Что такое когнитивное развитие

РЕЗУЛЬТАТЫ

что такое когнитивное развитие

104

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕИССЛЕДОВАНИЯ

СТРУКТУРА СЕМЬИ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Т.А. ДУМИТРАШКУ

Висследованиях, посвященных процессу когнитивного развития детей в семье,рассматриваются, помимо прочих формальных характеристик структуры семьи, ееразмер и порядковый номер рождения ребенка.

Влияние размера семьи заключается втом, что с увеличением числа детей снижается средний уровень ихинтеллектуального развития.

Этот эффект надежно воспроизводится независимо отвозраста детей,их национальнойпринадлежности, типа местности, где они проживают (сельские или городскиерайоны), а также независимо от используемых тестов интеллекта ([1], [3 — 6],[11],[13], [14]).

Вкачестве возможных механизмов влияния размера семьи называются: природный интеллектуальныйпотенциал родителей, который в силу существования отрицательной связифертильности и интеллекта сказывается на интеллекте детей; образованиеродителей как средовая составляющая интеллектуального потенциала, определяющаятип отношения к детям, а также мотивационные и эмоциональные характеристикисемьи; уменьшение воспитательных ресурсовродителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности, снижение качества иколичества речевого общения, изменение родительских установок: они становятсяболее авторитарными, чаще используются телесные наказания, требованиядисциплинированности у них жестче, индивидуализация воспитания — ниже.

Большинствоисследователей считают порядковый номер рождения ребенка самостоятельнымфактором, влияющим на когнитивные характеристики детей.

Эффект очередностирождения заключается в том, что с повышением порядкового номера рождения снижаютсяинтеллектуальные показатели, за исключением последнего ребенка, который частоимеет результаты лучшие, чем у предыдущих детей ([1], [3— 5]. [9], [13], [14]).

Эффект очередности рождения наблюдается в семьях любого размера и зависит отвозраста детей и интервалов между их рождениями. Механизм действия фактора очередностирождения недостаточно изучен, предполагаемые причины — в количественной

105

и качественной спецификеобщения с окружающими каждого ребенка, находящегося в определенной сиблинговойпозиции. В известной в литературе модели интеллектуального развития, названнойавторами [14 — 17] моделью слияния,рассматривается общая интеллектуальная среда семьи, элементом которой являетсяиндивидуальный опыт каждого ее члена, как база и основной регулятор умственногоразвития ребенка в семье.

Согласноэтой модели, интеллектуальная среда семьи, определяющая интеллектуальноеразвитие ребенка, — величина нестабильная, специфичная в каждый конкретныйпромежуток времени, постоянно изменяющаяся в связи с взрослением членов семьи,ее расширением или сокращением.

Поэтому влияние данной среды на процесскогнитивного развития каждого ребенка также специфично.

В связи с этимправомерен вопрос: какие другие характеристики внутрисемейной среды, кроменазванных, изменяют интеллектуальную среду и взаимодействуют с факторомочередности рождения? В проведенном нами исследовании была сделана попытканайти ответ на поставленный вопрос.

Организация исследования

Хотяуказанные феномены структуры семьи рассматривались с различных точек зрения, вбольшинстве случаев речь шла о связях размера семьи и очередности рождения сдругими формальными характеристиками: социоэкономическим статусом семьи,интервалом рождения, возрастом детей, возрастом родителей и др.

В то же времяанализ литературных данных позволяет предположить, что, во-первых,вариативность эффектов размера семьи и очередности рождения может быть вызванаи особенностями психического развития и поведения родителей, влияющими навзаимоотношения в парах «отец — ребенок», «мать — ребенок», а также намеж-сиблинговые отношения [7], [8], [10], [12].

Это определило одну из целейпроведенного экспериментального исследования, которая заключалась в изучениизависимости эффектов размера семьи и очередности рождения от когнитивных иличностных характеристик родителей в семье.

Во-вторых,известный факт ослабления эффектов размера семьи и очередности рождения вовнутрисемейных исследованиях по сравнению с межсемейными определил характервыбора испытуемых, принявших участие в данном исследовании.

