Юнга кто это такой

Александр Кан Программа «Пятый этаж», Русская служба Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Recorded Picture Company Image caption Об общих интересах Фрейда и Юнга многие забывают

В центре нового фильма «Опасный метод» (A Dangerous Method) — первые годы психоанализа, история дружбы, а затем разлада знаменитого основателя концепции Зигмунда Фрейда с его сначала последователем и другом, а затем оппонентом Карлом Густавом Юнгом.

В их отношения вовлечена и молодая Сабина Шпильрейн, поначалу пациентка Юнга, затем его помощница и любовница, а еще позже — дипломированный психиатр и немаловажная фигура в истории психоанализа.

В основе фильма — пьеса «Исцеление словом» драматурга Кристофера Хэмптона. Он же и автор сценария «Опасного метода». Пьесу Хэмптон, в свою очередь, написал на основе книги-исследования «Очень опасный метод» американского писателя Джона Керра. Поставил фильм известный канадский режиссер Дэвид Кроненберг.

«Как и Фрейда, меня занимает физическая реальность человеческого тела, — признается Кроненберг. — Фрейд настаивал на этой реальности во времена, когда большая часть людей ее отрицала, когда гениталии, экскременты, сексуальное возбуждение и влечение были запретными темами, их само существование как бы не признавалось».

«Фрейд же показал, насколько огромное влияние все это имеет на жизнь каждого конкретного человека и, соответственно, всего общества», — добавляет режиссер.

Сцены и диалоги

Как и Фрейда, меня занимает физическая реальность человеческого тела. Фрейд настаивал на этой реальности во времена, когда большая часть людей ее отрицала, когда гениталии, экскременты, сексуальное возбуждение и влечение были запретными темами, их само существование как бы не признавалосьДэвид Кроненберг, режиссер

Физическая реальность человеческого тела, наверное, главная тема практически всех фильмов 68-летнего режиссера. Достаточно вспомнить «Муху» — о постепенном превращении ученого в гигантское насекомое.

В другом его фильме, «Автокатастрофа», речь идет о группе людей, для которых автомобиль — объект и неизбежный спутник сексуального влечения. А его экранизация знаменитого романа Уильяма Берроуза «Голый завтрак» описывает психоделические галлюцинации одержимого героином писателя.

Новый фильм обошелся без шокирующих трансформаций и галлюцинаций. И хотя в нем есть несколько рискованных — даже по сегодняшним меркам — сцен, главное его содержание — бесконечные диалоги между тремя основными героями фильмами.

Фильм начинается с душераздирающей сцены дикой истерики – 18-летнюю Сабину Шпильрейн, дочь преуспевающего еврейского промышленника из России, привозят на лечение в швейцарскую клинику Юнга. Ему с помощью разработанного Фрейдом метода психоанализа удается излечить молодую женщину, и этот успех становится поводом для знакомства двух ученых.

Тема профессионального и духовного родства и даже дружбы Фрейда и Юнга, по мнению исполнителя роли Фрейда Вигго Мортенсена, — главная в фильме.

«Сейчас об этом часто забывают, в обоих лагерях предпочитают делать упор на различия между ними. На самом деле, в идеях их было много общего. Фрейд был старше Юнга, он был уже известным ученым, пионером психоанализа, и Юнг специально поехал в Вену, чтобы с ним познакомиться. Здесь был и интеллектуальный интерес, и желание подкрепить собственную репутацию», — рассказал актер.

Для евреев и не только

«А для Фрейда, — продолжает Вигго Мортенсен, — встреча с Юнгом была как глоток свежего воздуха. В Вене было широко распространено мнение, что эта так называемая новая наука, психоанализ, изобретена венскими евреями-врачами для таких же евреев, как и они сами. И Фрейд понимал, что психоанализу для его всемирного признания очень важно обрести самых разных сторонников других национальностей».

Правообладатель иллюстрации Recorded Picture Company Image caption Героиня Киры Найтли стала причиной знакомства двух ученых

Как отмечает Мортенсен, Юнг (актер Майкл Фассбендер) был не только молод, умен, амбициозен и полон энергии. Он был еще и ариец.

