Страх за ребенка как справиться

PSYLIB® – И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

страх за ребенка как справиться

Наше беспокойство о смерти и наши способы справляться с тревогой смерти – отнюдь не поверхностные, легко поддающиеся описанию и пониманию феномены. Во взрослом состоянии они также не возникают у нас из ничего.

Они коренятся глубоко в нашем прошлом и претерпевают значительные трансформации в течение жизни, полной забот о безопасности и выживании. Исследования детей дают исключительную возможность наблюдать встречу человека со смертью в первозданном виде.

Конфронтация ребенка с фактом смертности, осознание им смерти, его ужас перед ней, его пути избегания смерти и обороны от нее, а также его последующее развитие, протекающее на фоне страха смерти, таково содержание этой главы.

На мой взгляд, существует значительное несоответствие между важностью смерти для ребенка и вниманием, уделяемым смерти в науках о детском развитии. Относящаяся к данной теме литература скудна и, по сравнению с обширными источниками по другим аспектам детского развития, в лучшем случае поверхностна.

Особенно мало эмпирических исследований детских концепций смерти; психоаналитически ориентированные клиницисты эпизодически пытались заниматься этим вопросом, но, как мы увидим, у них была предубежденность, зачастую идущая в ущерб точности наблюдений. Кроме того, немалая часть относящегося к делу материала содержится в давних публикациях, зачастую обнаруживаемых вне основного русла литературы по детскому развитию и детской психиатрии.

Многим мы обязаны Сильвии Энтони, в монографии которой «Открытие смерти в детстве и позднее», дан прекрасный обзор и анализ литературы, содержащей факты исследований и наблюдений.

Собственная клиническая работа, а также изучение работ других исследователей привели меня к ряду выводов:

  1. Всякий раз при достаточно тщательном подходе к изучению вопроса исследователи обнаруживают, что детей чрезвычайно занимает тема смерти.

    Беспокойство детей о смерти носит всепроникающий характер и оказывает далеко идущее воздействие на их переживания. Для них смерть – великая загадка, а преодоление страхов беспомощности и уничтожения – одна из основных задач развития; что же касается половых проблем, то они вторичны и производны.

  2. Дети глубоко озабочены смертью, и эта озабоченность возникает в более раннем возрасте, чем принято думать.
  3. Осознание смерти детьми и используемые ими способы справляться со страхом смерти различны в разном возрасте и проходят через определенную закономерную последовательность этапов.

  4. Адаптационные стратегии детей неизменно базируются на отрицании; можно предполагать, что мы не растем – вероятно, не можем расти – в непосредственном контакте с фактами жизни и смерти.

ВСЕПРОНИКАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОЗАБОЧЕННОСТИ СМЕРТЬЮ У ДЕТЕЙ

P>Фрейд верил, что дети полностью поглощены безмолвным исследованием сексуальности, вопросом «Откуда?» и что это главным образом и создает пропасть между ребенком и взрослым.

Однако имеются многочисленные свидетельства, что вопрос «Куда?» также очень активно занимает нас, пока мы дети, и продолжает звучать у нас в ушах на протяжении всей жизни; мы можем прямо задаваться им, бояться его, игнорировать, вытеснять, но не можем от него освободиться.

Мало кого из родителей или воспитателей маленьких детей не заставали врасплох внезапные, неожиданные вопросы ребенка о смерти. Однажды, когда мы с моим пятилетним сыном молча прогуливались по пляжу, он внезапно поднял взгляд на меня и сказал: «Понимаешь, оба моих дедушки умерли до того, как я успел с ними встретиться».

Похоже, это заявление было «вершиной айсберга». Явно он долго размышлял об этом внутри себя. Я спросил его, как мог мягко, насколько часто он думает о подобных вещах, о смерти, и его ответ, произнесенный непривычно взрослым тоном, ошеломил меня: «Я никогда не перестаю думать об этом».

В другой раз он простодушно прокомментировал отъезд брата в колледж: «Теперь мы остаемся дома только втроем: ты, я и мама. Интересно, кто из нас умрет первым?»

Источник: http://www.psylib.ukrweb.net/books/yalom01/txt04.htm

Откажитесь учиться за ребенка и займитесь собой – как преодолеть страх перед 1 сентября

страх за ребенка как справиться

Почему первого сентября страшно вести ребенка в школу, чем так привлекательны чужие обязанности, зачем мы постоянно увеличиваем свой груз ответственности за учебу и о чем говорят наши тревоги и страхи – рассказывает детский и семейный психолог, сотрудник православной школы «Образ» Елена Лутковская.

Елена Лутковская

Перед первым сентября в родительских сообществах разлита тревога. На полном серьезе и совершенно искренне люди выражают друг другу соболезнования и шлют слова поддержки. И хотя нарастать страхам дальше некуда, со стороны все-таки кажется, что год от года вздохи родителей глубже, а тревога серьезнее. Попробуем разобраться, с чем связаны страхи, чтобы они пошли, наконец, на убыль.

Возможно, часть негативных чувств связана даже не со страхами, а с детским разочарованием, что праздники заканчиваются. Только наступило лето, свобода от обязанностей и волнений, и вот опять круговерть жесткого расписания, уроков и дополнительных занятий.

В этом случае ваше чувство по-человечески понятно и нормально. Чтобы справиться с ним, можно, во-первых, утешить себя тем, что без будней не бывает праздников. Рождественские каникулы, как и летние, тем и хороши, что настанут вновь. Во-вторых, пересмотреть расписание — как свое, так и детей. Может быть, даже от чего-то отказаться, зато оставить место кусочку «внутреннего» лета.

Прислушайтесь к себе. Чего вы боитесь?

Переживания от того, что праздник закончился, а расходиться не хочется — это все-таки не страх, а разочарование. Но существует немало действительно сильных чувств, с которыми стоит разобраться. Важно понимать, что страх — это свидетельство того, что с моей жизнью что-то не так или что-то не так с ситуацией, в которой я оказался.

Постарайтесь прислушаться к себе. Не исключено, что проблема лежит на поверхности, просто вы боялись в ней признаться.

Но даже если ваша проблема сложная и комплексная, всегда можно прибегнуть к взгляду со стороны. Психологи, дефектологи, логопеды, нейропсихологи, социальные педагоги — специалистов достаточно. Главное не замыкаться на своих проблемах и не бояться обратиться за адекватной помощью.

Потратьте силы на отладку механизма

У меня есть приятельница, многодетная мама. Накануне 1 сентября на своей страничке в фейсбуке она сделала запись, в которой привела простой математический расчет. Оказалось, что в этом году она собирает детей в школу в 15-й раз. Ее старшая дочь уже замужем, а младший сын — еще дошкольник, и это значит, что школьные годы, точнее, сбор детей в школу, будут происходить в течение ровно тридцати лет ее жизни. Мало того, выходит, что подруга сейчас на экваторе, в середине срока.

Из этого короткого сообщения в фейсбуке напрашивается важный вывод. Выходит, что школьные годы, связанные с нашими детьми, всегда занимают значительно больше времени, чем наш собственный срок пребывания в школе. Если у тебя больше, чем один ребенок, в школу ты «ходишь» больше, чем десять лет.

Вы только представьте — не половина, но значительный отрезок нашей жизни, оказывается, посвящен школе. А что может быть хуже, чем десятилетиями испытывать дискомфорт?

Заметьте, поход в школу — далеко не поход в ЖЭК, который можно перетерпеть, потому что это случается редко. Школа — это неизбежно, каждый день, за исключением каникул, для многих это еще и на тридцать лет.

Период хождения ребенка в школу настолько значителен во временном отношении, а сама школа настолько важная сфера жизни, что терпеть и закрывать глаза, в надежде, что само рассосется, довольно глупо. Лучше потратить силы на налаживание этой сферы.

Источник: https://www.pravmir.ru/pochemu-roditeli-ispyityivayut-strah-pered-1-sentyabrya/

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

страх за ребенка как справиться

Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

По мере взросления ребенка наша ответственность за его жизнь и здоровье юридически и психологически уменьшается, но это часто совсем не помогает утихнуть материнской тревоге, поскольку, чем взрослее наши дети, тем больше мы теряем контроль над тем, как они растут, живут и действуют.

Родительская неконструктивная тревога

Она рождает гиперопеку, не так безобидна, как может показаться на первый взгляд, в прямом и символическом смысле может быть опасна для жизни ребенка.

  1. Тревога сфокусирована на тех ужасах и опасностях, которые постоянно «предвидит» тревожный родитель. Поэтому он дает послание своему ребенку: «Мир опасен, с тобой обязательно случится что-то плохое». Тем самым в представлении ребенка формируется представление о мире, как о небезопасном и угрожающем для него месте. Это не делает его сильным и ко всему готовым, это делает его напуганным и напряженным.