В частности, былипредприняты все возможные меры по предупреждению каких-либо эффектов, связанныхс неоднородностью выборки, поскольку именно внутрисемейные исследования в этомплане наиболее уязвимы.

Необходимость тщательного контроля возраста испытуемыхдетей привела нас к выводу, что дети одной и той же семьи должны бытьобследованы в одном и том же возрасте.

Вэкспериментальном исследовании приняло участие 30 многодетных семей,проживающих в городе, имеющих 4 — 5детей, с одинаковыми формальными характеристиками: социоэкономическим статусом(низкий), образованием и типом профессии родителей (рабочие или служащие, сосредним образованием), с приблизительно одинаковым возрастом родителей (всреднем 33,5 года). В экспериментах участвовали родители и двое старших детей ввозрасте 9 — 10 лет с интервалом между рождениями 1 — 2 года. Вторые по порядкурождения дети были обследованы по достижениюимиуказанного возраста.

106

 Объектами исследования были показателиинтеллекта, креативности, образной и вербальной памяти, внимания,импульсивности — рефлективности, интро — экстраверсии; оценивался также стильвоспитания детей в семье. Соответственно указанным показателям использовалисьметодики Д. Векслера, П.

Торренса в адаптации Н. Шумаковой и др., Дж. Флевела вадаптации Н. Искольдского, Б. Бурдона (корректурная проба), Дж. Кагана, Г.Айзенка. Для описания родительского отношения и стиля воспитания детей в семьебыл использован тест-опросник, разработанный А. Варгой.

Всего для каждогоиспытуемого было получено по 29 показателей.

Вкачестве статистического приема для оценки наличия или отсутствия разнообразныхассоциативных связей между показателями развития родителей и детей в указанныхдиадах использовался корреляционный анализ по К. Пирсону. Для полученияконтрольных данных по всем методикам были обследованы 30 взрослых испытуемых и60 детей — единственных в семье, со средним возрастом 9,5 лет.

Проведенноеисследование показало, что по всем исследованным когнитивным характеристикамуровень развития детей из многодетных семей ниже уровня развития единственныхдетей, что позволяет констатировать наличие эффекта размера семьи в исследуемойвыборке [2]. Наиболее заметны различия междудетьми из многодетных семей и единственными детьми в сфере вербального развития(вербального интеллекта, вербальной памяти).

Этот результат согласуется слитературными данными и подтверждает предположение о том, что рост размерасемьи сопряжен со снижением качества общения. Поэтому можно сделать вывод отом, что общий уровень психической зрелости детей из многодетных семей ниже,чем у их сверстников. В частности, заметно их отставание в речевом развитии, вразвитии произвольности, способности к абстракции.

Такой же вывод следует изкорреляционного анализа: разнообразные показатели когнитивного развития уединственных детей коррелируют друг с другом на значимом уровне, что говорит огармоничности их развития; в то же время у детей из многодетных семей отдельныепоказатели когнитивного развития не связаны друг с другом, т.е. наблюдаетсяскорее дисгармония в развитии.

Например, на фоне низко развитой креативности,высокой импульсивности, низкого общего коэффициента интеллекта может бытьсредним или даже выше среднего коэффициент невербального интеллекта.

Изсравнения первенцев и вторых детей в многодетной семье по когнитивнымпоказателям выявилось, что по некоторым параметрам креативности, памяти, импульсивностивторые по порядку рождения дети значимо отличаются в худшую сторону отпервенцев.

По всем остальным показателям также зарегистрировано (хотя инезначительное) преимущественно первенцев, что соответствовало ожиданиям,согласно модели слияния.

Отрицательное действие фактора очередности рождения накогнитивное развития не столь велико, чтобы можно было обнаружить значительныеразличия в интеллекте уже между первыми двумя детьми [14].

Однако корреляционный анализ когнитивныхпоказателей родителей и детей позволяет с большой долей уверенности утверждатьналичие эффекта очередности рождения в изученной выборке. Поскольку в рамках

107

 данной статьине представляется возможным обсудить все полученные результаты, рассмотримподробно лишь некоторые из них. В корреляционном анализе оценивается, помимопрочего, роль половых различий во взаимосвязях, отражающих взаимовлияниеразличных когнитивных характеристик родителей и детей. Для этого, например,пары «мать — первенец» подразделяются на пары «мать — первенец, девочка», «мать— первенец, мальчик» (табл. 1).

