Виды психологии как науки

Отрасли психологии

виды психологии как науки

Современные отрасли психологии разделяются на фундаментальные (общая психология, психология личности, дифференциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, специальная психология, зоопсихология, сравнительная психология) и прикладные (психология труда, педагогическая психология, клиническая психология, юридическая психология, экономическая психология, политическая психология, психология религии, психология спорта).

Основные задачи психологии

Выражение задач науки является делом непростым и кропотливым, так как существуют задачи общие и частные, теоретические и практические, широкие и узкие и т.д. Основная задача психологии — это изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Кроме нее психология решает ряд и других задач:

  • Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания. Однако факты сами по себе науку не делают. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются сначала менее важными, но со временем, по мере накопления требуют упорядочивания и истолкования.
  • Из знания фактов вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных связей. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, при условии, что наукой доказаны меры воздействия на это событие.
  • Далее выделяемой задачей становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм, следовательно, понять, смоделировать теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция. Применительно к психологии задача выявления механизмов является довольно сложной. Например, можно говорить о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют непосредственно психологические закономерности памяти.
  • Завершающей задачей является практическое использование, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. Но при этом поднимается большое количество сопутствующих этому проблем: социальных, экономических, методических, организационных. Помимо того, психолог соприкасается с проблемными аспектами, такими как: моральный, этический, нравственный. Допустим, что ученый доказал свое умение сформировать то или иное психологическое качество, считавшееся ранее невозможным. Однако, какая уверенность в том, что такое формирование надо производить у всех? Ведь реальная безвредность, значимость вмешательства далеко не всегда научно обоснованы.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой.

Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями.

В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно чтобы стать психологом

Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/osnovnye-zadachi-psihologii.html

Кафедра психологии и педагогики

виды психологии как науки

Положение о кафедре психологии и педагогики СОСТАВ КАФЕДРЫ

Кафедра психологии и педагогики основана в 2003 г. В настоящее время на кафедре работают 13 преподавателей (4 профессора и доктора педагогических наук, 4 доцента и кандидатов психологических, педагогических и юридических наук, 1 кандидат социологических наук, старший преподаватель и 4 ассистента). 

Бакалавров по направлениям подготовки:

37.03.01. Психология (профиль – Практическая психология управления и психологическое консультирование)
Вступительные испытания: 
— Биология 
— Русский язык 
— Обществознание 

Магистров по направлениям подготовки:

37.04.01. Психология (профиль – Практическая психология и психологическое консультирование)
Вступительные испытания: Междисциплинарный экзамен «Психология».

Сферы возможного трудоустройства выпускников направления подготовки «Психология»:
-в государственных и коммерческих организациях (специалист отдела PR и рекламы, HR-менеджер, психолог по работе с персоналом, бизнес-тренер, специалист executive search, специалист headhunting);
-в центрах социально-психологической помощи и реабилитации, социальной защиты населения (психолог);
-в высших и средних профессиональных учебных заведениях (преподаватель психологии, научный сотрудник);
-в школах, детских садах, центрах раннего развития ребенка, спортивных школах, фитнес-центрах (психолог, медиатор, спортивный психолог)
-в силовых структурах (психолог, судебный психолог-эксперт);
-в медицинских учреждениях, курортном сервисе  (психолог, специалист медико-психологической экспертизы, арт-терапевт);
-частная практика (психолог – консультант, бизнес-тренер, коуч, психолог-сексолог, зоопсихолог).

Научно-педагогических кадров по направлениям подготовки:

 37.06.01 Психологические науки:
 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии
 19.00.05 –Социальная психология
44.06.01 Образование и педагогические науки
13.00.08 –Теория и методика профессионального образования

Миссия кафедры

Подготовка компетентных специалистов-психологов, способных решать комплексные задачи в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

 Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3+) по направлениям подготовки бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации «Психология», «Образование и педагогические науки».

Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс по всем психологическим и педагогическим дисциплинам, осуществляет руководство учебной и производственной практиками (научно-исследовательская, преддипломная) и выпускными квалификационными работами.

 Подготовка научно-педагогических кадров для российских и зарубежных вузов и других учреждений ведется под руководством ведущих профессоров кафедры: член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В. В. Серикова, доктора педагогических наук, профессора Н. М. Борытко, доктора педагогических наук, профессора И. В.

Власюк, доктора психологических наук, профессора И.В. Черемисовой, доктора психологических наук, профессора А.Ю. Чернова.

Внеучебная деятельность

Преподаватели кафедры являются кураторами 1 и 2 курса, проводят активную культурно-воспитательную работу со студентами и сотрудничают с их родителями. Главной задачей кафедры является подготовка специалистов с высшим образованием, вооруженных глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками. Кроме того, сотрудниками кафедры (ст. преподаватель, психолог Т. С.

