Сколько этапов психосоциального развития выделил э эриксон

Анализ монографии Э. Эриксона

сколько этапов психосоциального развития выделил э эриксон

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Юридическая психология»

Кафедра «Юридической психологии и права / Клинической и судебной психологии»

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Психология развития и возрастная психология»

Анализ монографии Э. Эриксона«Детство и общество»

Ст. преподаватель Делибалт В.В.

Студент, группа Наумова А.О.

Москва, 2015

Введение

Вторая стадия (III стадия; возраст:1-3 года), или третья стадия по Э. Эриксону называется анально-уретрально-мышечная (общепринято, как и анально-мышечная). Зоной данной стадии являются выделительные органы, которые имеют свою модальность — опорожнение кишечника и мочевого пузыря, от чего дети получают удовольствия на данном этапе. На этой ступени развивается способность «отпускать» и «держать».

Модус эго меняется, для малыша становится важным умение контролировать себя: возможность регуляции и удержания/выталкивания(приучение к горшку). Это происходит как на физическом уровне, так и на психологическом. Ребенок хочет быть самостоятельным, управлять собой, либо испытывает чувство стыда (публичность).

Если малыша на данной стадии «тормозить», то ни о каком прогрессе речи не может идти, малыш будет чувствовать себя немощным.

В этом периоде возникает вторая «борьба», в котором самостоятельность борется против стыда. Малыш должен чувствовать себя в безопасности и, что его доверие не подведут. В зависимости от того, в какую пользу разрешится конфликт, выяснится дальнейшее развитие ребенка, вследствие которого, малыш может быть самостоятельным или неуверенным и стыдливым.

Третья стадия (IV стадия по Э. Эриксону; возраст:3-6 лет) называется локомоторно-генитальная. Эрогенная зона — это половые органы. Модальность представляет собой интерес обоих полов. Модус эго-это «проникновение», то есть такие занятия, которые принесут пользу.

Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Ребенок оценивает себя, как виновника чьих-то бед. В этой стадии у ребенка формируется супер-эго. В этой стадии дети мужского пола встречаются с пониманием того, что он «хуже» отца и появляется ревность матери к отцу.

Девочки встречаются с пониманием «неполноценности» из-за отсутствия пениса. Ребенок усваивает индивидуальность, выражает себя. Тут либо инициатива подавляется или проявляет себя. Появляются большие ограничения и появляется чувство вины.

Вина здесь играет роль, как восприятия себя, как причины чего-то плохого.

Четвертую стадию (V стадия по Э. Эриксону; возраст:6-12 лет) Э. Эриксон называет периодом психосексуального моратория. Тут имеет место рудиментарный генеративный модус.

С наступлением латентного периода развитый ребенок учится заниматься полезным трудом и ищет признания. Индивидуальность этого периода заключается в чувствах неадекватности и неполноценности. Э.

Эриксон говорит, — «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность»

В Латентной стадии идет борьба трудолюбия и неполноценности, то есть ребенок хочет как-то показать себя и принести пользу, но у него для этого недостаточно умений.

Пятая стадия (Возраст:12-19 лет) — Подростковая. Главный элемент этого периода — установление эго-идентичности или интеграции, которая представляет собой накопленный опыт возможности эго интегрировать все идентификации с проблемами либидо.

Таким образом «чувство идентичности эго — есть уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры»» (Э. Эриксон, с.250). Подросток осознает себя, то он, кем он является в мире.

Но при этом есть вероятность того, что подросток может не найти свое профессиональное применение.

Шестая стадия (Возраст:20-25 лет) называется Ранняя зрелость (или Молодость Стадия поиска «своей половинки». Все модусы органа уже подчинены человеку, и уже нет такого прогрессивного развития. Не хорошим исходом на этой стадии является отречение ото всех, одиночество, когда у личности задачей развития стала изоляция. Это вещает о том, индивид не принял какую-либо из стадий раньше. Появляется «зрелое» сексуальное влечение.

Конфликт на данной стадии заключается в борьбе между близостью и изоляцией. Конфликт разрешается решением задачи развития в ту или иную сторону.