Таблица 1

Корреляции междупоказателями интеллекта и креативности у родителей и детей в зависимости отномера рождения и пола ребенка

Интеллект Креативность
Верб. Неверб. Общий Скор. Гибк. Оригин. Разр.
Мать — дочь первая 6,19 0,28 0,38 0,55 0,60* 0,16 0,07
Мать — сын первый 0,48* 0,22 0,47* 0,48* 0,44 0,41 0,03
Мать — первенец 0,33 0,32 0,44** 0,43** 0,4* 0.25 0,05
Мать — дочь вторая 0,44 0,60** 0,57** 0,31 0,23 -0,23 0,63**
Мать — сын второй 0,48 -0,12 0,18 0,30 0,32 0,43 0,44
Мать — второй ребенок 0,47** 0,13 0,35 0,33 0,32 0,09 0,48**
Отец — дочь первая -0,02 0,67** 0,36 0,35 0,46 0,20 -0,08
Отец — сын первый 0,71** -0,03 0,51* 0,48* 0,44 0,62** 0,33
Отец — первенец 0,43** 0,22 0,47** 0,41* 0.43** 0,41* 0,17
Отец — дочь вторая 0,35 0,30 0,41 0,07 0,09 -0,12 -0,06
Отец — сын второй 0,21 -0,32 -0,02 0,06 0,20 0,17 0,23
Отец — второй ребенок 0,28 0,21 0,15 0.11 0,06 0,13

Примечание. * — р

Источник: http://www.voppsy.ru/issues/1996/962/962104.htm

Что такое когнитивное развитие

что такое когнитивное развитие

Память, восприятие, формирование понятий, решение задач, логика и воображение — все это мыслительные процессы, которые помогают нам взаимодействовать с окружающим миром.

Эти процессы функционируют неодинаково на разных этапах взросления организма. Их изменение, происходящее по мере роста ребенка, и называется когнитивным (от лат. сognitio — «знание», «познание») развитием. Теория когнитивного развития принадлежит швейцарскому психологу Жану Пиаже.

Как, согласно этой теории, формируется умение ребенка размышлять, какие стадии когнитивного развития проходит каждый ребенок? Почему детский и подростковый взгляд на мир так не похож на видение взрослого?

Основные особенности детского мышления

Пиаже считал, что развитие интеллекта, которое как раз и демонстрирует его концепция, становится определяющим для всех остальных психических процессов. Изучая детский интеллект, психолог интересовался не столько тем, правильно или неправильно ребенок решает предлагаемые ему тесты, сколько тем, как именно он приходит к тому или иному ответу. В качестве примеров, иллюстрирующих определенные теоретические положения, он часто приводил поведение собственных детей — их у Пиаже было трое.

Пиаже пришел к выводу, что мышление ребенка качественно иное, чем мышление взрослого, в то время как до него считалось, что изменяются лишь количественные показатели (иными словами, дети просто менее «опытные» мыслители, чем взрослые).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ученый сформулировал несколько ключевых характеристик детского мышления.

  • Эгоцентризм — ведущая особенность мышления ребенка. Ребенок может судить о мире только с собственной точки зрения, представить другие взгляды на ситуацию для него невозможно. Эгоцентризм внешне не проявляется как самостоятельная черта, но отчетливо виден во всех других характеристиках.
  • Синкретизм — тенденция к слитности, связыванию любых разнородных явлений и их элементов, причины и следствия («Солнце не падает неба, потому что жарко»).
  • Анимизм — одушевление всех окружающих объектов.
  • Артификализм — суждение обо всем существующем в мире как созданном людьми и служащем для удовлетворения их потребностей.
  • Реализм понимается в отличающемся от привычного значении. Это склонность судить о предметах только на основе непосредственного восприятия, не учитывая внутренние отношения между ними. Она также проявляется в том, что ребенок судит о ситуациях не по намерению, а по их внешнему результату.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как избавиться от заикания подростку

Среди других особенностей, которые выделял ученый, неспособность к самонаблюдению и учету противоречий, трансдукция (отсутствие обобщений) и некоторые иные.