Тимофеева, психолог А А. Тукузова) осуществляется психологическое консультирование в рамках деятельности лаборатории общей и экспериментальной психологии.

При кафедре работает психологический клуб «Мой Старт» — образовательный проект, целью которого является психологическое просвещение и профессиональная ориентация школьников и студентов, а также повышение их психологической культуры.

Научная деятельность

На кафедре работают высококвалифицированные специалисты в области психологических и педагогических наук.
Основные научные направления, разрабатываемые преподавателями кафедры:
— Методология педагогического исследования.
— Гуманитаризация современного образования.
— Теория и практика личностно-ориентированного образования.

— Теория и практика профессионального воспитания.
— Человек в современной социальной ситуации.
-Психологическое содержание и структура профессиональной идентичности.
— Проблемы современной социальной психологии.
— Психология креативности.
— Юридическая психология.
— Социально-педагогическое проектирование программ семейной политики.

— Мотивация системы физкультурно-оздоровительной деятельности молодежи.

Источник: https://volsu.ru/struct/institutes/iimost/psychology/

Современная психология: коучинг, психоанализ, НЛП, психодрама

виды психологии как науки

Статьи по психологии Современная психология

Для начала следует внести ясность в значения терминов – психолог и психология.

Когда клиент впервые приходит на консультацию к современному психологу, он даже не подозревает, что в сформировавшемся мире психологии, нет единого психологического знания, но есть множество направлений с выработанными с годами стандартами психологической работы.

Проблема заключается в том, что психолог физически не может правильно работать пользуясь психологическим знанием сразу нескольких современных психологических школ, а так же сформируется конфликтность приоритетов при применении методов практической психологии, для достижения успеха с клиентом.

Психоанализ

Раздел современной психологии, который был основан благодаря З.Фрейду. Суть данного направления заключается в динамике либидо, а точнее в его исследовании.

Но стоит заметить, по Фрейду, либидо является общим проявлением психической энергетики, которая выражает потенциал любых возможностей человека для получения наслаждения (работа, творчество, спорт, эстетика или секс).

Суть данного направления современной психологии заключается в «извлечении», скрытых в области бессознательного за счет методов психической защиты, негативно влияющих на человека воспоминаний, произошедших в детстве (период когда у человека закладываются определенные стереотипы сексуального поведения). Работа психолога заключается в способствовании достижения клиентом катарсиса.

Гештальтпсихология

Основой гештальтпсихологии в структуре современной психологии являются первичные данные психики — целостная структурированная информация (гештальты), существующие как системы.

Основной проблемой гештальтпсихотерапевты считают следствие: человек видит то, что он хочет видеть и совершенно не замечает окружающих факторов. Основа большинства психических проблем в гештальтпсихологии — это неудовлетворение потребностей человека, которое в итоге приводит к ущербному образу его жизни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Корыстный человек это какой

Задача психотерапевта заключается в том, чтобы клиент распознал свою сложившуюся потребность и научить его содействовать с ней.

Юнгианский анализ

Раздел современной психологии основанный последователем З.Фрейда психологом Карлом Юнгом. Основное различие — это введение понятия коллективного бессознательного (считается подразделом коллективного разума). Человек не создает нового продукта, а лишь использует и перерабатывает в своих целях коллективное знание. Современный юнгианский психоаналитик должен уметь обрабатывать все изменения коллективного мнения и его влияния в своей практике.

Психодрама

Это вид групповой психотерапии сформированный психологом Л.Морено. Психолог проводит воспроизведение модели поведения клиента непосредственно в социальном окружении. В современной психологии психодрама используется как групповой, так и индивидуальный вид психотерапии.

Логотерапия

Концепция данного направления основана на том, что личность не способна адекватно развиваться не осознав смысл своего существования (жизни). Данное негативное влияние называется экзистенциальная фрустрация (застой жизненного развития человека). Задача психотерапевта заключается в оказании помощи приобретения необходимого клиенту смысла жизни.

Гуманистическая психология

Гуманистической психологией именуют направление в западной (чаще это, конечно, в американской) психологии, которое признает своим главным принципом личность как целостную уникальную систему. Собой она представляет некую «открытую возможность» самоактуализации, которая  присуще только человеку.

В этом направлении основными предметами анализа являются ответственность, любовь, свобода, высшие ценности, автономия, межличностное общение, а также психическое здоровье. В качестве самостоятельного течения эта психология выделилась еще в начале шестидесятых годов двадцатого века.

Она доказывает, что люди, являясь объектом исследований, должны быть изучены как субъект активный, который может оценивать какую-либо ситуацию и может выбирать требуемый способ поведения. Также это течение характеризует себя против построения психологии, используя образец естественных наук.