Седьмая стадия (Возраст:26-64 лет) называется Средняя зрелость (или Зрелость). Э. Эриксон писал о том, что человек хочет чувствовать себя не одиноким, востребованным, а зрелость нуждается в одобрении со стороны своих детей и внуков, о которых должна заботиться.

Человек полностью заинтересован в продолжении рода и выбора настоящего спутника жизни. Заинересованность в плане «философских мыслей».

В тех случаях, когда не удается достичь гениративности, формируется регрессия с потребностью псевдоблизости, чаще всего с чувством обеднения личной жизни.

Тут имеет место конфликт между генеративностью и стагнациями. Задачей этого периода является противостояние творческих сил человека против застоя в жизни.

Восьмая стадия (Возраст:65 лет — смерть) — Поздняя зрелость (Старость). Последняя стадия включает в себя целостность эго, четкого определения Э. Эриксон не дает, но приводит несколько примеров.

На последних стадиях жизни индивиды рассуждают на тему прожитой жизни и по-новому рассматривают ее.

Тут два исхода: либо человек осматривая свою жизнь, испытывает удовлетворение,тк он в нес в нее свои отпечатки и выполнил свою «миссию», либо человек делает вывод, что все было в этой жизни напрасно и бессмысленно.

В стадии Старости личность либо имеет целое представление о себе, либо огорчается от своей жизни. А решается она в борьбе между целостного эго и отчаянием.

2. Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда

· Эриксон выражает свое видение на счет психосексуального развития. (8 стадий)

· Эриксон работал на основании психоисорического меода,а Фрейд на основе психоанализа.

· У Эриксона периоды разбивают жизнь на 8 этапов от рождения до смерти, а у Фрейда только до 18 лет.

· Фрейд и Эриксон по-разному объясняли влияния «бессознательного» на жизнь людей. Эриксон считал, что все проблемы из-за не принимания какой-то либо из пройденных стадий, а Фрейд связывал это все с травмами из детства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое конфликтная ситуация

· Эрик выделил 8 садий развития, а Зигмунд-4.

3. Виды идентичности

2 вида:

Групповая идентичность — это воспитание ребенка изначально с рождения в определенной социальной группе, с целью формирования определенного мировоззрения подлежащей этой группе.

Эго-идентичность — это непрерывность нашего «Я», то есть, несмотря на то, что мы от рождения проходим несколько этапов «Я» в нас остается то же самое.

4. Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства)

1. Доверие или недоверие.

2. Самостоятельность или стыдливость.

3. Собственное мнение против чувства вины.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности.

5. Идентичность против смешения ролей

6. Социализация против одиночества.

7. Генеративность против стагнации.

8. Состоятельность против разочарования.

6. Роль игры в развитии личности ребёнка (на примере игр Питера, Энн и др.)

Энн. Девочка 4-х лет. На приеме у Эриксона Энн вела себя подобающе ребенку младше ее возраста. И постоянно сосала большой палец. Она пришла с проблемой опорожнения кишечника ночью в кровати.

Эриксон не вел никакого диалога с Энн. Он пустил в ход игротерапию.

Они играли в кубики. Девочка построила из кубиков дом идентичный своему. Тут происходит такое событие: Энн отшвыривает ногой куклу-женщину, шумно захлопывает дверь ванной и спешит к полке с игрушками, чтобы взять три блестящих машинки и поставить их в гараж около мужчины.

Энн ответила, что ей очень не хочется, чтобы игрушечная девочка отдавала матери даже то, что и так принадлежит, но она страстно желает дать отцу гораздо больше, чем тот мог бы попросить. После этого Энн выбегает с карандашами в комнату ожидания, к маме и отдает той карандаши.

Это поведение говорит о том, что девочка не может справиться с тем, чтобы давать без возврата. Девочка любит отца, а мать ненавидит.

Питер. Длительный запор. Как-то Эрик Эриксон обедал с его семьей за солом и мальчик за едой проронил слова: «Я хочу, чтобы у меня было был слоненок прямо здесь, он бы рос-рос и разорвал бы дом.» и т.п. Питер думал, что у него в живое находится что-то очень ценное и если он это выпусти, то либо сломает, либо убьёт это «что-то», поэтому задерживал в себе биоотходы.