Когнитивное развитие детей включает в себя четыре стадии. Окружение ребенка способно увеличить или уменьшить скорость перехода с одной ступени на другую, однако последовательность их неизменна. Пиаже отмечал, что ускорение перехода не должно быть целью той или иной стадии, гораздо важнее в каждый конкретный период предоставить ребенку нужные учебные материалы, чтобы он максимально раскрыл возможности своего интеллекта, соответствующие возрасту.

Переход происходит при помощи механизмов аккомодации и ассимиляции. Ассимиляция используется, когда к новой информации применяются уже существующие знания и умения, а при аккомодации знания и навыки под влиянием новой информации изменяются и совершенствуются.

Рекомендуем: Что такое зона ближайшего развития?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Эти процессы разнонаправленные, но часто осуществляются одновременно и одинаково важны для развития психики. Как полагал Пиаже, оптимально для психики состояние равновесия между аккомодацией и ассимиляцией.

Стадии развития

Когнитивное развитие ребенка на первом этапе длится примерно до двух лет. Он называется периодом сенсомоторного (то есть строящегося на основе восприятия и движения) интеллекта. Основной способ получения знаний для младенца — передвижение в пространстве и взаимодействие с предметами (ощупывание, хватание, бросание и так далее).

На этой стадии ребенок учится разграничивать себя и предметы, осознавать последствия своих действий. Ко второй половине периода ребенок открывает для себя так называемое постоянство объекта: он понимает, что если объект скрылся из поля зрения, он не перестал существовать.

Рекомендуем: Особенности детской психологии

Предоперациональная стадия длится с двух до семи лет. Ребенок овладевает речью, учится использовать названия предметов, а не обозначать их по действию. Когнитивное развитие на этой стадии несет яркий отпечаток эгоцентризма мышления.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Широко известен эксперимент Пиаже с тремя горками. Ребенку показывают объемный макет, где изображены три горки разной высоты. Затем экспериментатор приносит куклу и располагает ее так, чтобы она «видела» эти горки с ракурса, отличающегося от ракурса ребенка.

Когда ребенка спрашивают, как видит горки кукла, и показывают изображения макета с разных точек зрения, он выбирает ту картинку, которая показывает его собственное видение, а не ту, где показано то, что может «увидеть» кукла.

Рекомендуем: Педагогическая психология — это

Еще одна особенность когнитивного развития на предоперациональной стадии — способность ребенка видеть только одну сторону ситуации. Ее иллюстрирует другой известный опыт Пиаже. Ребенку показывают два стакана с одинаковым количеством жидкости. Затем на его глазах жидкость переливают в более высокий стакан. Ребенок скажет, что теперь жидкости больше в этом втором стакане, потому что он выше, либо в первом, потому что он шире. Учесть одновременно и высоту и ширину он не способен.

Следом наступает стадия конкретных операций (длится с семи до одиннадцати лет). Мышление обретает независимость от восприятия, однако по-прежнему не выходит за рамки конкретных ситуаций (отсюда и название), способность к абстрагированию придет позже.

Ребенок уже может судить об объектах по нескольким параметрам и упорядочивать их по одному из этих признаков. Важное достижение — осознание обратимости мыслительных операций, прежде ребенку недоступное.

Рекомендуем: Как избавиться от заикания?

Когнитивное развитие подростка 12–15 лет находится в стадии формальных операций. Мышление становится абстрактным, системным, человек способен формировать гипотезы и высказывать предположения, подтверждать или опровергать их. То есть в юности (вернее, даже на этапе перехода к ней от детства) личность уже располагает всеми возможностями интеллекта взрослого.

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/kognitivnoe-razvitie.html

Когнитивное развитие ребенка ─ что это такое?

что такое когнитивное развитие

Это направление психологии, которое исследует процессы обработки человеком информации и их взаимосвязи, внимание человека, восприятие, узнавание, репрезентацию знаний, память, язык, мышление, решение проблем, творчество, принятие решений, искусственный и человеческий интеллект. 