  2. В том случае, если тревожный родитель регулярно единолично решает за ребенка, что ему делать, чувствовать, носить, избегать, то у ребенка не формируется фокус на собственных ощущениях и чувствах. Он тогда значительно хуже опознает собственный холод, голод, страх, дискомфорт и теряет самую важную связь — связь с собственным телом, которая и служит нам для того, чтобы подавать знаки о происходящем внутри и вовне нас, ведь это необходимо для принятия адекватного решения.

    Если родитель, ориентируясь на свои ощущения, регулярно принимает большие и малые решения за ребенка (при этом он может и не ошибается), то, когда не будет рядом взрослого, лишенному связи со своими ощущениями ребенку не на что будет ориентироваться.

  3. Часто тревожному родителю трудно отделить собственную тревогу (как боязнь не справиться, страх перед изменениями, неготовность вкладываться в решение проблем) от реальной тревоги за ребенка.

    Некоторые взрослые просто сознательно или бессознательно избегают решения своих взрослых задач, не разрешая ребенку жить и проявляться, боясь, по сути, сталкиваться с последствиями этой жизни. И поэтому их дети не гуляют, чтобы не заболеть, не лезут, чтобы не упасть, не пробуют, чтобы не ошибиться, не соревнуются, чтобы не проигрывать, не живут, чтобы не умирать.

  4. Способ управления тревожного родителя — всемогущий контроль.

    Контроль, как ему кажется, позволяет профилактировать неприятности, сложности и беды. Как будто если все время проверять уроки, портфель, шапку, чистые руки, рассказывать о том, что случается с непослушными детьми, держать его за руку, следить за тем, что делает, с кем играет, куда пошел, когда придет, то ничего плохого не случится.

    Такой родитель не всегда замечает, что вместо самоконтроля у его ребенка есть только инфантильная позиция и ожидание, что мама подскажет, проверит, сделает и, естественно, ответственность за это, начинает считать ребенок, тоже будет на ней.

  5. Таким образом, к сожалению, тревожный родитель неосознанно воспитывает в своих детях:
  • тревогу, потому что мир полон опасностей и жить страшно;
  • апатию, потому что зачем хотеть, если мама за него хочет;
  • инфантильность как неготовность принимать решения и нести за них ответственность;
  • слабость, потому что у ребенка мало опыта контакта со своей силой и возможностью справиться со сложной ситуацией;
  • сложность в управлении собой и жизнью, поскольку родитель не научил справляться с чувствами, аффектами, задачами,
  • делами и проблемами. Он научил избегать всего этого.

Я не думаю, что это именно то, что тревожный, но любящий родитель хотел для своих детей.

Как перейти к более конструктивному взаимодействию с собственной тревогой?

  1. Если у вас тревоги слишком много, то она может быть связана с какой-то вашей непроработанной психологической травмой. Именно поэтому вы неуверенны в себе, в вашем ребенке или воспринимаете мир таким угрожающим. Психологическая травма может быть очень давней и даже забытой, вытесненной, но создавать в вас постоянно растущее напряжение и ожидание катастрофы. Работа с психологом может весьма помочь.

    Ваши дети не будут в этом случае нагружены последствиями вашей прошлой истории.

  2. Скорее всего, ваша неуверенность в своих силах, возможно, недостаточная взрослость и зрелость мешает вам встречаться с последствиями детской жизни. Более зрелые люди не пугаются этих последствий и живут по принципу: заболеет — вылечим, упадет — поднимем, заплачет — утешим, ошибется — поможем разобраться, не справится сам — подскажем.

    Такой родитель реже запрещает, он не говорит: «Не ходи». Он говорит: «Иди, но будь осторожен в этом и в этом». Он скорее подстрахует, расскажет как, научит взаимодействовать с возможной опасностью, чувствовать ее, защищаться, противостоять, а не только избегать ее. Он готов нести родительские риски и ответственность за то, что ребенок пробует, преодолевает, становится сильнее, приобретает опыт, живет.

    Если вас самих много контролировали или, наоборот, вы вынуждены были рано повзрослеть, то став родителями, испытываете сложности с ощущением взрослой позиции — все кажется сложным и тревожным. Дозреть и повзрослеть также помогает психотерапия.

  3. Тревожный родитель часто фокусируется на недостатках, проблемах (реальных или воображаемых, возможных). Он ощущает их в себе, они первыми бросаются в глаза, когда он смотрит на своих детей. И видит только дефициты и провалы.

    Если вы сами не видите ресурсных возможностей своих детей, их способностей, талантов, навыков, умений, то спросите ваших знакомых, пусть они расскажут что-то о вашем ребенке. Со стороны дети часто выглядят «объемнее», шире, ресурснее, чем под фантазийно-катастрофичным взглядом тревожного родителя. Если боитесь, что ребенок не справится, придумайте 5 причин, почему он все же сможет. Какие качества и особенности характера ему помогут.

    Полезно рассказывать об этом и тревожным детям. Чем мы лучше думаем о себе, чем больше присваиваем свои достижения и таланты, тем менее тревожным мы можем быть. Потому что понимаем, что мы справимся с тем, что преподнесет нам жизнь.

  4. У вас может уменьшиться тревога, если вы не только в контакте с тем, как вы богаты внутри, но и тогда, когда вы понимаете, что вы богаты снаружи.

    Для этого важно культивировать внешние ресурсы — обзаводиться знакомыми, помощниками, интересным окружением, взращивать отношения с близкими. Деньги и связи тоже помогают ощущать себя устойчивее, дают ощущение опоры и возможности не профилактировать проблемы, а решать их по мере поступления.

    Тревожные люди живут в постоянном напряжении и страхе, стараясь избегать проблем, и увы, это все равно не всегда удается, а ресурсные люди живут спокойно, понимая, что в случае проблем они найдут опору внутри или вовне. Поэтому мама, растящая ребенка одна, расставшаяся с мужем, рассорившаяся со своими близкими и подругами, часто контролирует больше и опекает, потому что не имеет достаточно опор. Вкладывайтесь во внешний и внутренний ресурс, и вам это вернется уверенностью и ощущением стабильности.

Родительский контроль говорит: «Я вижу, как ты мал и слаб», родительская власть: «Я вижу, как с каждым твоим днем ты можешь все больше». Контроль: «Мир опасен, и только я тебя спасу», власть: «Мир разный, и моя задача — научить тебя в этом разбираться».

Контроль: «Я не верю, что ты сможешь без меня», власть: «Я родитель, и моя задача помочь тебе вырасти и отпустить, научить жить без нас». Контроль: «Не стоит, не пробуй, ты можешь погибнуть». Власть: «Пробуй, пока я рядом, я подстрахую или научу. Живи!».

Ирина Млодик, кандидат психологических наук, психолог, гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, автор книг и статей по детской и взрослой практической психологии

1431

Источник: https://littleone.com/publication/1998-roditelskaya-trevozhnost-za-detey-kak-ne-soyti-s-uma-i-ne-vpast-v-chrezmernuyu-opeku

Чего боятся наши дети на разных этапах взросления и как мы можем им помочь

Страхи и фобии могут возникать в любом возрасте, но именно в детской психологии есть понятие естественных страхов — тех, что возникают у большинства детей на том или ином этапе развития и являются закономерным следствием взросления. Однако в подходе родителей к таким страхам возможны крайности: кто-то мчится к психотерапевту из-за того, что малыш боится темноты, а кто-то в подобной ситуации отмахивается от «глупостей» и плотно запирает на ночь дверь в детскую.

Чего ждать от детских страхов, как помочь ребенку с ними справиться и нужно ли обращаться за помощью к специалистам? AdMe.ru решил разобраться.

От рождения до 1 года

  • Страх резких звуков / вспышек / движений. Не требует особых действий со стороны родителей, просто постарайтесь избегать любой резкости. Ребенок, спокойно спящий под гудение пылесоса и шум стройки под окном, может испугаться простого внезапного чиха. Для снижения общей тревожности как можно чаще используйте контакт «кожа к коже».
  • Страх потери матери. Пройдет, когда малыш начнет осознавать себя как отдельный организм, а не часть мамы. Кроме того, он приобретет понятия «на время» и «в другом месте», тогда как сейчас уход мамы — это «навсегда» и «в неизвестность». Пережить этот период поможет, например, радионяня, благодаря которой малыш сможет слышать ваш голос.
  • Страх незнакомца. Во втором полугодии жизни ребенок начинает различать понятия «свой» и «чужой». Некоторые дети реагируют на чужих очень резко: пугаются, плачут, отказываются общаться. Не настаивайте — двоюродная тетя переживет, что малыш не пошел к ней на ручки, а отдав его насильно, вы рискуете усугубить этот страх.