Проблемой фантазий мальчика, оказалась его няня, которая после ухода написала Письмо и изложила в нем то, что Питер подрос, а она любит нянчится с «малышами». Для устранения фантазий мальчика психотерапевт на рисунке изобразил Питеру, как появляются малыши на свет на самом деле. После этого у Питера все прошло, он преодолел кризис.

7. Этнопсихологические исследования особенностей воспитания детей (на примере племён сиу и юрок)

Э. Эриксон решил рассмотреть особенности детей растущих в общинах. Он изучил как проходи детство у разных детей из разных племен.

Сиу.

В племени Сиу детей насильно не отрывали от груди, кормили до тех пор, пока ребенок не начинал кусаться, кстати, обычно считалось, что молозиво (первое водянистое выделение молочных желез) ядовито для новорожденного, поэтому и грудь ему не давали до тех пор, пока не появлялась надежная струя настоящего молока.

Они считали, что первым ребенок не должен пробовать эту застоявшуюся белую субстанцию. Они собирали лучшие ягоды и травы, какие только есть в прерии, и выжатый из них сок наливали в бизоний пузырь, приспособленный под детский рожок, напоминающий по форме материнскую грудь.

Женщина, по общему мнению бывшая «хорошей женщиной», пальцем стимулировала рот новорожденного, а затем кормила его этим соком. Тем временем, пожилые женщины, которые в своих снах получили приказ выполнять такие функции, отсасывали водянистое молоко из груди роженицы, а саму грудь стимулировали продуктивно работать.

По словам индейцев, старшего сына выкармливали дольше всех, тогда как средний период выкармливания ребенка составлял три года. Крик ребенка, который просил «грудь» индейцы выдавали за становление ребенка как охотника.

Племя добивалось того, чтобы ребенок вырос хорошим охотником поэтому, чтобы научить ребенка забирать желаемое, в них воспитывали щедрость и способность отдать другим нечто такое, без чего те не могли обойтись.

В возрасте 5 лет мальчиков отдавали более взрослым ребятам, для обучения их навыкам охоты, а девочки оставались с матерями для женской работы.

Детей не наказывали и не били, их наказывали «стыдом» из-за этого дети чувствуют себя в безопасности, как считали они.

Эриксон пришел к выводу, что у индейцев племени сиу не так сильно распространены неврозы и интеллект выше.

Юрок.

После рождения ребенка лишали кормления грудью на 10 дней и кормили ореховым супом из маленькой скорлупки.

Кормление грудью происходит очень часто. Юрок отнимаю малышней от груди в 6 месяцев или по мере появления зубов.

В племени юрок детей туго пеленали, чтобы лишить их свободы, рано приучали к порядку. Мальчиков ограничивают в общении с матерью, так как это не гласит их традициям.

Поэтому дети Юрок вырастают с недоверием к миру и окружающим и замкнутые.

7. Роль общества в развитии личности

Психологический мораторий — это период времени между подростковым периодом и взрослостью. Когда человек выбирает свои ценности и приоритеты, чтобы стремиться к целостности.

Выводы

Источник: https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a3bd69a4c53b88521316d36_0.html

8 стадий развития личности по Эриксону

сколько этапов психосоциального развития выделил э эриксон

Стадии развития личности в процессе социализации по Эриксону подразумевают зарождение разных личностных качеств на протяжении всей жизни, начиная с раннего младенчества и заканчивая глубокой старостью. В статье мы рассмотрим восемь стадий созревания личности, а так же узнаем, какие опасности они в себе несут.
Создателем теории стадий психосоциального развития является немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон. Именно по его теории работают многие современные психоаналитики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое стереотипы в обществе

В своих учениях Эриксон выделил сразу восемь важных стадий развития личности, на каждой из которых основной упор идёт на раскрытие собственного “Я”. Эрик ставит значимость людского Эго на первый план, отталкиваясь от него и развивая свою теорию.

Стадии развития личности в процессе социализации

Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.

И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.

Стадии развития личности по Эриксону

Если рассматривать более подробно каждую стадию развития личности по Эриксону, то легко заметить стоящий на каждом этапе взросления конфликт, разрешение которого позволяет особи перейти на новую ступень.
1.

Младенчество;
2. Раннее детство;
3. Дошкольный возраст (возраст игры);
4. Школьный возраст;
5. Юность;
6. Молодость;
7.