Гуманистическая педагогика и некоторые направления психотерапии строятся как-раз-таки на основе гуманистической психологии. В работе психолога или психотерапевта  лечебными факторами признаются поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, безусловное принятие клиента, подлинность, а также стимулирование осуществления выбора и принятия решений.

Так же гуманистическая психология это вклад в современную психологию, согласно которому человек с детства наделен непреодолимым желанием к самореализации и самоактуализации. Основателями данного направления психологии являются философы К.Роджерс, А.Маслоу и др. Особое внимание придается внутренним переживания человека и именно на них строится консультация у современного гуманистического психолога.

Когнитивная психология

Направление, которое изучает процессы познания, работу памяти человека и роль обучения в мотивации и поведении. За основу метода принят факт, что постижение (составление в течение жизни картины мира) представляет собой основной детерминант происхождение каких либо эмоций, которые в свой черед выявляют смысл целостной картины поведения.

При этом формирование нарушений психики объясняется неправильно построенным описанием своей личности. В связи с этим психолог ставит перед клиентом цель осознать, что именно применяемые им регулярно суждения обуславливают его негативно сказывающееся психическое состояние, и помогает обучиться адекватным приемам познания, отработав их на практике.

Экзистенциальная психология

Как область современной психологии акцентирует внимание на первичной структуре жизни человека и связанной с его первичными потребностями существования блокирование которых сказывается на психическом состоянии человека (депрессия, стресс или тревожность). Экзистенциальный психолог ставит перед собой первоначальной задачей восстановление изначального психического состояния клиента.

Трансперсональная психология

Сформирована и развита С.Гроффом. В современной психологии трансперсональная, впервые приступила к открытому масштабному исследованию психологии человека, учитывая внутриутробный период жизни, а так же предшествующий ментальный (духовный) цикл существования.

Психологическая терапия проводится методами, которые раньше были недопустимы в науке: медитативный транс, холотропное дыхание и многие другие паранормальные методы.

Трансперсональные методы актуальны в лечении наркомании, алкоголизма, предрасположенностей к суициду, неврозов, психозов, а так же в тренингах личностного роста.

Коучинг

Сформирован на основе объединения наук психологии, спорта, менеджмента и философии. Коучинг – тренинг достижения высокой эффективности с быстрой адаптацией к изменению условий. Методология коучинга формируется на раскрытии существующего изначально внутреннего потенциала человека за счет психологического направленного взаимодействия коуча и его клиента.

Нлп (нейролингвистическое программирование)

Одно из самых молодых практических направлений современной психологии. Основатели НЛП лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Основу школы НЛП представляет собой огромный набор техник, для достижения конкретно поставленных целей, проектируемых на основе достижения данных целей другими уже успешными людьми.

Проблема данной техники заключается в регулярных несостыковках изменений реальности с применением техник. Некоторые вариации достижения цели недостижимы в связи с изменением обстоятельств, но НЛП строится строго по плану не используя модернизацию в своих системах.

Современные техники позволяют моделировать личность, а не накладывать образы успешных людей, что полностью убирает проблему не состыковок.

Источник: http://1vc0.ru/sovremennya-psihologiya

Описание главных разделов и отраслей психологии

Современная психология отличается многоотраслевым характером. Психологические направления можно разделить на:

  • общую психологию, которая изучает вопросы универсальных закономерностей функционирования психики;
  • специальные направления психологии.

Замечание 1

Важно отметить, что фундаментальные специальные направления психологии занимаются определенными аспектами психики. Речь идет о нейропсихологии, дифференциальной психологии, социальной психологии и др. Область работы междисциплинарных специальных направлений разворачивается в исследованиях в областях психологического знания и других наук. Речь идет о психофизиологии, психолингвистике, психогенетике.

Существует четыре ключевых раздела общей психологии:

  • общетеоретическая психология, которая занимается вопросами возникновения и эволюционного развития психики, отличия психики человека от психики животного, культуры и психики, материального субстрата функционирования психики;
  • психология познавательных процессов, которая содержит в себе психологию восприятий и ощущений, психологию памяти, психологию речи и мышления;
  • психология регулятивных процессов, в которую входят психология мотивации и эмоций, психология воли, психология внимания;
  • психология личности.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Eq что это такое

Применение теоретического аппарата общей психологии и использование в качестве основы ключевых закономерностей функционирования психики, которые сформулированы в ее рамках, свойственно для фундаментальной специальной отрасли психологии и междисциплинарных специальных отраслей психологии. Знания, которые были накоплены общей и психологией и изученные через призму проблематики фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных направлений, применяются в практике в прикладных направлениях психологии.

Замечание 2

Важно отметить, что последние служат источником новых фактов и проблем, стимулирующих приращение фундаментального знания, для общей психологии.