От 1 года до 3 лет

  • Боязнь нововведений. Ребенок еще слишком мал, чтобы понимать, что изменения — это нормально. Для него любые перемены — крушение мироустройства. И так совпало, что именно на этот период приходится обычно серьезное отделение от родителей — детский сад или няня. Разговаривайте с малышом о предстоящих переменах, придумайте ваши личные ритуалы, которые будут оставаться неизменными при любых условиях. Ни в коем случае не нарушайте данных ребенку обещаний — ему нужны точки стабильности.
  • Страх темноты. Причиной возникновения становятся обычно необдуманные слова и поступки взрослых. Помочь справиться с ним может ночник. Можно подарить малышу маленький фонарик, который «способен победить темноту, хоть и совсем кроха». Можно придумать интересные занятия в темноте: театр теней, просмотр слайдов, игры со световым столом.
  • Боязнь животных. Причина возникновения — неприятный опыт общения с животным либо страшилки, рассказанные взрослыми («Не трогай — укусит!»). Обучая малыша общению с животными, не путайте страх и осторожность — воспитывать следует именно второе. Если страх уже возник, действуйте мягко: выбирайте мультики, книжки, в которых «страшный зверь» вовсе и не страшный. При случае подружитесь с одним из представителей пугающего вида (только не настаивайте «погладить собачку», если ребенок боится, — всему свое время).

От 4 до 7 лет

  • Страх перед монстрами. Призраки, бугимены, вампиры — ребенок не способен разделить эмоцию и объект, ее вызывающий. Другими словами, если его испугал персонаж ужастика, страх реален, а значит, и монстр тоже реален. Не допускайте бесконтрольного просмотра ТВ ребенком. Если страх уже появился, вместе найдите слабые места у монстра и «вооружите» против него малыша.
  • Страх боли. Разумеется, реагирует на боль и новорожденный, но бояться боли до того, как ее причинили, — это свойство более зрелой психики. Более конкретизированная версия — боязнь врачей. Никогда не лгите ребенку о боли — не нужно говорить, что будет совсем не больно, ведя малыша на прививку. Скажите честно, что придется немного потерпеть, — все пройдет быстро.
  • Страх смерти. В старшем дошкольном возрасте к малышу обычно приходит осознание необратимости смерти. Сопровождается оно, как правило, боязнью потерять родных (о собственной смерти человек задумается гораздо позже). Поговорите с ребенком, выслушайте. Объясните, что обычно люди умирают, прожив долгую жизнь, и у вас еще много времени. Если малыш заявит, что придумает «лекарство от смерти», поддержите эту идею, она поможет ему примириться с пугающим фактом.

От 8 до 11 лет

  • Страх не соответствовать. Для младшего школьника актуальны вопросы социализации и связанный с ними страх не отвечать ожиданиям окружающих: родителей, учителей, ровесников. Постарайтесь чаще беседовать с ним об индивидуальности, о ценности каждой отдельной личности, о настоящей дружбе. Будьте последовательны — не сравнивайте ребенка с другими, более успешными в чем-то детьми. Хвалите за его личные достижения.
  • Страх испытания. Как правило, тоже связан со школой: боязнь не ответить на уроке, завалить экзамен, не сдать какие-то нормативы, плохо выступить на школьном концерте может привести даже к паническим атакам. Побеседуйте с ребенком о том, что самое ужасное может произойти, если он вдруг не справится, — катастрофы в любом случае не произойдет, а значит, можно не бояться неудачи. После этого предложите ему пару приемов по снятию напряжения: осознанное дыхание, выбор конкретного зрителя в аудитории, на котором можно сконцентрироваться, небольшой талисман на удачу (поможет, если вы будете убедительны, вручая его).

С 12 до 16 лет

  • Страх быть отвергнутым. С момента разделения на группы внутри коллектива, на «красавчиков» и «лузеров», подростки осваивают новый инструмент влияния — принятие и спекуляция им. Задача родителей — формирование у ребенка понимания не только ценности своей личности независимо от мнения других людей, но и необходимости анализировать «испытания» для вступления в группу на предмет адекватности. Не требуют ли от тебя поступить подло, отказаться от своих принципов? Не унижает ли тебя выдвинутое условие? Сто́ят ли люди, выдвигающие подобные требования, твоей дружбы и восхищения? Позаботьтесь о том, чтобы подросток знал, где он может получить помощь, если непринятие перерастет в травлю: у вас, в службе психологической поддержки, на линии телефона доверия.
  • Страх взросления. Пубертатные изменения тела и его реакций могут напугать ребенка. Известны случаи, когда девочки пугались менструаций, думая, что это смертельно. Подобные страхи возникают от непонимания сути происходящего, а это полностью недоработка родителей. Подготовьте ребенка заранее к тому, что будет происходить с ним в ближайшие годы. Если не можете рассказать сами (стесняетесь или не уверены в своих знаниях), в сети достаточно книг и фильмов на эту тему. Подросток должен понимать, что он здоров и нормален.

Общие правила работы с детским страхом

Каким бы ни был страх и сколько бы ни было лет вашему ребенку, эти правила должны соблюдаться обязательно:

  • Не формируйте страхи самостоятельно, пугая малыша или, наоборот, излишне трясясь над каждым эпизодом, когда он чего-то испугался.
  • Не высмеивайте страх, это не поможет избавиться от него, но нарушит ваше с ребенком взаимопонимание.
  • Не боритесь со страхами силовыми методами, через «не могу». Да, в терапии применяются техники, снижающие интенсивность пугающего объекта путем постепенного сближения с ним, но для того чтобы их применять, нужны специальные знания, без которых легко навредить ребенку.
  • Изучите «мягкие» методы борьбы: арт-терапию, релаксацию, терапевтические сказки — многие из них могут успешно применяться в домашних условиях.
  • Различайте детские страхи и фобии. Если интенсивность переживаний не соответствует их причине, устойчивый страх сохраняется более 2 месяцев и ощутимо влияет на качество жизни ребенка, обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Самое главное, настройтесь на своего ребенка. Постарайтесь понять причину возникновения страха, подключите всю свою любовь и находчивость, чтобы найти способ борьбы, который подойдет именно вашему чаду. Обычно для этого достаточно лишь внимательно выслушать его и искренне захотеть помочь.

Иллюстратор Natalia Breeva специально для AdMe.ru

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-semya/kakimi-byvayut-detskie-strahi-i-kogda-nuzhno-bit-trevogu-1869615/

Страх плохих оценок: как с ним справляться, объясняет психолог

Светлана Молодцова
20 августа 14:24

Что нужно делать нам — родителям, чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, который не боится делать ошибки? О том, как снять страх плохих рассказывает психолог-консультант образовательного проекта «Перемена» Светлана Молодцова.

Не подавляйте инициативу

Если ребенок боится плохих обратите внимание на то, как сами себя с ним ведете. Возможно, вы пресекаете порывы ребенка что-то сделать самостоятельно, боитесь, что он совершит ошибку, и постоянно говорите: «Ой! Упадешь!», «Не подходи!», «Не трогай!». Так и появляется страх совершить ошибку, который негативно влияет на учебу.

Как это исправить? Верьте в своего ребенка. Хвалите его за любознательность, за трудолюбие, за терпение. Восхищайтесь своим ребенком, но не создавайте у него ошибочного представления, что без усилий можно добиться успеха.

Учите ребенка самого оценивать свой труд

Расскажите ребенку, по каким критериям он может оценить свою работу: будь это рисунок или домашнее задание по математике. Спросите: «Что ты сам думаешь? Как сам оцениваешь свой ответ? Почему ты так считаешь?».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Удержитесь от комментариев вроде: «Коля красиво пишет, а ты как курица лапой». В общении с ребенком избегайте прямых или косвенных негативных оценок его личности. Не говорите «это ты ленился», «ничего не понимаешь», «это глупо», «над тобой будут смеяться». А еще не используйте формулировок вроде: «старайся», «будь внимательнее», «делай лучше». Это неконкретные послания, которые воспринимаются как необязательные для выполнения.

Пусть для вас станет табу обсуждать недостатки своего ребенка в разговоре со знакомыми. Сравнивайте ребенка с ним самим в прошлом, замечая его успехи. Хвалите его за интерес, инициативу, за приложенные старания. Ищите у своего ребенка сильные стороны и уделяйте внимание развитию его индивидуальных способностей. Принимать своего ребенка таким, какой он есть, — большая работа, но она того стоит.