Зрелость;
8. Старость.

Младенчество

Данная стадия определяется с самого рождения ребенка до достижения одного года. На протяжении этого времени важно привить малышу чувство полного доверия, которое станет залогом его психического здоровья и личностного формирования.

На этом этапе ориентиром доверия будет выступать мать ребенка, с которой он находится на протяжении всего времени. Здесь важно показать вашему чаду, что он находится в безопасности, и вы его не бросите. Именно в этот период зарождается узнавание “своих” и “чужих”.

При правильном воспитании чувства доверия у малыша, он не будет закатывать истерики, плакать и переживать при кратковременно отсутствии материи, так как будет подсознательно уверен в её возвращении.

Раннее детство

Ступень раннего детства определяется с одного года до трёх. На данном этапе происходит формирование воли, поэтому родителям важно обучить своё чадо минимальным навыкам самостоятельности: проситься в туалет или самому ходить на горшок, самостоятельно кушать уже приготовленную еду, умываться и одеваться.

Здесь важно не перегнуть палку с чрезмерной опекой. Малышу необходимо научиться самодисциплине или же самоконтролю. Для этого придётся дать не много свободы своему ребёнку, но, конечно же, в рамках дозволенного.
В период раннего детства можно часто услышать такие фразы, как “Я сам”, “Я могу” и “Я умею”. При правильном разрешении конфликта такой стадии, личность усваивает себе понятия воли и контроля над собой.

Дошкольный возраст

“Возраст игры” базируется с трёх до шести лет. В него входит яркий конфликт чувства вины и инициативности. Такой возраст подразумевает в себе познание человеческих взаимоотношений, приобщение к трудовой деятельности, подражания и самоидентификации.

На этом этапе особа задаётся вопросом: “Кто я?” и “Кем я буду?”. Возраст подразумевает посещение детского сада и контакты со сверстниками. Также эта стадия подразумевает пробу индивидуума в трудовой сфере в форме игры или представления. Поощрение инициативности станет наиболее удачным решение конфликта.

Школьный возраст

В период с шести до двенадцати лет происходит переход дитя в новую для него сферу – школу, а также познание ответственности и трудолюбия. Ребёнок обучается самостоятельному труду, систематичности и получает награду или поощрение за свои положительные заслуги.

Также на данной ступени жизни важно привить трудолюбие, так как в дальнейшем это станет ориентиром для самосовершенствования личности. Такое качество можно помочь усвоить путём поощрения трудов школьника, помощи в рукоделии и заряде вдохновения в творчестве.

Опасность такой стадии заключается в том, что вместо похвалы особа может получить обвинения в баловстве или же не получить должной поддержки, в таком случае у школьника разовьётся чувство неполноценности и не уверенности в себе. В таком случае, его ответ на вопрос: “Способен ли я?” окажется отрицательным, что негативно отразиться на дальнейшем его развитии.

Юность

Юность – самая неординарная и опасная стадия развития личности по Эриксону. Приходится она на подростковый этап с двенадцати до двадцати лет. Бушующие гормоны и нравы подростка подталкивают его бросить вызов своим близким, да и всему обществу в целом.

Подросток познаёт новые роли в социуме, пробуя себя в них и сталкиваясь с различными не знакомыми требованиями. На плечи юных персон ложится большая ответственность в выборе направления для собственного будущего. В это время стоит провести полный анализ своих навыков, талантов и уже полученных знаний, для того, чтобы определить по какому пути стоит развиваться в дальнейшем.

Сложен этот возраст ещё и тем, что в организме юных особ происходят как физиологические перестроения, так и психологические. Из-за всех этих перемен, подросток вынужден принять на себя большой груз ответственности в самоопределении и завоевании статуса в обществе.

Опасность заключается в наивном поведении подростков, так как они начинают мыслить стереотипами и идеалами своей возрастной группы. Поддаваясь влиянию окружающих, они становятся более зависимыми от их мнения.

Юность является переходом от детства к взрослому существованию. И именно в это время выходом из кризисной ситуации станет увеличение уверенности в себе, подчинение общественным устоям и нравам. Не принятие порядков, установленных обществом, приводит к разочарованию и неопределенности. Не способность совершить выбор и не видение своего будущего приводят к тому, что подросток замыкается в себе, чувствует вину и бесцельность.