Как происходит когнитивное развитие ребенка до 3 лет?

До одного года. В этом возрасте ребенок развивается физически быстрее, чем в дальнейшем в течение всей жизни, в течение неполного года из беспомощного новорожденного становится человечком, способным перемещаться самостоятельно.

Огромный скачок в развитии происходит и в сфере восприятия ребенка.

На позитивное отношение ребенка влияет наследственность, процесс родов, эмоциональный контакт с матерью и другими близкими, общение, качество питания и получаемое удовольствие, физический уход. 

В развитии восприятия и памяти в младенческом возрасте есть четыре главных аспекта. Первый ─ получение впечатлений, в котором принимают участие все пять чувств ─ например, малыш видит, что яблоко круглое и красное. Второй ─ это обработка информации, то есть сравнение впечатлений с уже имеющимся в уме, создание образов ─ увидев помидор, который круглый и красный, ребенок может подумать, что это яблоко.

Следующий аспект развития ─ формирование категорий, который представляет собой группирование впечатлений и попытки понять, что есть что ─ ребенок понимает, что у яблока и помидора разный вкус, значит это не одно и то же. Далее следуют запоминание и воспроизведение. Чем старше ребенок, тем больше и дольше он помнит. Он может сделать вывод, что не всегда то, что обладает похожими свойствами, является одним и тем же.

Ему не нужно придумывать каждый раз, что яблоко и помидор ─ не одно и то же, он это помнит. 

Движения

В возрасте 3-4 месяцев движения становятся целеустремленными, то есть координированными, а не хаотичными, как после рождения. 

Речь и мышление

В основе развития речи лежит рефлекс подражания ─ ребенок подражает услышанным звукам. Речь он использует с целью эмоционального общения, а не для того, чтобы передать информацию.

Если в первые три месяца малыш учится слушать и имитировать некоторые звуки, то к 5 месяцам он уже различает интонации взрослых и ориентируется в них, например, понимает, когда мама радуется, а когда сердится.

Начиная с 7 месяцев, ребенок понимает значение сказанного, а уже через месяц может начать произносить первые слова, значение которых тоже понимает. В возрасте одного года малыш понимает практически все, что ему говорят родители, а сам говорит примерно 10-20 слов, которые хорошо знает. 

Общение

В этом возрасте самое большое значение имеют отношения с мамой. Чем они гармоничнее, тем удачнее происходит общение ребенка с собой и другими людьми. Эмоционально малыш не отделяет себя от матери. Примерно в возрасте полугода ребенок начинает узнавать чужих людей и проявлять эмоции. Зачастую это страх, который выражается плачем. 

С одного до трех лет. В возрасте полутора лет в речи использует сочетания из двух-трех слов, например, пить сок, а в два года уже сочетания из трех слов и больше. В три года он говорит простыми предложениями. Запас понятных слов намного больше, чем тех, которые он сам употребляет. В этом возрасте в основе развития лежит мышление, которое развивается с помощью игр.

Играя, малыш ставит цели и придумывает простые планы, как их достичь. В этом периоде происходит переход с конкретного мышления на образное. Конкретное мышление все еще доминирует ─ ребенку проще понять то, что он непосредственным образом чувствует. Малыш еще не умеет обобщать. Только в три года ребенок может как физически, так и эмоционально отделить себя от мамы.

 

Как способствовать когнитивному развитию?

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок был самым умным и развитым и среди детей приятельниц по форуму, и в дошкольной группе? Однако следует помнить, что способствовать развитию ─ это не значит искусственно ускорять его. Ребенка, который научился ползать, хорошо выкладывать на пол, чтобы он совершенствовал освоенный навык.

Но ничего хорошего не будет, если малыша посадить, обложив подушками, пока он еще не умеет сидеть. Восприятие, мышление и память малыша можно тренировать с помощью развивающих игрушек (главное, чтобы они соответствовали возрасту ребенка) и игр (в детстве игры являются основой всего развития ─ как физического, так и эмоционального).