Приучайте ребенка к самостоятельности

Например, ребенок уронил вазу. Можно сказать: «Какой ты невнимательный», — и убрать за него. Лучше настоять, чтобы ребенок сделал все сам. И в школе ребенок должен исправлять ошибки самостоятельно: переделать работу или выполнить пропущенные задания. Тогда у него будет опыт исправления и понимание, что легче с первого раза делать как можно лучше.

Следите за ситуацией в школе

В общении с учителями оставайтесь на стороне своего ребенка. Вы не должны настаивать на том, чтобы его проступки прощали: важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и уважение.

Высокая успеваемость учащихся — это один из критериев оценки работы школы. Учителю важно, чтобы в его классе было как можно больше успевающих учеников. Поэтому часто отличников выделяют, а неуспевающих учеников ругают.

В классе создается некомфортная обстановка, усиливающая конкуренцию между детьми. Спросите ребенка о том, как в его классе относятся к тем, кто учится не очень хорошо.

Не делайте поспешных выводов, но и не игнорируйте переживания ребенка, ведь он не может противостоять всему классу и авторитету педагога. При необходимости поговорите с учителем.

Как обсуждать с ребенком оценки? Спросите его: «Что для тебя означает плохая оценка? Что самое страшное может произойти?» Обсудите небольшие, конкретные шаги, которые можно сделать для решения проблемы.

Если не справляетесь — обратитесь к психологу

Возможно, вы сами очень хотите, чтобы ребенок лучше учился и переживаете, а ваши опасения передаются ребенку. Тогда честно признайтесь себе, что вы можете быть не объективны в оценке ситуации, и обратитесь за консультацией к психологу. Специалист имеет нейтральную позицию, и с его помощью вам будет легче помочь ребенку.

Источник: https://lc.rt.ru/blog/kak-ne-boyatsia-plohih-ocenok/

Как справиться с повышенным чувством тревоги

Если вы испытываете страх на пустом месте, страдаете от навязчивых мыслей и панических атак, скорее всего, у вас к повышенная тревожность. От нее страдает 284 миллиона человек в мире — такую статистику в 2018 году опубликовал Институт показателей и оценки здоровья.

Тревожность проявляется в разных формах: в виде обсессивно-компульсивного расстройства, генерализованного тревожного расстройства (ГТР), социофобии и уже упомянутых панических атак. По данным американской Ассоциации по борьбе с тревогой и депрессией, только в США 18 процентов населения ежегодно сталкивается с подобными состояниями.

И лишь в 37 процентах из этих случаев люди получают соответствующую помощь.

Что такое тревожность?

«Это расстройство характеризуется высоким уровнем тревоги, мешающей человеку выполнять даже самые простые повседневные действия», — говорит доктор Дэвид Карбонелл, психиатр и автор бестселлера «Не попади в ловушку тревог».

Оно может проявляться в разных формах, но неизменно оказывает негативный эффект на качество вашей жизни. Кто-то не садится за руль при определенных — зачастую довольно нелепых — обстоятельствах, кто-то не летает на самолетах или избегает общения с людьми.

Объединяет все эти случаи одно: стресс и дискомфорт вызывают даже самые простые повседневные активности.

«По ощущениям тревожность похожа на страх, только проецируется не на настоящее, а на будущее, — объясняет доктор Эллен Хендриксен, автор книги «Как быть собой: успокойте внутреннего критика и победите тревогу». — Вы думаете наперед, и тут же возникает навязчивая мысль «а что, если?». Вы уже не уверены в том, что будет дальше, и постоянно спрашиваете себя: «Все ли со мной будет в порядке?».

Что вызывает тревогу?

Главные факторы, провоцирующие у нас повышенную тревожность, такие же, как и у предыдущих поколений: проблемы в отношениях, безработица, одиночество, разного рода конфликты, полученные когда-то психологические травмы.

Впрочем, диджитал-эпоха, в которой мы живем, вносит свои коррективы.

Мы все время онлайн и сталкиваемся с огромным потоком новостей (как хороших, так и плохих), а значит, становимся потенциальными объектами троллинга, кибер-атак, сбоев системы и множества других неприятных факторов.

Цифровая революция заставила многих забыть о необходимости живого общения, заменив его пребыванием в социальных сетях, предписывающих измерять уровень счастья и успеха количеством лайков и комментариев.

Прятаться от стрессовых ситуаций за экранами мониторов становится все легче: зачем назначать личную встречу или звонить, если можно послать сообщение в мессенджере? Даже с коллегами не обязательно общаться вживую, ведь есть рабочий чат.

Когда-то необходимость разбираться с повседневными делами заставляла людей бороться с собственными страхами, но диджитал-реальность только усугубляет ситуацию.

Кто находится в группе риска?

Тревожные состояния могут возникнуть по ряду причин, одна из них — генетическая предрасположенность.

Несмотря на важную роль наследственности, основными триггерами специалистами признаются жизненные обстоятельства: серьезные события вроде окончания школы или необходимости уехать из родного дома, смены работы, переезда, расставания с партнером, рождения ребенка и прочих ситуаций, заставляющих сменить привычную среду и выйти из зоны комфорта. Здесь с тревожностью и паническими атаками может столкнуться даже тот, у кого раньше подобных проблем не было.

По мнению доктора Хендриксен, тревожность заложена в природе человека и действительно во многом зависит от генетики. «Чаще всего причиной становится событие, приводящее к неопределенности, или процесс, результат которого неизвестен», — отмечает она.

«Генетическая предрасположенность действительно играет значительную роль — в некоторых семьях эта проблема встречается чаще других, — соглашается Дэвид Карбонелл. — Я уверен, что подверженность тревожным расстройствам закладывается в нас с рождения.

В определенный период жизни этот генетический фактор начинает проявлять себя, например, панические атаки появляются в диапозоне от 18 до 30 лет. В этом случае даже позитивные на первый взгляд факторы вроде взросления и обретения независимости могут стать триггерами».

Это лечится?

«При удачном развитии событий человек может войти в стадию длительной ремиссии. Иногда она может длиться до конца жизни, — успакаивает доктор Карбонелл. — В данном случае не совсем верно использовать слово «лечение», потому что тревожность — не болезнь».

Что случается при менее удачном исходе? «В действительно тяжелых случаях человеку может показаться, что он по-настоящему вылечился, но подобные мысли лишь провоцируют новые витки тревоги. У него возникает очередная навязчивая идея: «Мне нужно провериться, чтобы узнать, до сих пор ли мое лечение действует». И тогда все идет насмарку.

Еще один подвох заключается в том, что беспокойство — нормальное состояние психики, просто в некоторых случаях оно сильно затягивается».

«Иногда тревожность может быть адаптивной и даже полезной, — добавляет Дэвид. — Она уберегает нас от опасностей и опрометчивых поступков. Внутреннее беспокойство — это что-то вроде датчика дыма для нашего организма. Вряд ли вы захотите насовсем избавиться от такой функции».

Как справиться с повышенной тревожностью?

1. Конкретизируйте

Тревожность сопровождается чувством неопределенности, так что вам могут помочь наводящие вопросы. «Постарайтесь выяснить, из-за чего именно вы переживаете. Какой исход ситуации пугает вас сильнее всего? Так вам будет проще найти логичное объяснение страху и понять, что именно нужно делать, чтобы избавиться от него», — советует Хендриксен. Вот пошаговая инструкция, которая может помочь справиться с тревогой:

— Определите, какой исход ситуации пугает вас больше всего, задавая себе конкретные вопросы. Например: Что, если сегодня мой начальник меня уволит?

— Сделайте из этого вопроса утверждение. Например: Мой босс меня сегодня не уволит.

— Спросите себя, происходила ли такая ситуация раньше. Например: Мой босс меня когда-нибудь увольнял?

— Исходя из второго вопроса, определите, какова вероятность такого развития событий. Например: Низкая.

Также необходимо помнить, что тревожность проявляется в те моменты, когда вам кажется, что вы не справитесь с поставленной перед вами задачей. В этих случаях конкретизация тоже будет полезна. Постарайтесь расписать подробный план действий — увидев, что может произойти дальше, вы избавитесь от одной из главных причин тревоги — чувства неопределенности.

2. Подумайте об экспозиционной терапии

Сложный, но довольно действенный способ справиться с повышенной тревожностью работает за счет того, что вы оказываетесь лицом к лицу с ситуацией, вызывающей стресс и тревогу. «Важно решать проблему постепенно, шаг за шагом.

Экспозиционная терапия — не борьба, не сопротивление, не превозмогание себя: такой агрессивный подход может лишь спровоцировать еще более сильный стресс, — предупреждает доктор Карбонелл.

— Ее суть не в том, чтобы избавиться от тревоги, а чтобы признать, что она действительно вас беспокоит, принять ее и наблюдать за тем, как она постепенно утихает».