Молодость

С двадцати до двадцати пяти лет начинается формальное знакомство с взрослой жизнью. То есть, происходит вступление в брак, ведение собственного быта, получения профессии, а так же первая интимная близость, являющаяся доказательством взаимности отношений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое эффект ореола

Вовлечённость в любовные отношения подразумевает в себя прохождение всех предыдущих стадий развития личности по Эриксону:

  • Без привитого чувства доверия человек сам не сможет никому довериться.
  • Уверенность в себе важна для того, чтобы не бояться подпустить других к себе.
  • Безвольной и замкнутой особе будет сложно позволить себе эмоциональную близость с кем-либо.
  • Отсутствие любви к труду приведёт к пассивным отношениям с партнёром, а непонимание собственного предназначения к внутреннему разладу.

Совершенная близость возможна лишь тогда, когда партнёр способен на доверительные отношения. Беспрекословное доверие между партнёрами означает правильное развитие на этапе молодости.

Решением кризиса на данной стадии станет любовь. Она поможет познать чувство доверия и близости, что приведёт к совершенным отношениям между партнёрами. Опасностью будет являться избегание опыта сближения с кем-либо, либо беспорядочные контакты. Всё это приведёт к глубокому одиночеству и саморазрушению.

Зрелость

На жизненном пути с двадцати шести до шестидесяти четырёх лет наступает зрелость. В этот момент наступает острая необходимость творческой самореализации. Собственное “Я” проявляется в чрезмерной отдаче себя семье, работе, обществу.

Когда дети достигли подросткового возраста, а жизненное предназначение найдено, как и постоянная работа, то возникает ярко выраженный интерес к общечеловеческим ценностям и окружающему миру. Здесь настигают мысли о будущих поколениях, о своём наследии.

Осуществляется навязчивая забота о подростках, помощь в их становлении и созревании.

Проблемой этого этапа выступает не желание отпускать детей во взрослую жизнь, сверхконтроль. Некоторые наоборот начинают уделять всё свободное время себе, интересам и увлечениям, начинают сосредотачиваться на том, что нравится им. Если же жизнь в этом возрасте стала бесцельной, то здесь встаёт вопрос о кризисе среднего возраста.

Старость

Начало старости приходится на шестьдесят – шестьдесят пять лет. С её наступлением возникает внутренний конфликт цели и бесцельного существования. Так как на последней стадии полное здоровое психосоциальное созревание завершается, то наступает либо принятие себя таким, какой ты есть, либо отторжение. Основные трудности и решения закончились, теперь приходит осознание мудрости и полноценной зрелости.

Неприятностью такого этапа становятся непрерывные сожаления о том, что мы не успели сделать, появляется страх скорой смерти и ощущение безнадежности и конца. Наилучшим решением станет осознание судьбы и её принятие.

Источник: https://salid.ru/stati/stadii-razvitiya-lichnosti-po-ehriksonu-8-stupenej

8 стадий развития личности от рождения до смерти (Э.Эриксон)

сколько этапов психосоциального развития выделил э эриксон

Эрик Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря,  целостность  личности. Формирование эго-идентичности  продолжается на  протяжении  всей  жизни человека  и  проходит  ряд  стадий. Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

ВозрастНазвание стадии
0-1 Доверие или недоверие
2 — 3 Самостоятельность или нерешительность
4 — 5 Предприимчивость или чувство вины
6 — 11 Умелость или неполноценность
12 — 20 Идентификация личности или спутанность ролей
20 — 25 Ранняя зрелость. Интимность или изоляция
26 — 64 Средняя зрелость. Продуктивность или инертность
От 65 лет Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

1. Доверие или недоверие

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир. На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путьНегативный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.
Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».
В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера  и т.д.
Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.

2. Самостоятельность или нерешительность

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путьНегативный путь
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.
Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.
«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».
Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.
Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения,  малой общительности, постоянной  настороженности.
«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

Источник: http://chudo-chudo.ru/detki/biblioteka/stati/8_stadii_razvitija_lichnosti_ot_rozhdenija_do_smerti_ehehrikson/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Что сделать чтобы девушка влюбилась в меня

Закрыть