Развитие прикладных отраслей психологии возможно благодаря работы психологов-практиков в определенных направлениях деятельности. Это может быть подбор персонала, имиджмейкерство, консультирование, реклама, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.

Таким образом, прикладной психолог (психотерапевт) пользуется в своей практике общими знаниями о познавательных процессах (это непосредственно уровень общей психологии), сведениями из патопсихологии аномального поведения (речь идет об уровне фундаментального специального направления психологии) и психофармакологией (подразумевается уровень междисциплинарного специального направления психологии).

В отрасли психологической науки в основном формируются и быстро развиваются прикладные направления, относящиеся к максимально значимым областям жизни и сферам предметной деятельности людей.

Каждый год общество все более нуждается в квалифицированных прикладных психологах, и определенные направления теоретических знаний начинают быть более разнообразными.

Одна из задач профессиональной деятельности психологов – популяризация научных психологических знаний, рост психологической культуры населения.

Рассмотрим в виде схемы взаимодействие разных направлений психологической науки:

Рисунок 1. Взаимодействие направлений психологической науки

Фундаментальные специальные отрасли психологии: особенности, проблемы

При классификации направлений фундаментальных специальных отраслей психологии учитывается анализ конкретных сторон, отвечающих за функционирование и развитие психики:

  • нейропсихология, которая является отраслью психологии, направленной на изучение мозговых механизмов осуществления высших психических функций на основе материала локальных поражений головного мозга;
  • в основе изучения патопсихологии лежат изменения психической деятельности во время патологических состояний, которые были вызваны соматическими или психическими болезнями;
  • возрастной психологии свойственно изучение вопросов закономерностей и специфики психического развития во время онтогенеза человека, в период от рождения до смерти. Среди ее разделов выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию зрелости, геронтологию;
  • дифференциальная психология является отраслью психологии, которая изучает ряд индивидуальных различий в психической деятельности;
  • под социальной психологией понимается отрасль, которая изучает закономерности общения, деятельности и поведения людей, которые обусловлены их включением в разные социальные процессы и общности;
  • психосемантикой является направление в психологии, которое изучает генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений;
  • под зоопсихологией понимается направление психологии, которая занимается вопросами эволюции и закономерностей функционирования психики животных;
  • этнопсихология занимается изучением особенностей психики у представителей разных этнических групп.

Междисциплинарные специальные отрасли психологии

Среди междисциплинарных специальных направлений психологии выделяют:

  • психофармакологию, под которой понимается направление в психологии, которое возникло на стыке психологии и фармакологии. Психофармакология занимается изучением воздействия на психику фармакологических средств. Особое место отводится психотропным препаратам;
  • под психолингвистикой понимается направление в психологии, которое сформировалось на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика занимается вопросами обусловленности процессов мышления и речи структурой языка;
  • психофизиология является направлением междисциплинарных исследований, появившееся на стыке нейрофизиологии и психологии, которое направлено на изучение вопросов психики в общности с ее нейрофизиологическими субстратами;
  • под психогенетикой понимается область психологии, которая граничит с генетикой, основная задача которой заключается в определении роли генотипа (наследственности) во время создания индивидуальных психологических особенностей;
  • психосоматика является направлением в психологии, которое появилось на пересечение медицины, занимающейся изучением вопросов воздействия психологических аспектов на появление и течение болезней;
  • под исторической психологией понимается направление в психологии, задачей которого является реконструкция психики людей, которые жили в предшествующие эпохи. При этом используются знания из сферы культурологии, истории и этнографии.

Прикладные направления психологии

Среди прикладных направлений психологии выделяют следующие отрасли:

  • психология спорта, которая представляет собой направление в психологии, которое занимается изучением ряда закономерностей функционирования психики человека во время его спортивной деятельности;
  • под психологией рекламы понимается механизм влияния рекламных сообщений на поведение и психику потребителя;
  • космическая психология является изучением вопросов закономерностей и явлений психической жизнедеятельности людей во время осуществления и подготовки космических полетов;
  • юридическая психология является направлением в психологии, занимающимся явлениями и закономерностями психической жизни человека, которые связаны с использованием правовых норм и работой в правовой деятельности;
  • медицинская психология занимается вопросами закономерностей и явлений психической жизни человека, которая связана с использованием медицинских манипуляций и нахождением в медицинских учреждениях;
  • педагогическая психология заключается в изучении закономерностей усвоения человеком социального опыта во время учебно-воспитательной работы.

Современная психология развивается с каждым днем, открывает для себя новые направления профессиональной реализации. В связи с этим формируются новые направления прикладной психологии. В последнее время мир открыл для себя психологию массовых коммуникаций, психологию виртуальной реальности, политическую психологию и многие другие направления.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/harakteristika-osnovnyh-razdelov-psihologii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Что не любят женщины

Закрыть