Такой медот борьбы с беспокойством подразумевает вашу готовность и относительную стабильность самочувствия, в ином случае экспозиционная терапия может привести к реакции «сражайся или беги», усугубляющей ситуацию. Учтите, что вы не должны игнорировать триггеры, активизирующие беспокойство, будь то вождение машины или выступление на публике.

Наоборот, вы будете нагнетать стрессовое состояние так долго, как только понадобится, чтобы увидеть, что ничего страшного на самом деле не происходит. Иными словами, выбирая этот метод, вы должны быть готовы пережить самые неприятные эмоции для того, чтобы от них избавиться.

«Избегая триггерные ситуации, вы каждый раз обманываете себя, полагая, что наверняка получите травмирующий опыт, — поясняет причину, по которой этой техникой пользуются некоторые специалисты, Дэвид Карбонелл. — Экспозиционная терапия помогает лишить то или иное действие или событие привычных для вас коннотаций».

3. Медитируйте и дышите

Медитация — один из верных способов с справиться с психологической нестабильностью. Чтобы выяснить, насколько она эффективна при тревожных состояниях, сотрудники Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе провели 47 клинических испытаний с участием 3517 человек.

Результаты восьминедельной практики осознанных медитаций оказались крайне оптимистичными: проявления тревожности и депрессии у испытуемых стали менее интенсивными. «Дыхательные техники тоже приносят пользу, — добавляет Карбонелл. — При панических атаках бывает трудно дышать, вы чувствуете давление в груди, и от этого вам может стать еще хуже.

К счастью, ряд практик помогает восстановить дыхание, прийти в состояние покоя и тем самым облегчить неприятные симптомы».

4. Следите за режимом сна

Здоровый сон — залог нормального функционирования надпочечников, которые отвечают за уровень кортизола в организме. Кроме того, вы будете чувствовать себя спокойнее и сможете адекватнее реагировать на триггерные ситуации.

5. Занимайтесь спортом

«Регулярные занятия спортом — очень полезная привычка, но для тех, кто склонен к чрезмерному беспокойству, она важна как ни для кого другого, — отмечает доктор Карбонелл. — Многие люди, подверженные тревожности, боятся физических нагрузок, потому что во время занятий спортом сердечный ритм учащается, а дыхание становится прерывистым.

Переживать об этом не нужно — просто контролируйте интенсивность нагрузок. Оптимальный режим тренировок — три-пять дней в неделю, по 30-40 минут в день. При этом важно не обрести новую зависимость, думая: «Каждый раз, когда мне нужно сделать что-то, приносящее дискомфорт, я пойду в зал и позанимаюсь спортом вместо этого».

Спорт — не защитный купол, под которым можно спрятаться, сравнивайте его со здоровой дозой витаминов, необходимых для поддержания ментального здоровья».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Источник: https://www.vogue.ru/beauty/guide/kak_spravitsya_s_povyshennym_chuvstvom_trevogi

Как обуздать родительские опасения за ребенка

Нормальные родительские чувства, беспокойства, опасения за своего малыша – это правильно и естественно. Однако, как и все переживания, эмоции, они должны находиться в рамках «золотой середины».

Согласитесь, что полное не проявление материнской любви или отцовской заботы воспринимается в нашем обществе людей как асоциальное поведение. Даже у зверей и птиц отсутствие инстинктов заботы о потомстве чаще проявляется, как патология, а не норма.

Но у маятника есть две стороны размаха. На другой стороне амплитуды в нашем случае находится гипертрофированная любовь, панический страх за ребенка, который превратился в фобию и мешает жить не только родителю, который ею болен, но и ребенку в большей степени.

Все хорошо в меру

Мы выяснили, что все (даже страх) хорошо в меру. По сути, чувство опасности дано нам природой, чтобы уберечься от этой опасности:

  • боязнь высоты не позволяет прыгать с самолета без парашюта;
  • страх боли не разрешает хвататься за раскаленный утюг.

Но любое лекарство может стать ядом, если не знать меры. Перебор с инстинктами, когда у человека дрожат колени на высоте трех ступенек.

Страх за ребенка – отличное чувство, помогающее и дальше существовать нашей цивилизации. Откуда же берутся вредные фобии и отклонения, мешающие этому процессу?

Слияние

Примерно с рождения до школьного возраста мамочка испытывает постоянный страх за жизнь малыша, как за частичку себя. Психологи называют это явления слиянием.

После девятимесячного слияния физического между ребенком и матерью остается пуповина эмоциональная, общее биологическое поле, которое объясняет многие интересные явления.

Вам вдруг нестерпимо захотелось заглянуть в детскую. Так и есть – ваш малыш только что научился вставать и почти перегнулся через перила кроватки. Часто обостренная в этом направлении интуиция помогает родителям предотвратить многие опасности.

Современные психологи согласились с существованием духовной связи и советуют не противиться желанию взглянуть на ребенка, когда оно вдруг возникает. Вместе с тем найдите разумную границу между интуицией и паникой, которая заставляет маму не выпускать из рук своего «младенца» до его глубокой старости.

Боязнь страха

Именно страх перед этими страхами вызывает такое заболевание, как послеродовая депрессия. «Жила-жила без проблем, а теперь навалилась ответственность, с которой я никогда не справлюсь!»:

  1. Только родившая женщина отказывается от ребенка, боится взять его на руки, приложить к груди.
  2. Одновременно она испытывает муки совести, жалость к младенцу и боязнь ответственности.
  3. Отключается сознание от окружающего мира, женщина абстрагируется, пытаясь спастись в эмоциональной пустыне.

Сопереживания

Находясь на одной биологической волне с младенцем, невозможно не чувствовать его эмоции. В одном научно-популярном журнале описывали аппарат, который подключал врача к нервно-психологическим процессам больного и он все чувствовал, как его пациент. Это давало ему возможность поставить точный диагноз.

Так и с молодой мамочкой. Только ей не нужны приборы. Они уже настроены на одну волну. С этого момента существует опасность взрослой женщине проникнуться беспомощностью младенца, «заразиться» его переживаниями, испытывая панический страх за маленького, как за частичку себя.

Это здорово, что вы сочувствуете, сопереживаете малышу. Значит, вы точно знаете, что его тревожит, почему он плачет, что у него болит, и можете вовремя помочь. Но, проваливаясь в его сознание целиком, испытывая постоянный стресс на равнее с новорожденным, вы рискуете стать такой же беспомощной истеричкой.

Бояться, что заболеет, понимать, что ему холодно и укрыть, это нормально. Но вывозить летом в коляске, завернутым в ватное одеяло – это тот случай, когда страх причинить вред своему ребенку как раз и становится причиной этого вреда.

Паранойя

Очень часто, добиваясь безопасного поведения от малыша, родители запугивают его, проецируя свой страх. Но вы-то знаете, что электрический ток не только убивает, а утюг не только обжигает, а потому не бежите в панике от электроприборов и газовой плиты.

Если вы не хотите, чтобы ваш наследник вырос всего боящимся параноиком, постарайтесь после каждого «нельзя» произносить «потому что» и объяснять, как это действует.

Представьте себя ребенком, окруженным одними опасностями в совершенно незнакомом мире. И так все ново и неизвестно, а еще мамочка прямо излучает флюиды страха. А ведь это в ее власти превратить окружающие младенца предметы из врагов в друзья.

Чтобы страх за здоровье ребенка не превратился в опасную фобию, необходимо постоянно работать над собой. А чтобы вас не мучили навязчивые страхи, почаще смотрите в сторону ребенка.

Добавка страха для смельчаков

Иногда ребенок растет совершенно бесстрашным. Все мамины «нельзя, потому что» вызывают только любопытство и желание проверить. Страх за такого шалуна мучает вдвойне. Как убедить малыша в том, что вы всегда правы? Как заставить прислушиваться и верить?

Для таких юных естествоиспытателей существует только один путь – собственный опыт, подтверждающий мамины предупреждения.

Пример. Как мама не объясняла, что утюг горячий, как не прятала его на недосягаемую высоту, но ручки маленького сорванца все равно тянулись к опасному предмету. Устав постоянно носить его с собой на кухню и снова возвращаться к глажке, она просто поставила электроприбор на минимальную температуру и спряталась за дверью. Крику и слез было море, пальчики чуть покраснели. Их тут же подставили под струю холодной воды. Больше с утюгом проблем не было.

Как справится с тревогой

Первое и самое важное – это понимание того, что ваш страх за детей может принять патологический характер. Вы сами можете этого не замечать. Вам кажется, что все правильно и рационально. В этом особенность психологических заболеваний.

Если у человека болит зуб или сыпь на коже, он это прекрасно чувствует и видит. А если у него развивается фобия, он может просто считать это нормальным состоянием.