«Так что здесь был взаимный интерес. Практический интерес плюс неподдельное любопытство привели к тесному контакту — не случайно во время первой же встречи они проговорили 13 часов без остановки — а затем к настоящей дружбе», — добавляет актер.

Вигго Мортенсен считает, что расхождения между учеными были не такими уж фундаментальными. Противоположную точку зрения высказывает Виктор Мазин — заведующий кафедрой теоретического психоанализа Восточноевропейского института психоанализа.

«Психоанализ – создание Фрейда, к которому Юнг не имел никакого отношения. У Карла Густава Юнга своя, абсолютно другая теория, называется она аналитическая психология, и эти две теории ни в одном пункте не пересекаются», — отмечает ученый.

«Кроненберг в фильме сумел гениально, образно показать разницу между этими двумя людьми. Юнг все время сидит либо у озера, либо находится в обстановке больницы. Он — ученый и одновременно мистик. Фрейд же – рационалист, и его мы видим гуляющим по регулярным паркам. Для меня очень ценна вот такая кинематографическая, а не словесная передача идеи», — подчеркивает Мазин.

Между Фрейдом и Юнгом

«Играть эту роль было очень непросто, — говорит знаменитая актриса Кира Найтли о своей роли Сабины Шпильрейн. — Ведь видеть депрессию в кино мы все привыкли, а вот истерия с экранов практически исчезла. Ни в коем случае нельзя было выглядеть смешной, и я очень много времени провела, исследуя причины и симптомы этого состояния».

Сабина мечется от Юнга к Фрейду и обратно. Испытывая почтение к обоим теоретикам, она пытается их как бы увязать вместе через Ницше и через ВагнераВиктор Мазин,
Восточноевропейский институт психоанализа

Любовные отношения с Юнгом стали для героини Найтли возможностью высвободить затаенную склонность к мазохизму. Мы видим, как Юнг хлещет ремнем по обнаженным ягодицам стонущую от боли и удовольствия Сабину.

Было бы, однако, упрощением считать, что эти рискованные — даже по сегодняшним меркам — сцены привнесены в фильм исключительно для придания ему так называемой клубнички.

«Она осмысляла отношения между любовью и смертью. В своей работе «Деструкция как причина становления» — о ней речь идет и в фильме — она показывает, что никакой любви без смерти нет.

И проявление этого единства деструкции (или в конечном счете смерти) и любви – мазохизм, что фильм прекрасно и демонстрирует. Сабина мечется от Юнга к Фрейду и обратно.

Испытывая почтение к обоим теоретикам, она пытается их как бы увязать вместе через Ницше и через Вагнера», — рассказывает Виктор Мазин о роли Сабины Шпильрейн в истории психоанализа .

Четвертый полюс

О четвертом важном идеологическом полюсе фильма знают только специалисты. Речь идет еще об одном психоналитике-пациенте (в психоанализе такое единство — распространенное явление) по имени Отто Гросс. Брутального дерзкого Гросса играет замечательный французский актер Венсан Кассель.

«Отто Гросс просто необходим Кроненбергу для того, чтобы показать принципиально иную позицию по отношению к сексуальности, — говорит Виктор Мазин. — Фрейд — любитель высокой культуры и для него сублимация — то есть направление либидо на научный поиск, на творчество — принципиально важна. А Отто Гросс — совершенно другой человек, и в фильме он говорит ключевую фразу: » Я считаю, что ничего вытеснять не надо». Вот такой был человек: анархист, наркоман и сексуальный маньяк».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое правила поведения

Фильм завершается в канун Первой мировой войны, но нам интересно проследить судьбу его героев. В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии, Зигмунд Фрейд, спасаясь от нацистов, бежал из Вены в Лондон, где и умер год спустя.

Карл Юнг — подлинный ариец – наоборот, занимал важные посты в медицинской иерархии Третьего Рейха, для идеологии которого и его мистицизм, и его теории коллективного бессознательного и архетипа пришлись как нельзя кстати.

Проповедник анархизма и свободной любви Отто Гросс ненадолго пережил Первую мировую войну и умер совсем молодым человеком в 1920 году в возрасте 33 лет.

