это всегда выход из зоны комфорта, а подобный выход дается не просто и требует затрат душевных, эмоциональных и физических. Но не унывайте «съесть слона» целиком сложно, но по частям очень даже можно.

Если вам тяжело собраться с силами и встретиться со своей эмоциональностью, установите для себя более простые цели, более достижимые.

Познакомьтесь с понятием персонализации, распознайте ее и боритесь с нею. Это понятие, которое способно вызвать повышенную эмоциональность. Оно может означать, что вы чувствуете себя ответственным за вещи, которые могут не иметь лично к вам никакого отношения или которые вы не можете контролировать.

Боритесь с долженствованием. Заявления о том, что вы кому-то что-то должны причиняют вред и заставляют придерживаться стандартов, которые могут быть завышены. Нарушая очередное «должен», вы вполне можете испытывать отчаяние, вину, гнев.

Вы можете избежать подобных ситуаций, изучив, что именно находится под этим «должен» и только потом решать так ли это на самом деле. Как следствие, вы не будете испытывать негативных эмоций.

А слова «должен» и «надо» при необходимости можно заменить на слово «хочу» и дело пойдет намного проще.

Действуйте только после того, как успокоитесь. Ваша эмоциональность порой не самый хороший советчик и действия под влиянием эмоций может привести к последствиям, о которых в дальнейшем вы можете глубоко сожалеть. Попробуйте успокоиться, прежде чем реагировать на ситуацию, которая вызвала сильную эмоциональную реакцию.

Позвольте себе чувствовать свои эмоции. Корректируя свою эмоциональность, работая над повышенной эмоциональностью, не стоит становиться совершенно безэмоциональным, мы уже говорили о вреде подавления эмоциональных всплесков. Необходимо познакомиться и осознать эмоции, осознать также и то, что отрицательные эмоциональные всплески также необходимы как и положительные и стараться соблюдать их баланс.

В середине прошлого века ученые заговорили о понятии эмоциональный интеллект. Понятие было введено тогда, когда было замечено, что высокий уровень интеллекта не всегда способствовал успешности человека в карьере и личной жизни.

По мнению ученых, эмоциональный интеллект в отличие от интеллекта представляет собой способность правильно истолковывать эмоциональность, чувства и поведения других людей, интуитивно улавливать, в чем нуждается другой человек, а также иметь высокую стрессоустойчивость.

Вся теория эмоционального интеллекта основана на предположении, что человек способен точно определять эмоции другого человека, а также на том, что эмоциональностью можно научиться управлять. Не только лицо, но и тело способно передавать эмоции и если наблюдать за этими проявлениями и научиться их замечать, можно прочесть все эмоции другого человека как открытую книгу.

Но достаточно лишь наблюдений? Если ваша эмоциональность высока, за собственной бушующей эмоциональностью вы не увидите чужой. При низкой эмоциональности, вы не способны увидеть изменения в эмоциональном состоянии другого человека. Если ваши эмоции стереотипны, вы никогда не заметите тонкости настроения и окраску эмоциональности другого человека. В других вы будете ощущать и видеть лишь те эмоции, на которые способны сами.

Ваш мозг выдаст вам реакцию, которая когда-то была наиболее эффективна. Необходимо научиться различать тона и полутона эмоциональных всплесков. И если ваш мозг способен от радости кричать и плакать, смеяться и хмуриться, тихо улыбаться, говорить о своем счастье или уходить внутрь, тогда ваш мозг сможет подстроить ваши эмоции к любой ситуации.

Ваш диапазон проявления и восприятия эмоций расширится, а ваша собственная эмоциональность сбалансируется.

Изучайте эмоции, новые слова для описания эмоциональных всплесков. Не просто «счастлив», а «безмерно счастлив», «тихо счастлив», «удовлетворен и счастлив», «благостен». Примеряйте эмоции на себя перед зеркалом. Эмоциональный рост, как и физический, требует времени и не всегда приятен. И будьте терпеливы.

Источник: https://keep-sane.ru/raznoe/emocionalnosti-emocionalnost-kak-svojstvo-lichnosti.html

Эмоциональность

Эмоциональность – это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Эмоциональность можно и стоит рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир проявлением эмоций и влияние их на поведение человека. Эмоциональность свойственна людям, ведь, проявляя эмоции, мы познаем жизнь, окрашиваем ее разными красками, пусть даже не самых приятных оттенков.

Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» – выдвигать, волновать, колебать. Эмоция процесс в равной степени психологический и биохимический, возникающий как реакция в ответ на происходящие с человеком события. Эмоции не зависят от объектов, на которые направлены.

Одна и та же эмоция может быть проявлена в разное время по разному поводу и совершенно к разным людям и ситуациям, чего нельзя сказать о чувствах. Чувства более комплексны и всегда имеют адресата.

С точки зрения эволюции эмоциональность более давняя форма проявления отношения человека к окружающему миру, посему эмоции присущи и животному, и человеку. Чувства же – прерогатива человека.

Эмоциональные состояния человека

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Стресс

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями.

Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей.

Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация.

Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же особенность страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Причины возникновения страсти разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, избирательна и предметна.

Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

Психологическая саморегуляция: аффекта, стресса, эмоционального выгорания, фрустрации, страсти

Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные отношения на работе и в семье, мешает достижению поставленных целей и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

Существуют специальные приемы, которые помогают справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект.

Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный “дежурный образ” приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны. Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры межличностных отношений.

Средством предупреждения эмоционального выгорания являются оптимизация условий труда и психологическая коррекция на ранних стадиях эмоциональных нарушений.

Имеет значение, и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10- 15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременным сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его.

Итак, нужно запомнить следующее:

  • Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать “всегда размеренно и спокойно”, тем в большей степени вас будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него “убегать”.

Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее.

  • Для того чтобы управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредные.
  • При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание между людьми.
  • При деструктивном стрессе резко ухудшаются отношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Наиболее успешными, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние “взрывы”.

Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:

  • Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются “укорами совести” и не “сбрасывают” свою стрессовую энергию на окружающих.
  • Действие второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и “стрессовая стихия” не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя. Один ведущий специалист крупного коммерческого банка выразил эту мысль так: “Важно не попасть в точку В”.
  • Действие третье: они изучают самих себя. Люди с развитой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения па первой стадии развития стресса.
  • Действие четвертое и самое главное. Люди, с развитой саморегуляцией, интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что “сбрасывать” темную стрессовую энергию на других — некультурно и в определенном смысле невыгодно. Происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках, — неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, нужно:

  • правильно оценить значимость событий;
  • в случае поражения действовать по принципу “не больно-то и хотелось”;
  • увеличить физическую нагрузку (многие женщины начинают стирать или выполнять другую тяжелую домашнюю работу);
  • сформировать новую доминанту, т.е. отвлечься;
  • выговориться, выплакаться;
  • послушать музыку;
  • вызвать улыбку, смех, юмор необходим для того, что
  • бы воспринимать как комическое то, что претендует на серьезность;
  • осуществить релаксацию.

Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/emocionalnye-sostoyaniya-cheloveka.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Транс что это такое
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Как перестать обижаться на людей

Закрыть