Совсем маленьких можно водить на занятия для малышей, с детьми постарше следует разговаривать ─ разъяснять, обсуждать впечатления, притом делать это тогда, когда ребенок еще заинтересован в этом. Наблюдай за поведением ребенка и поймешь, что ему вовремя, а что еще рано. Если не справляешься, советуйся со специалистами, например, педиатрами, неврологами, детскими психологами и др.

Малыш ─ это зеркало твоего мышления и действий, поэтому сама будь такой, каким желаешь видеть свое сокровище. Также помни, что очень важная роль в здоровом развитии ребенка, в том числе и когнитивном развитии, принадлежит питанию малыша.

Важно!

Какие бы теории родители ни использовали в воспитании ребенка, способствуя его развитию, следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и не надо его сравнивать со сверстниками. Ты же не сравниваешь свои знания в какой-то области со знаниями профессионалов этой сферы и не думаешь, что недостаточно спортивна, если не можешь пробежать марафон так быстро, как профессиональные спортсмены!

Источник: https://www.aptaclub.ee/ru/malysh/razvitie/kognitivnoe-razvitie-rebenka-chto-eto-takoe

4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как научиться воспринимать критику

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ.

Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково.

Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.

Жан Пиаже

Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.

Что выяснил Пиаже

Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.

Стадии развития детского интеллекта

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)

При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.

2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)

Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.

Например:

  • предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
  • даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
  • ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.

Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.

Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.

Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны.

Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото.

Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».

Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.

3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)

Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.

Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы.

Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право.

Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.

4. Период формальных операций (после 12 лет)

Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.

Как детское мышление связано с речью

Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.

Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего.

Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет.

Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.

Источник: https://mel.fm/istorii/3061974-piaget

Когнитивное Развитие Ребенка с Помощью Игр

Чтение и письмо — важные этапы развития ребенка, эффективность которых зависит от способности ребенка к обучению. Бывают случаи, когда трудности в чтении связаны с тем, что ребенок быстро забывает смысл прочитанного, не может соединить буквы в слоги или слоги в слова. Общее когнитивное развитие ребенка дошкольного возраста — эффективная профилактика проблем в развитии и залог успешного обучения, в том числе обучения чтению.

Давайте изучим некоторые игры и упражнения для памяти, мышления и развития внимания у детей дошкольного возраста.

Как развивать память дошкольника

Когнитивное развитие ребенка лучше всего стимулировать, в формате игр, выполнения домашних заданий и на специальных занятиях в детском саду. Столкнувшись с необходимостью что-то вспомнить, ребенок начинает искать способы как это вспомнить.

Благодаря образам, детям обычно легче запоминать материал, потому что их зрительная память доминирует над другими типами памяти. Учитывая это, важно не перегружать малыша большим количеством словесной информации. Учите короткие детские стихи наизусть, читать и пересказывать истории и рассказы — достаточно.

Игра «Чего не хватает?».

Для игры нужно от 3 до 7 маленьких предметов (в зависимости от возраста детей), например, фигурки животных. Лучше играть по отдельности или в группе численностью не более трех детей. Выставите фигурки в ряд, назовите их и обсудите с ребенком. Затем, попросите малыша закрыть глаза, а сами уберите одну фигуру. Эта игра подходит для детей от 3 лет.

Упражнение «Запомни и назови».

Чтобы выполнить это упражнение, найдите картинку, например, с играющими детьми. Покажите ее ребенку и назовите предметы изображённые на картинке описывая их. После этого спрячьте картинку и спросите ребенка: «Помнишь, что ты видел на картинке?». Если возникают трудности, вы можете помочь ребенку задавая направляющие вопросы. Для детей от 4 лет.

Игра «Что в сумке?»

Требуется небольшая сумка и 3 — 8 маленьких предметов, например, шар, колокольчик, карандаш, орех. Глядя на предметы, ребенок строит ассоциации, например, шар похож на солнце, карандаш на палку. После этого все предметы собираются обратно в сумку и ребенка просят назвать предметы по их ассоциациям: солнце — шарик, палка — карандаш и так далее. Для детей от 4 лет.

Развитие логического мышления

Способность строить логические связи между объектами и замечать причинно-следственные связи — важное условие интеллектуального развития ребенка. Ежедневное общение с ребенком и его вовлеченность в различные виды деятельности необходимо для когнитивного развития ребенка. Дополнительные игры и упражнения облегчат усвоение новых учебных материалов в будущем.