Сабина Шпильрейн возвращается в Советскую Россию, где в то время под патронатом Троцкого активно развивался психоанализ. Психоанализ был поставлен на службу идее создания нового человека, которая реализовывалась в так называемом детском доме-лаборатории «Международная солидарность», где дети самых высокопоставленных родителей — в том числе Василий Сталин — воспитывались без родителей и без пресловутого фрейдистского эдипового комплекса.

С опалой Троцкого в опалу попал и психоанализ. Сабина Шпильрейн вернулась в свой родной Ростов-на-Дону, где как еврейка вместе с двумя дочерьми была расстреляна фашистами в августе 1942 года.

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2012/02/120214_dangerous_method_fifth_floor

Карл Юнг

юнга кто это такой

Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины «интроверсия» и «экстраверсия». Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).

Портрет Карла Юнга

На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.

Детство и юность

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.

Карл Юнг в детстве

В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.

Дом, где вырос Карл Юнг

Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству.

Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой.

Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».

Карл Юнг в молодости

В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии.

Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет.

В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.

Карл Юнг в 1910 году

Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.

Карл Юнг

Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.

Психология

В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.

«Красная книга» Карла Юнга

В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил Зигмунду Фрейду. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.

Карл Юнг

В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.

Иллюстрации к книге Карла Юнга

В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».

Психиатр Карл Юнг

В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления».

В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс.

франков.

С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое воображение в психологии

ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации.

Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».

Карл Юнг в последние годы

В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.

Автобиографическая книга Карла Юнга

В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.

Личная жизнь

С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.

Карл Юнг и жена Эмма

Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.

Семья Карла Юнга

Наличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн.

Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача.

Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн

В 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества. Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.

Карл Юнг и Тони Вольф

Тони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».

Смерть

В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.

Могила Карла Юнга

Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.

Библиография

  • «Архетип и символ»
  • «Воспоминания, размышления, сновидения»
  • «Душа и миф. Шесть архетипов»
  • «Отношения между эго и бессознательным»
  • «Человек и его символы»
  • «Психологические аспекты архетипа матери»
  • «Психология переноса»
  • «Общая точка зрения на психологию и сновидения»
  • «Символы и метаморфозы. Либидо»
  • «Брак как психологическое отношение»
  • «Проблемы души нашего времени»
  • «Психологические типы»
  • «Работы по психиатрии»

Цитаты

  • «Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе»
  • «Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя»
  • «Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма»
  • «Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать»

Источник: https://24smi.org/celebrity/4969-karl-iung.html

Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию Текст

юнга кто это такой

Посвящается Саре и Кристоферу

Murray Stein

Jung's Map of the Soul:

An Introduction

Open Court

Chicago and La Salle, Illinois

Печатается с разрешения Open Court Publishing Company, a division of Carus Publishing Все права защищены. Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается.

Перевод с английского

Ю. Данько (Введение, гл. 3, 8, 9), Д. Залесского (гл. 2, 7), Н. Литвиненко (гл. 7),

А. Некрасовой (гл. 1), К. Слепака (гл. 4), А. Стембовской (гл. 6), М. Щаповой (гл. 5)

Под редакцией

Ю. Данько

Благодарности

Эта книга не увидела бы свет без терпеливой помощи Линн Волтер, выполнившей работу по ее набору и редактуре. Я хочу поблагодарить ее за преданность и неиссякаемый оптимизм. Я хочу также поблагодарить Яну Марлан за ее активную поддержку и одобрительные замечания о моей работе. Те, кто посещал мои лекции на протяжении многих лет, смогут распознать свой вклад во многие детали изложения, которых не было бы в тексте книги, если бы не их вопросы и наблюдения. Всем вам большое спасибо.

Введение

Вы можете осторожно продвигаться вдоль берегов Африки на юг: направляясь же на запад, вы обнаружите там только ужас; это неведомое, не «наше море», а Море Тайн, Mare Ignotum.

Карлос Фуэнтес. Погребенное зеркало

В лето, когда умер Юнг, я готовился к поступлению в колледж. Это было в 1961 году, когда человечество вступало в эру исследования космического пространства и умы были захвачены соревнованием между Америкой и СССР: кто первым из них достигнет поверхности Луны. Все взоры были прикованы к этому великому приключению – покорению космоса.

Впервые в своей истории люди смогли оторваться от terra firma[1] и направлялись в путешествие к звездам. В то время я еще не понимал, что наше столетие в равной мере отмечено прорывом внутрь человека, эпохальным исследованием внутреннего мира, предпринятым Карлом Юнгом в те десятилетия, что предшествовали старту спутников и «Аполлонов».

Значение Юнга для открытия нашего внутреннего космоса можно сравнивать с ролью, которую сыграли Джон Гленн и Нейл Армстронг в исследовании космоса внешнего.

Юнг тихо почил в своем доме неподалеку от Цюриха, в комнате с окнами на запад, на спокойное озеро. К югу оттуда видны Альпы. За день до ухода он попросил сына помочь ему добраться до окна, чтобы бросить последний взгляд на любимые горы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кайдзен что это такое

Всю свою жизнь он исследовал внутренний мир и рассказывал об этих открытиях в своих книгах. В тот год, когда Нейл Армстронг ступил на поверхность Луны, я отправился в Цюрих учиться в Институте Юнга.

И то, чем я хочу поделиться с читателями этой книги, – квинтэссенция моего тридцатилетнего знакомства с юнговской картой души.

Цель этой книги – рассказать об открытиях Юнга, представленных в его трудах. Поначалу прикосновение к Юнгу может показаться чем-то подобным проникновению в «Море Тайн», о котором писал Фуэнтес, имея в виду первопроходцев, отправлявшихся в плавание из Испании через Атлантический океан. Именно такое чувство – восторг, смешанный со страхом, – рождается, когда приближаешься к неведомым берегам.

Я вспоминаю мое первое впечатление от работ Юнга. Я был настолько захвачен открывающимися перспективами, что с некоторым беспокойством обратился за советом к своим университетским профессорам. Я боялся, не слишком ли «это» опасно.

Написанное Юнгом было настолько привлекательно, что, казалось, не могло быть правдой! Вдруг я забудусь, заблужусь, потеряюсь? К моему счастью, учителя дали мне «зеленый свет», и с тех пор я странствую, открывая все новые сокровища.

Собственное путешествие Юнга было гораздо более пугающим. Он действительно не был уверен, найдет ли сокровища или окажется за пределами этого мира, в открытом космосе. Бессознательное на самом деле было Mare Ignotum, когда он впервые погрузился в него. Он был молод, бесстрашен и полон решимости для того, чтобы открывать новое. И он отправился в путь.

Источник: https://www.litres.ru/murrey-stayn/ungovs-9368198/chitat-onlayn/

Ассоциативный тест Юнга «100 слов»

юнга кто это такой

Ассоциативный тест Юнга «100 слов» — это предтеча проективных методик исследования личности.

Определение 1

Тест словесных ассоциаций – это экспериментальный метод, направленный на определение у человека автономных бессознательных комплексов посредством изучения спонтанных психологических ассоциаций и реакций.

Назначение и суть теста

Замечание 1

Ассоциативный тест «100 слов» был разработан в 1904 году молодым врачом из Цюриха Карлом Юнгом.

По мнению Карла Юнга, характер ассоциаций, время реакции и общее поведение испытуемого позволяют выявить его скрытые аффективные комплексы.

В настоящее время некоторые исследователи в области психологии рассматривают данный тест как прием, направленный на изучение установок и интересов личности.

В оригинале тест Карла Юнга представляет собой четыре листа, на каждом из которых сто слов, не связанных между собой.

Суть тестирования заключается в том, что исследователь последовательно зачитывает испытуемому слова, а тот должен на них как можно быстрее отреагировать, посредством своего слова ассоциируемого с прочитанным. Важно, чтобы испытуемый произносил то слово, которое ему пришло первым в голову. Время реакции на каждое слово фиксируется при помощи секундомера.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

После того как слова прочитаны первый раз, время реакции и ответы испытуемого зафиксированы, исследователь читает эти же слова второй раз. Задача испытуемого воспроизвести свои предыдущие ответы. Во время повторных ответов испытуемый может называть не те слова, которые он говорил в первый раз. Это очень важно для исследователя и подлежит обязательной фиксации.