Не отмахивайтесь от советов и замечаний родственников и друзей. Им виднее.

Знание — сила

Чтобы преодолеть лишние тревоги порой достаточно всего лишь тщательно изучить недостающую информацию. Сегодня все возможные симптомы болезней и отклонений от нормы у детей описаны в Интернете, объяснены и имеют множество способов их устранения.

Необходимо не только изучить приемы оказания первой медицинской помощи в различных критических моментах (высокая температура, инородное тело в дыхательных путях, ожог, ушиб и т.д.), но и приобрести необходимые для этого медикаменты

Совет: не доверяйтесь первой попавшейся статье. Прочитайте много, изучите
проблему, поймите ее, посоветуйтесь с врачом, а потом сделайте свои выводы. Тогда вас не напугает обычная ветрянка, и вы не упадете в обморок от небольшой царапины на пальчике ребенка.

Послеродовая депрессия

Трудно самостоятельно избавиться от послеродовой депрессии. В этом должны обязательно помочь опытные психологи. Надо знать, что эта проблема не возникает внезапно, как чертик из табакерки.

Симптомы заболевания всегда проявляются задолго до родов. Близкие люди должны это заметить и принять меры еще на стадии беременности. Что поможет:

  • совместные покупки красивого белья для новорожденного;
  • УЗИ! Посмотрите какой у вас малыш! У него ручки, ножки, он улыбается, ворочается, сосет палец;
  • фотографии не рожденного еще ребенка, альбом, пустые места для других фото, странички, где надо будет поместить первый локон, написать первое слово и т.д.;
  • общение с плодом. Он чувствует поглаживание, реагирует на громкий звук, он уже есть и будет;
  • школа будущих мам, где учат ухаживать за новорожденным, заворачивать, менять памперсы, кормить.

Именно понимание, привыкание к мысли, что малыш уже есть, он уже живет, и вам осталось только родить его на свет, поможет женщине не заметить «вдруг навалившейся ответственности» и избежать депрессии.

Золотая середина и вредные крайности

  1. Разрешите своему чаду исследовать мир, расширяйте его доступные границы. Предварительно опуститесь на уровень вашего ползающего карапуза и осмотритесь. Сразу становится понятно, какие шкафчики надо закрыть, углы укрыть мягкими наконечниками, электрические розетки крышками. Обезопасив малыша от прямых угроз, можете отпускать его в первое путешествие.
  2. Нельзя быть только препятствием на пути познания и открытий.

    Реально волноваться за будущее малыша – это не защищать его от опасностей, а вместе изучать их. Ведь, если ваш сын не увидит открытый огонь, он не узнает, что тот жжется. Покажите, объясните, расскажите. Пусть он видит, что это опасно, но вы не боитесь. Разрешите маленькой дочери погладить котенка, но предупредите, что он может поцарапать.

  3. Аргументируйте запреты не тем, что вы беспокоитесь. Объясняйте причину вашего «нельзя» понятными словами. Пример.

    Видишь, какая горячая сковорода. Она сердится и шипит: «Не трогай меня, я горячая, обожгу!». А мы сейчас положим на нее котлетку и поджарим. Трогать не будем. Да?

  4. Старайтесь гасить свои беспричинные тревоги и страхи. Мы выяснили, что эмоции матери и ребенка настроены в резонанс. Если вы волнуетесь, малыш тоже чувствует беспокойство.
  5. Ловите сигналы интуиции. Не отмахивайтесь от них.

    Но и не придавайте им сильного значения – это может быть ложной тревогой. Просто спокойно проявляйте бдительность.

  6. Мама всегда лучше всех знает, что надо и что можно ее ребенку. Если вам многодетная соседка советует обливать малыша холодной водой, не кидайтесь сразу к ведру. Прислушайтесь к своему чутью. Только вы чувствуете, насколько можно расширять детские границы познания мира и, не травмируя психику, получать уроки жизни.

Трудно совсем побороть страх, и не нужно. Он помогает вам и вашему ребенку. Просто держите его в «золотой серединке».

Как избавиться от паники

Источник: http://gopsy.ru/strahi-i-fobii/strah-za-rebenka.html

Как помочь ребенку преодолеть страх разлуки — Психология эффективной жизни — онлайн-журнал

Первые несколько лет своей жизни дети почти все время проводят вместе с самыми близкими взрослыми. И хотя, научившись стоять, затем ходить и бегать, а потом и говорить, ребенок начинает отстаивать свою по чуть-чуть расширяющуюся самостоятельность, он по-прежнему тесно привязан к семье.

У родителей тоже появляются причины проводить часть времени с детьми раздельно. Это могут быть выход на работу или поступление ребенка в детский сад, рождение младшего братика или сестрички, переезд, плохое самочувствие и многое другое. Некоторые дети адаптируются к этому легко, у других возникает больше сложностей. Почти все дети скучают по родителям, но что делать, если ребенок так сильно боится расстаться с вами, что больше не может думать ни о чем другом?

Такие дети испытывают сильный страх разлуки (сепарационная тревога), и для них расставание с близким взрослым равносильно горю. Сильные переживания могут сказываться на здоровье ребенка, аппетите, сне, эмоциональном развитии и отношениях с другими людьми. Например, ребенок может отказываться ходить в детский сад или оставаться без мамы или папы даже на одну минуту. Он может постоянно задавать один и тот же вопрос в течение многих дней: «А мама придет?»

Детские психологи Бренда Майлз и Сьюзан Свит описывают, что думают и чувствуют дети, переживающие страх разлуки.

Мысли

Ребенок беспокоится: что если с моим родителем случится что-то плохое, пока мы не вместе, и что если со мной случится что-то плохое, пока нет моего родителя (я потеряюсь, заболею, меня обидят)? Несмотря на то что вероятность таких событий невелика, ребенку в состоянии сильного волнения кажется, что это абсолютно реально.

Телесные ощущения

Страх может вызвать у детей целый поток дискомфортных ощущений, таких как боль в голове или животе, головокружение, повышение температуры, учащенные сердцебиение и дыхание. Организм работает как сигнализация, которая подает сигнал тревоги.

Чувства

Основная эмоция, которую переживает ребенок, — страх, но он также может чувствовать и гнев, грусть, стыд или отчаяние.

Поведение

Первое желание, которое возникает у детей, — держаться подальше от того, что пугает.

Поэтому они стараются не разлучаться с родителями, иногда даже не желая выходить из дома или вставать с кровати, просят оставаться с родителями на ночь, даже если до этого уже спали в своей комнате.

Когда наступает время расставания, дети могут протестовать, плакать, цепляться за родителей или искать постоянного подтверждения у взрослых, что родители придут, что все будет хорошо. При этом такие заверения успокаивают ребенка лишь на очень короткое время.

Страх разлуки тяжело переживается не только детьми, но и их родителями, поэтому полезно знать несколько стратегий, которые помогут с ним справляться:

1. Научите ребенка понимать, что он чувствует. Объясните понятными словами, что это называется тревогой, беспокойством. Расскажите, что это наша сигнализация, которая помогает нам искать безопасности, но она не нужна, когда реальной опасности нет. Пусть ребенок знает, что все мы иногда боимся и тревожимся и что с этим страхом можно справиться, когда он приходит.

2. Практикуйте расставание с ребенком, чтобы он постепенно смог убедиться, что все будет хорошо, когда он находится без вас в безопасном месте, и приобрел уверенность, что сможет справиться со своими чувствами.

  • Делайте это, когда ребенок хорошо себя чувствует (не голоден, не устал и не болен).
  • Начните с коротких периодов расставания, а затем постепенно увеличивайте время.
  • Расставайтесь с ребенком всегда одинаково, чтобы он точно знал, чего ему ожидать.
  • Если есть возможность, то познакомьтесь с новой обстановкой или с незнакомыми людьми заранее, чтобы ребенок немного их узнал. Если такой возможности нет, то просто побудьте несколько минут вместе с ним, пока он осматривается и привыкает.
  • Игрушка, платок или другой предмет, напоминающий о доме, может помочь уменьшить страх и беспокойство. Чем старше ребенок, тем меньше может быть вещь. Хорошо, когда она помещается в карман.
  • Когда приходит время уходить — не делайте этого тайком! Если ребенок обнаружит, что вы внезапно исчезли, это резко усилит и закрепит его страх.
  • Прощайтесь с ребенком коротко, но заботливо. В нескольких словах объясните, когда вы вернетесь за ним (например, «после того как ты погуляешь и поешь»), и постарайтесь выполнить обещание. Затем поцелуйте или обнимите его (используйте простые ритуалы прощания, принятые в семье) и — это самая трудная часть — уходите.
  • Оставайтесь спокойными, даже если ребенок расстроен. Так он сможет видеть вашу уверенность в том, что все будет хорошо.
  • Чересчур сильная опека или постоянное успокаивание ребенка могут создать у него впечатление, что ему на самом деле есть чего опасаться. Постарайтесь вести себя как обычно и вселять в ребенка уверенность, что он способен справиться.
  • Будьте готовы к слезам — это естественное проявление беспокойства и тревоги при разлуке. Обычно они прекращаются после того, как родители уходят, поэтому чем грамотнее вы это сделаете, тем легче будет ребенку.
  • Избегайте затягивать прощание или возвращаться обратно, чтобы посмотреть, все ли в порядке. Это может увеличивать страх у ребенка. В случае необходимости просто договоритесь со взрослым, который отвечает за ребенка, о телефонном звонке через 20 минут. При этом ребенку не стоит знать о том, что вы звонили, или разговаривать с вами по телефону, так как он снова расстроится.
  • Переключение внимания — это хороший способ помочь детям. Если взрослый, с которым он остается без вас, предложит заняться чем-то увлекательным, как только вы попрощались, то ребенку будет легче перейти от грустного настроения к радостному.