Игра «4-й лишний».

Найдите неуместное изображение в строке.

Игра «Найди пару».

Найдите пару объекту или взаимосвязь между несколькими объектами (по назначению или значению).

Игра «Ассоциация».

Детям предлагается продолжить семантическую серию, постарайтесь назвать последнее слово.

Волк — кролик, кот —

Быстро — быстрее, медленнее —

Лиса — маленькая лиса, волк —

Белка — орехи, медведь —

Лес — деревья, поле —

Пальто — зима, шорты —

Море — вода, земля —

Вода — кран, свет —

Учитель — школа, репетитор —

Игра «Продолжи рисунок».

Ребенку дают карточку с определенной последовательностью геометрических фигур и просят определить рисунок и самостоятельно продолжить его. Например, круг — квадрат — круг — квадрат: что дальше? Постепенно узоры становятся все сложнее с точки зрения цвета, размера, количества фигур в узоре и т.д.

Игра «Небылица».

Посмотрите на картинки и обсудите с ребенком, что на самом деле существует в реальной жизни, а что нет. Вариант для игры: кто может найти более нелепые вещи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Человек как тело и дух

Игра «Небылица»

Решение головоломок и загадок — так же полезны для развития процессов мышления детей.

Компьютерные игры также могут помочь развить мышление. Например, Minecraft действительно образовательная игра: она развивает пространственное мышление, математические и логические способности, включает в себя решение различных задач путем построения алгоритмов.

Как развить внимание

Следующие игры рекомендуются для детей старше 5 лет.

Игра «Найди и вычеркни»

Для этой игры существуют специальные таблицы, но если их нет — не беда! Старые журналы или газеты также вполне подходят. Вам понадобится маркер. В течение 5 минут дети вычеркивают буквы, например, «А» или геометрические фигуры из текста.

«Не говори «да» и «нет»

Ребенка просят ответить на несколько вопросов, но отвечать каждый раз по-разному, не используя запрещенные слова (например, «Да», «Нет», «Черный» и «Белый» и т. Д.). Взрослый задает вопросы, которые подразумевают использование запрещенного слова, например: «Какого цвета халат врача?». Ребенок должен ответить соблюдая правила и не называя «стоп-слова». Когда кто-то ошибается, роли меняются местами. Игра начинается с одного «стоп-слова», постепенно вводя другие.

Игра «Найди отличия»

Чтобы играть в игру, подготовьте пару картинок, содержащих от 5 до 15 различных элементов. Ребенок должен рассматривая картинки найти все отличия.

Когнитивное развитие ребенка

Существует неограниченное количество игр. Каждый родитель и учитель могут придумать собственные игры для дальнейшего когнитивного развития ребенка. Основная задача взрослых — поддерживать и стимулировать любопытство и познавательную активность детей, стимулировать их интерес к различным сферам жизни, удовлетворять потребность в знаниях.

Упомянутые выше игры и задания можно адаптировать в соответствии с предпочтениями детей.

Источник: https://www.ekidz.eu/ru/kognitivnoye-razvitiye-rebenka/

Когнитивное развитие в 1–3 года

  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление
  • Феномены мышления
  • Итог

Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, являясь «маленькими учеными», которые усердно постигают законы нашего мира. Они исследуют окружающую среду, впитывая новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. При встрече с чем-то новым, их мозг встраивает новое знание в систему уже имеющегося опыта, накапливая как снежный ком, свои познания о мире.

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, причинно-следственных связей, характера движений, явлений и т.п. Во время знакомства с предметами и способами их использования, совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.

Играя с различными предметами и материалами, например с камнями, песком, водой, ребенок узнает об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются. Так, играя в песочнице, ребенок может увидеть, что каждая игрушка оставляет в песке разный отпечаток. Играя с мячом, ребенок может заметить, что чем сильней он бросит его об пол, тем выше тот отскочит. Постепенно дети научаются сравнивать и классифицировать объекты.

Лучше разбираться в различных понятиях, таких как: размер, форма, материал. Благодаря активной игре, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно в физическом и эмоциональном отношении.Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, воздействует на его когнитивное, моторное, социальное и личностное развитие.