Понятие и виды ассоциаций

В настоящее время ассоциативный тест Карла Юнга «100 слов» адаптировали и применяют в сфере исследования умственных ассоциаций. Первоначально тест показался для данной области исследования примитивным, но вот полученные в ходе него результаты представляют собой довольно интересный материал для интерпретации.

В основе теста, по мнению Карла Юнга, заложено то, что на основании названных испытуемых слов можно сложить общую картину тех комплексов, которые человек тщательно скрывает от других и от себя в том числе. Это понимание имеет ценность для распознавания тех факторов, которые оказывают отрицательное влияние на взаимоотношения человека с окружающими.

Карл Юнг с помощью данного теста пытался также анализировать интроверсию и экстраверсию.

Так экстраверт на прочитанное исследователем слово дает конкретную ассоциацию. В то время как интроверт по своей природе эгоцентричен, соответственно и реакция у него будет чувственная. Задача психолога фиксировать все ответы, а затем по преобладающему количеству определить тип человека. Кроме того, осуществляется анализ каждой ассоциации.

Выделяют следующие виды ассоциаций:

  1. Интеллектуальная – преобладание рациональность и объективности.

    Например: Море – Корабль.

  2. Фантазийная – основана на фантазиях, художественных образах, символах, отсутствие каких-либо логических связей.

    Например: Корабль – Ассоль.

  3. Эмоциональная – представлены чувственной и спонтанной реакцией.

    Например: Корабль – Перемены.

  4. Контролируемая – происходит контролируемое отрицание смысла, зачитываемого психологом слова.

    Например: Корабль – цемент.

Основными индикаторами существующих комплексов, по Карлу Юнгу, являются:

  • длительность времени реакции;
  • забывание слов во время второго прочтения теста.

Дополнительными индикаторами являются:

  • при ассоциации на ключевое слово исследователя, у испытуемого возникает одновременно несколько слов;
  • высказывание не ассоциативного слова, а слова, которое прочитал исследователь;
  • непонимание прочитанного исследователем ключевого слова;
  • произношение редких или странных слов в ответ на прочитанное ключевое;
  • персеверация.

Краткая характеристика теста

Ассоциативный тест Карла Юнга «Сто слов» является простой индивидуальной методикой. Данная методика представляет собой прототип всех последующих методик, имеющих в своей основе ассоциации.

Изначально тест был разработан Э. Крепелиным, проводился в качестве клинической диагностики, используемой для выявления утомления, голода и т.д., посредством ассоциаций. Именно этот тест лег в основу ассоциативного теста Карла Юнга, который его доработал и расширил область применения.

Тест предусматривает словесные ассоциации в качестве клинической тестовой процедуры, для выявления скрытых комплексов. Скрытые комплексы заложены в центрах эмоционального нарушения.

Основной заслугой Карла Юнга является стандартизация метода, разработка порядка его проведения и интерпретация полученных результатов.

Карлом Юнгом был составлен список, состоящий из ста слов, которые подобраны таким образом, что представляют общие эмоциональные проблемы. Идентифицированы три основные эмоциональные нарушения, которые принято называть индикаторами комплекса:

  1. Необычные отклонения при ответе на стимульное слово
  2. Длительное время реакции
  3. Аффект, который проявляется во внешнем поведении испытуемого

Замечание 2

Данные индикаторы до настоящего времени являются актуальными и используются в иных тестах на проверку лжи.

Со временем тест Карла Юнга подвергается модификациям и доработкам, фокус анализа теста смещается на стимульные слова, которые выявляют наибольшее нарушение и поведение тестируемого. Однако данное смещение не оправдывает надежд, возлагаемых на него как на проективную методику.

Еще одной современной модификацией теста являются разработки, проводимые Э. Сииполом, который предлагает не ограничивать испытуемого во времени при ответе на стимульное слово. В этом случае время проведения теста значительно увеличивается, иногда испытуемые и вовсе откладывают ответ. Результаты, полученные в ходе такой диагностики, не являются достоверными, так как они не отражают истинной ассоциации.

Замечание 3

Таким образом, было установлено, что ассоциативный тест, предложенный Карлом Юнгом, не требует доработок или изменений, так как он вполне доказал эффективность и результативность.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/associativnyy_test_yunga_100_slov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Кто такой умный человек

Закрыть