3. Проявляйте предусмотрительность, помня, что есть ситуации, которые запускают или усиливают страх разлуки у детей.

Это период адаптации к детскому саду, переезд в другое место, стрессовые события, такие как рождение еще одного ребенка или развод родителей.

После выходных, праздников или болезни, из-за которых ребенок дольше обычного пробыл дома, беспокойство и тревога могут возникнуть с новой силой. В этих случаях постарайтесь как можно скорее вернуть ребенку привычный распорядок дня.

4. Обратите внимание на то, как вы относитесь к разлуке. Сдаетесь ли вы при первых признаках слез ребенка и отменяете свои планы? Меняете ли распорядок дня семьи, чтобы не расставаться с ним? Внутреннее нежелание родителей разлучаться может влиять на усиление страха разлуки у детей.

Если у вас есть опасения по поводу ваших собственных страхов расставания с ребенком, обсудите это с тем, кому можете доверять, — хорошим другом или профессионалом-психологом. Не отказывайте себе в поддержке, ведь, хотя умение переносить разлуку и является важным этапом взросления, оно может даваться нелегко в любом возрасте.

От редакции

Сепарация от родителей — необходимый шаг для любого взрослого человека, и постепенно готовиться к нему нужно уже с самого детства. О правилах успешной сепарации рассказывает психолог Владимир Куц

Источник: https://psy.systems/post/a-mama-pridet-kak-pomoch-rebenku-preodolet-strax-razluki

Не волнуйтесь понапрасну. 5 способов избавиться от детской тревожности — Телеканал «О!»

Не волнуйтесь понапрасну. 5 способов избавиться от детской тревожности

Дети с повышенной тревожностью часто бывают подавленными, им трудно общаться с окружающими, потому что они воспринимают мир как пугающий и враждебный. Такие дети нерешительные, они не могут отличить важное от неважного, постоянные волнения их изматывают и лишают жизненных сил. Что делать, если ваш ребёнок часто беспокоится без повода, рассказывает детский психолог Анжелика Объедкова.

Анжелика Объедкова, детский психолог

Тревогу нельзя назвать разрушительным чувством, потому что она в каких-то ситуациях помогает избежать опасности и решить проблемы. Но если это чувство проявляется в благополучных ситуациях и становится устойчивой чертой личности ребёнка, то это повод задуматься.

Найти причину

В детском возрасте она не обязательно может быть вызвана внешними факторами. Тревога может возникнуть из-за некоторых проблем при родах, во время беременности мамы. Это состояние может не покидать ребёнка уже после рождения.

При этом тревога не всегда находит своё выражение в страхе и может не осознаваться ребёнком. Отличие страха от тревоги в том, что страх может быть ситуативным или вызванным конкретным воздействием со стороны.

С ним бороться проще, особенно в младшем возрасте, с тревогой же дело обстоит намного серьёзнее.

Если мы говорим о периоде первых лет жизни малыша, то здесь причинами появления тревожности могут быть: чрезмерная опека, отсутствие свободы действий, постоянный контроль и слишком эмоциональная реакция родителей. К ним же относится отсутствие внимания.

В этом случае ребёнок переживает по поводу своей безопасности и не понимает, почему он никому не нужен.

В некоторых случаях у ребёнка такие чувства могут появиться после рождения брата или сестры, редко источником беспокойства могут быть неправильные приёмы воспитания в детском саду или школе.

Но если родители обеспечивают чувство безопасности своему ребёнку, то со всем этим он легко справится. Отсутствие контакта с другими детьми тоже может повлиять на возникновение тревоги. Поэтому родители должны социализировать малыша до отправления его в детский сад.

Как справиться?

Нужно отчётливо понимать, что причины появления постоянной повышенной тревожности у ребёнка связаны, в первую очередь, с ситуацией в семье. Чтобы разобраться в происходящем:

  1. Обратитесь к детскому психологу и вместе с ребёнком посетите пару занятий.

  2. Если такой возможности нет, поговорите с ребёнком о его состоянии. Это должна быть непринужденная душевная беседа с заинтересованным слушателем. Желательно, чтобы это был не один разговор.

  3. Организуйте совместную деятельность с ребёнком, чтоб он мог почувствовать себя частью семьи. Здесь можно создавать ситуацию успеха, другими словами, хвалить для поднятия самооценки.

  4. Постарайтесь снять напряжение. Это может быть рисование, прослушивание перед сном спокойной музыки, телесный контакт, в том числе массаж лица, плеч, спины — он очень хорошо помогает снять напряжение.

  5. И самое главное — не тревожьтесь сами. Дети это очень хорошо чувствуют и впитывают как губки. Поэтому если вы тревожитесь, то логично, что ребёнок будет испытывать те же эмоции.

Если тревога ситуативная, то здесь другая схема действий. Нужно аккуратно создавать ситуацию столкновения с ней, тогда постепенно ребёнок будет понимать, что волноваться повода нет.

Разберём на примере: у ребёнка тревожность появилась из-за того, что он начал ходить в детский сад. Она может проявляться плаксивостью, плохим сном и аппетитом, нарушением стула, поднятием температуры, нежеланием говорить о детском саду, нежеланием отпускать маму даже в магазин. Здесь важно действовать последовательно.

Не нужно расхваливать детский сад и убеждать, что там всё будет прекрасно, так как после таких убеждений ребёнок ещё больше разочаруется, справиться ему с тревожностью будет ещё сложнее. Лучше начать посещать с ним детские площадки и создавать ситуации, в которых он сам захочет пообщаться с другими ребятами.

Можно вместе посмотреть фотографии других малышей из детских садов, а затем провести небольшой экскурс по детсаду, посмотреть, что там происходит. Каждый день объясняйте ребёнку, почему он должен оставаться с другими взрослыми на некоторое время. В течение недели посещайте детский сад вместе, обсуждая каждый прошедший день. После этого можно предложить малышу остаться там на один день без мамы или папы.

Когда ребёнок согласится, родители могут начать его оставлять с педагогами на половину дня. При хорошем исходе он успокоится и начнёт с радостью посещать детский сад.

Для того, чтобы чувство повышенной тревожности у ребенка не возникало, нужно создать и поддерживать комфортную гармоничную обстановку в семье. Разговоры по душам в конце дня, обсуждение всего произошедшего помогают предотвратить многие психологические проблемы у детей, в том числе и тревожность. Не нужно забывать и про объятия, совместные игры с детьми, про добрые слова. Главное то, что родители должны вовремя понять, что их ребёнок переживает.

Анастасия Куратова

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11781

7 способов воспитать ребёнка, который не боится ошибок, критики и не будет вам врать

Самооценка ребёнка должна быть обязательно высокой. Иначе ребёнок будет вечно неуверенным и несчастным. Так считают родители, которые даже не всегда понимают, что такое самооценка. И не делают простых, но важных вещей, чтобы у ребёнка с самооценкой не было проблем. Психолог Вита Малыгина объясняет, на каких принципах держится самооценка детей. Да и наша тоже.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Поправим немного формулировку: желательно, чтобы самооценка была адекватной, соразмерной, устойчивой и не колебалась от лёгкого ветерка. То есть неосторожного или преднамеренно критического слова других людей.

Самооценка — это способность человека оценивать себя, свои качества, и, опираясь на эту оценку, развиваться и жить. Правильная самооценка позволяет ошибаться и не страдать от бессмысленного чувства вины. Вместо этого — получать опыт. Ведь без ошибок живут только боги. Выходит, ещё одна особенность адекватной самооценки — её реалистичность. Хорошо бы, чтобы мы не заигрывались в богов, которые не ошибаются и ничего не боятся. И чтобы детям эту игру не подсовывали.

Но не все семьи понимают самооценку. И начинают усердно хвалить ребёнка, говорить, что всё у него получается лучше всех, куда остальным! Человек, который растёт с уверенностью, что он — самый-самый, неизбежно столкнётся с разочарованием. И ничего похожего на адекватную самооценку у него точно не будет.

Родители, которые решили (или так само пошло) всячески превозносить способности ребёнка во всём, за что бы он ни взялся, не видят за всем этим самого ребёнка. Проблемы, тревоги, чувства, переживания просто игнорируются. Вот откуда берутся тридцатилетние мальчики и девочки, обиженные на судьбу за то, что она не пришла и не дала им всё, что должно принадлежать им по праву своего таланта или превосходства. И похвала не помогла им выработать адекватную самооценку.

А что же помогает и что нужно действительно делать?

1. Взять ответственность за своих детей. Да, решение принимаете вы, а не они

Пока мы родители, как ни крути, как не советуйся с детьми, мы и только мы делаем решающий выбор. Идти в эту школу или в ту? Разбираться с учителем или спустить на тормозах? Решение принимаем мы. Нет ничего хуже, когда родители пытаются в этих решениях опираться на ребёнка:

  • «Мы не смогли с ним справиться, поэтому он не ходит в садик».
  • «Мы развелись, потому что так было лучше детям».
  • «Мы не развелись, потому что дочка мужа очень любит».
  • «Я не могу его уложить спать, он не даётся».
  • «Мы не можем отнять у неё планшет, это кончается слезами».

Вот как звучит нежелание родителей признать свою ответственность и нести её. Нет, дорогие мои:

  • Ваш ребёнок не ходит в садик, потому что вы так решили.
  • Вы разводитесь, потому что вы так решаете поступить.
  • Вы не разводитесь потому, что вы, а не дети принимают такое решение.
  • Вы не можете уложить ребёнка спать, потому что чего-то не видите, не понимаете, не можете найти подход, а не потому, что ребёнок не даётся.
  • Вы не отбираете у дочки планшет, потому что не знаете, как утешить её и не хотите выглядеть в её глазах плохими.

И главное, чему приходится учиться родителям, которые заботятся о самооценке ребёнка, — принимать ответственность за свои решения, даже если они «непопулярные», даже если через несколько лет дети вам их припомнят, даже если вы понимаете, что ошиблись.

Вот она — база для детской самооценки. Мир надёжен. Потому что родители знают, что делать.

2. Учиться интересоваться своими детьми, а не только их успехами

Много лет назад педагог Симон Соловейчик написал книжку «Педагогика для всех». Прекрасную книжку. Можно каждый день читать на ночь. Очень вдохновляет, опускает на землю и приводит в чувства — тройной эффект.

Интересно, что её читатели делятся ровно на две категории: те, кто книгу взахлёб читают, и те, кто через десять страниц говорит: «Одна вода, ничего конкретного». Я бы объяснила это так: первой категории читателей интересно с детьми. Даже если они иногда слишком за них переживают. Второй — дети не интересны. Даже собственные. Так бывает.

Есть люди, которые интересуются цифрами, железками, музыкой, буквами. Но не людьми. И вот пусть дети подрастут, заинтересуется цифрами, музыкой, ещё чем-нибудь — тогда поговорим.

Детям, чтобы расти уверенными в себе, нужно чувствовать, что ими интересуются

Не просто переживают за них («Что у тебя болит? Ты здоров? У тебя какие оценки сегодня? Кто эта Маша из первого подъезда?»). А интересовались ими («Что ты читаешь? Что думаешь про новую серию такого-то сериала? Когда тебе грустно?»).

Нашим детям для хорошей самооценки нужно то же, что и нам самим. Если те, с кем мы живём рядом, с кем работаем, не интересуются нами, нашими мыслями, просто не болтают с нами о всяком, пусть и понемногу, мы чахнем и наша самооценка падает.

3. Перестать делать замечания. Как бы ни было сложно

Про вред критики для самооценки любого человека, а ребёнка особенно, скажу вскользь — про это уже даже старушки у подъезда в курсе и дети в средней группе детского сада. Все об этом знают, но удержаться очень трудно. Мы пропитаны критикой, мы в ней выросли.

Советская культура — культура корректирующая, поправляющая. Государство точно знало, как надо. Так и пошло с тех пор: «Горбишься, улыбаешься, почему без сменной обуви, ничего сами не можете, плохо работаешь, плохо отдыхаешь, плохо ешь, совсем не ешь, слишком толстый».

Только успевай уворачиваться.

Нашим детям достаётся из-за простого правила: получил сам — передай другому. Мы, взрослые, и сами живём под этим градом критики со всех сторон. А если мы уже родители — град усиливается. Постоянная критика и замечания в адрес ребёнка быстро убивают в нём всякий интерес и вселяют страх ошибки.

4. Учить ребёнка ошибаться и ценить ошибки (а не ругать за них)

Ребёнок всё делает впервые, у него нет опыта. Он получает его, постоянно ошибаясь. Если мы хотим, чтобы он был уверен в себе и не трясся от страха перед ошибками, нужно поддерживать его тогда, когда у него не получается. Говорить: «Ты молодец, что пробуешь. Ты смелый и сильный! Давай ещё раз попробуем».

Вы встаёте с ним рядом, и в разном возрасте это значит разное: для двухлетнего ребёнка — иногда достаточно просто взять его руки в свои. Для пятилетнего: спросить, хочет ли он, чтобы вы помогли. Для семилетнего — помочь понять, что именно не получается.

Для 12-летнего — быть рядом, чтобы чуть что поддержать, когда позовёт.

5. Хвалить за то, что ребёнок сделал, а не за то, что он «самый лучший» или «лучше кого-то»

Когда ошибки не ободряются или отрицаются («Ты не можешь этого не понять, ты просто не хочешь понимать»), а достижения превозносятся как самые-самые из самых-самых, есть риск вырастить короля без королевства.

То есть человека, который будет бессознательно пытаться изо всех сил удерживать чувство своего превосходства над другими. Это как раз те странные истории, когда человек хочет большего и вроде всё у него есть для того, чтобы этого большего достичь.

Но он топчется на месте, ничего не делает и лишь критикует успехи далеко не таких умных и талантливых, но активных и смелых людей.

Так вот. Если хотите ребёнку добра, хвалите его не за то, что «у других детей никогда так не получится», а хвалите за то, в чём он превзошёл сам себя, за то, что он научился делать лучше.

6. Верить детям, даже когда они врут

Спросите взрослых, у которых были хорошие отношения с родителями и которым многое в жизни удалось сделать, за что они благодарны своим родителям. И вы услышите: за то, что они мне верили и доверяли. Даже тогда, когда этого делать, казалось бы, не следовало. Педагог Александр Нилл, основатель школы «Саммерхилл», считал, что дети в основном лгут от страха. И если дети перестают бояться — они перестанут обманывать.

Родители часто переживают, что дети много врут, некоторые маниакально требует от детей говорить правду и только правду. Вот что пишет Александр Нилл о своей и детской лжи:

«За почти 40 лет моей работы я ни разу сознательно не солгал ученикам, да никогда и не испытывал подобного желания. Впрочем, это не вполне верно, потому что однажды я солгал крепко. Девочка, несчастливая история которой была мне известна, украла фунт. Трое мальчиков — школьный комитет по кражам — видели, как она покупала мороженое и сигареты, и устроили ей перекрёстный допрос. „Этот фунт мне дал Нилл“, — утверждала она.

Мальчики привели её ко мне: „Ты давал Лиз фунт?“ Наскоро оценив ситуацию, я непринуждённо ответил: „Ну да, давал“. Я знал, что, если бы я её выдал, она уже никогда бы не поверила в меня. Я должен был подтвердить, что я до конца на её стороне. Я уверен, что, если бы её семья была честной и свободной, такая ситуация никогда бы не возникла.

Я солгал умышленно — с лечебной целью, — но ни в каких других обстоятельствах я не смею лгать».

7. Оставаться на стороне своих детей до конца

Быть до конца на стороне своих детей — ещё одно важное родительское свойство, которое помогает ребёнку вырасти уверенным в своих силах человеком. Быть до конца на стороне своих детей — значит видеть их, понимать их, знать, что в детях, как и в каждом из нас, живут разные чувства, что они, как и другие люди, могут злиться, могут быть несправедливы. Знать всё это, но всё равно оставаться на их стороне. Как бы это ни было трудно.

Иллюстрации: iStockphoto (KanKhem)

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/7652034-self_evaluation

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как ничего не бояться
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа психологии
Кто такой равнодушный человек

Закрыть