Например, когда ребенок идет по бревну, с одной стороны он учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когнитивное понятие узости и личностное понятие уверенности.

Восприятие

Восприятие обладает рядом особенностей:

  • Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать. Свойства предметов (форма, величина, текстура, цвет и т. д.) ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования, соотношения и др. действий.
  • Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Поэтому, он может «терять» маму в магазине, не в состоянии из большого числа лиц выделить ее лицо: он либо внимательно изучает одно лицо, либо начинает хаотично блуждать глазами по всей массе лиц, не замечая деталей.
  • Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, тогда как раньше сравнивал их «при помощи рук». Теперь он подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.
  • Начинают складываться сенсорные эталоны — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка». На третьем году жизни ребенок усваивает представление о 5–6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, но их названиями дети овладевают с большим трудом и только при упорном обучении со стороны взрослых. трудность детей этого возраста — невозможность отделить свойство от самого предмета. Для становления представлений ребенка о свойствах предметов, необходимы конкретные практические действия с предметами и взаимодействие с взрослыми.

Внимание

У ребенка в возрасте от года до двух лет появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять. На втором году жизни, ребенок способен к целенаправленному поведению, для чего необходима способность удерживать внимание. Например, если ребенок хочет до конца достроить из кубиков башню или сложить все кубики в коробку, он должен некоторое время сохранять внимание. Благодаря устойчивости внимания, ребенка становится труднее отвлечь чем-то для него новым.

Память

Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели.

Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой.

В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.

Мышление

Мышление ребенка в этот период ограничено наглядной ситуацией (ситуативное мышление) и развивается на фоне практической деятельности. Он решает все встающие перед ним задачи с помощью практических, наглядных для него действий в настоящем времени. Ребенок действует с предметами и таким образом схватывает связи между ними. До двух лет идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок. Ребенок исследует объекты путем воздействия на них новыми способами.

Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробок, ящиков, извлечение звуков из звучащих игрушек, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Ребенок познает существенные и функциональные признаки предметов.

Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — познавательные: любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышления проявляется не только в успешности решения практических задач, но прежде всего в удовольствии, которое получает ребенок от самостоятельных исследований. Ребенку бесконечно нравится исследовать новое.

Важной характеристикой мышления является способность к переносу найденного способа решения задачи на новые предметы и условия. Изучение объектов и познание мира, приводит к тому, что на втором году жизни ребенок распределяет предметы по категориям, но не по сходству внешнего вида, а по сходству их функций и поведения. Теперь ребенок понимает, что определенные действия, подходят для одних категорий предметов, и не подходят для других.

Например, покормить воображаемой кашей из ложки можно плюшевого мишку, но нельзя покормить игрушечную машинку.

В 18–24 месяца появляется символическое мышление — способность к решению практических задач без открытого экспериментирования с действиями, способности переноса, перехода действий во внутренний план.

Например, ребенок может притвориться, будто пьет из чашки, используя вместо нее кубик, вообразить, что кукла-мама кормит куклу-дочку. Начинает формироваться знаковая функция сознания.

Ребенок может действовать «как будто», замещая реальные предметы подобными или воображаемыми символами (например, действовать палочкой как ложкой или кубиком как чашкой). Таким образом, происходит постепенное развитие решения задач в уме – зачатки «мышления внутри себя».

Феномены мышления

Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.

Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.

Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е.

ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли).

И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.

Итог

В когнитивном плане в этот период формируется:

  • Начальная концепция мира — из чего он состоит, что в нем происходит, по каким законам;
  • Умение устанавливать связи и отношения между предметами;
  • Способность к обобщению и переносу приобретенного опыта на другие предметы и ситуации;
  • Умение решать конкретные задачи путем экспериментирования с предметами;
  • Умение решать элементарные задачи «внутри себя».
  • Произвольное внимание;
  • Увеличивается объем памяти и продолжительность запоминания;

Подробнее о том, как развивать мышление и любознательность ребенка в 1-3 года.

Источник: https://progressio.me/kognitivnoe-1-3-goda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии